Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 сентября 2021

КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ

И. МЕРКУЛОВ

Замечательный советский ученый Константин Эдуардович Циолковский был в своей научно-исследовательской деятельности исключительно разносторонен и многогранен.

В течение своей многолетней трудовой жизни, полной упорной и напряженной творческой работы, Циолковский обращался к исследованию самых различных областей науки. Им самостоятельно, независимо от иностранных авторов была разработана кинетическая теория газов, опубликован целый ряд трудов по астрономии, физике, истории и многим другим вопросам, в том числе и вопросам философского характера.

Но главное, доминирующее место в творчестве Циолковского занимают две стержневые темы его многолетних научных трудов, превалирующие над всеми иными его работами и по своему исключительному значению и по уделенному им времени.

Первая из них — цельнометаллический дирижабль с изменяемым в полете объемом. Проект этого дирижабля был разработан и предложен Циолковским задолго до появления первых дирижаблей Цеппелина.

Второй темой является теория реактивного движения, послужившая основой развития всей реактивной техники и поставившая Циолковского в первые ряды мировых ученых как гениального основоположника ракетоплавания и прозорливого ученого, теоретически доказавшего возможность исследования космических пространств.

Оба эти комплекса научных работ являются величайшим вкладом Циолковского в мировую науку, величайшим наследством замечательного ученого, оставленным им партии большевиков и советскому правительству.

Наряду с ними наследство великого ученого содержит ряд научных работ по аэродинамике, для выполнения которых Циолковским была построена первая в России аэродинамическая труба. Исследования Циолковского по аэродинамике намного опередили подобные исследования иностранных специалистов и показали, каким могучим талантом, какой необъятной творческой силой обладал этот замечательный ученый и человек.

Целью всей жизни Циолковского, целью всех его научных трудов было, как пишет он сам, горячее желание «своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперёд», и мы можем уверенно сказать, что эта благодарная цель была Циолковским блестяще достигнута. Он выполнил колоссальную задачу, и теперь не может быть никаких сомнений в оценке результатов его титанического труда. Глубокая любовь советской общественности к своему замечательному ученому и блестящие результаты, которые дает реализация его трудов, являются лучшим ответом на вопрос, который задавал себе сам Циолковский: «Оправдал ли я тот хлеб, который ел в продолжении 75 лет?». Не даром профессор Моисеев в предисловии к «Избранным трудам К. Э. Циолковского» пишет: «Борцы за социализм приветствуют тебя, товарищ Циолковский, упорный борец за счастье человечества, которому на службу пойдут твой дирижабль и твоя ракета...».

Жизнь Циолковского является примером упорного, напряженного труда, последовательного выполнения поставленной перед собой задачи. Неутомимый ученый показал, с каким самоотвержением нужно работать на пользу общества. Краткое описание его жизненного пути, из которого большая часть прошла в тяжелых условиях дореволюционной России, наглядно показывает, с каким терпением скромного труженика выносил этот величайший человек все невзгоды своей жизни и с какой радостью он приветствовал рождение новой общественной формации, с увлечением отдаваясь творчеству на пользу развития социализма.

«СССР идет усиленно, напряженно по великому пути индустриализации страны и построения бесклассового общества, и я не могу этому не сочувствовать и горячо не приветствовать борцов за это дело...» — так кончает Циолковский описание своей жизни, начавшейся 78 лет тому назад в провинциальной глуши старой России.

*

Константин Эдуардович родился 18 сентября 1857 г. в селе Ижевском, Спасского уезда, Рязанской губернии. Отец его, поляк по происхождению, был лесничим и, имея большую семью, постоянно испытывал нужду и лишения. По отношению к царскому, правительству в семье всегда царило оппозиционное настроение, что не могло не сказаться на выработке у большинства детей определенного мировоззрения. В частности Константину Циолковскому впоследствии неоднократно приходилось испытывать за свое вольнодумство служебные неприятности со стороны начальства.

Недостаток средств не позволял отцу Константна Циолковского давать детям школьного образования, и Константин, так же как и его братья, учился лишь у матери, пополнив свои знания в дальнейшем жадным чтением книг.

Десяти лет маленький Костя перенес тяжелую болезнь, отразившуюся на всей его дальнейшей жизни. Катаясь на санках, он простудился и следом затем заболел скарлатиной, последствием которой явилась глухота, наложившая свой отпечаток на весь характер его последующей работы.

«Понятно, что моя глухота с детского возраста, —  пишет Циолковский, — лишив меня общения с людьми, оставила меня с младенческим знанием практической жизни, с которым я пребываю до сих пор. Я поневоле чуждался ее и находил удовлетворение только в книгах и размышлении. Вся моя жизнь состояла из работ, остальное было недоступно». К этому несчастью вскоре прибавилось тяжелое горе — потеря матери. Оставленный без родительской заботы, без товарищей-сверстников Костя был предоставлен самому себе и занимал свое время тем, что мастерил различные механические игрушки. «К 14—16 годам потребность к строительству проявилась у меня в высшей форме. Я делал самодвижущиеся коляски и локомотивы» — рассказывает Циолковский об этом периоде своего детства. Затем Константин стал все более и более тяготеть к книгам, с их помощью он изучил арифметику, физику и всячески старался применить полученные знания для устройства различных приборов, например автомобиля, движущегося струей пара, бумажного аэростата с водородом и целого ряда других. «Более всего, — пишет Циолковский, — я увлекался аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос, каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу».

Когда Константину исполнилось 16 лег, отец послал его учиться в Москву, где он прожил три года, занимаясь самостоятельно своим образованием, главным образом, в различных библиотеках, так как отсутствие средств и глухота не позволяли ему поступить в школу или нанять учителя. Свою жизнь в Москве Циолковский характеризует следующими словами: «Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву. Но что я мог там сделать со своей глухотой? Какие связи завязать? Я получал из дома 10—15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имея даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, реторты, ртуть, серную кислоту и прочее». О своих учебных занятиях в Москве Константин Эдуардович говорит следующее: «Я проходил первый год тщательно и систематически курс начальной математики и физику. Часто, читая какую-нибудь теорему, я сам находил доказательство. И это мне более нравилось и было легче, чем проследить объяснение в книге».

После трехлетнего пребывания в Москве, Циолковский вынужден был уехать обратно к отцу, так как последний из-за отсутствия средств не мог более высылать сыну денег. Приехав в провинцию, Константин Эдуардович стал давать частные уроки по физике и математике, а в 1879 г. сдал экстерном экзамен на звание учителя и вскоре получил назначение преподавать арифметику и геологию в Боровском уездном училище. К этому времени относится начало его самостоятельной научной работы. Все свое время и все свои средства Циолковский посвящает преподаванию в училище и проведению научных опытов. В училищах он на свои деньги покупает приборы для физического кабинета и демонстрации различных опытов с целью оживить преподавание и вызвать интерес у учащихся. В свободное от преподавания время Константин Эдуардович занимается различными изобретениями, из которых на первом месте стоит проект цельнометаллического дирижабля. В 1887 г., разработав подробно свой проект, Циолковский едет с ним в Москву и делает о нем первый доклад в обществе любителей естествознания при Политехническом музее. Но, несмотря на благосклонное отношение к Циолковскому со стороны некоторых московских работников, например Столетова, большинство специалистов не понимало его замечательного проекта, отвергая его целесообразность. Целый ряд последующих обращений Циолковского в различные учреждения и издание его трудов с описанием дирижабля не оказал его автору никакой помощи. Так например, в воздухоплавательном отделе технического общества на проект дирижабля, или, как его называл тогда Циолковский металлический управляемый аэростат, — дали отзыв, в котором говорилось: «Аэростат должен навсегда, силою вещей, остаться игрушкой ветров».

К. Э. Циолковский среди своих моделей

Судьба проекта цельнометаллического дирижабля Циолковского была типичной судьбой всех новых изобретений в условиях старой России. Единственным результатом его поездки в Москву и многократных обращений к ученым был перевод Циолковского из г. Боровска, хотя и не в Москву, как он просил, но все-таки в губернский город Калугу, где Циолковский был преподавателем уездного училища. На новом месте Циолковский еще более энергично продолжает свои исследования, строит модели аэростата и разрабатывает проект аэроплана, идеей которого он занялся еще в г. Боровске. Произведенный Циолковским расчет аэроплана и сделанные к нему чертежи были талантливым предвосхищением будущего развития авиации. За девять лет до первого полета бр. Райт, т. е. в 1894 г., Циолковский опубликовал в журнале «Наука и жизнь» свое исследование по авиации (под заглавием «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Не найдя поддержки в обществе, Циолковский продолжал один работать над своим аэропланом, так же как работал один над проектом своего дирижабля. Встретившись с необходимостью определять силу сопротивления воздуха, которую должно испытывать крыло аэроплана, Циолковский начал производить первые в России и также один из самых первых в мире аэродинамические опыты по определению давления воздуха на движущуюся в нем пластинку, а затем и на другие более сложные тела. Сначала он выставлял для этой цели пластинку на ветер и измерял давление воздуха, но вскоре затем, стараясь создать около пластинки более равномерное течение воздуха, пришел к идее аэродинамической трубы, которую и построил у себя в Калуге, производя в ней многочисленные аэродинамические опыты. Эта аэродинамическая труба, или, как ее называл сам Константин Эдуардович, воздуходувка, была первой не только в России, но и во всем мире. О своих опытах в воздуходувке Циолковский говорит следующее: «Как воздуходувка, так и измерительные приборы были оригинальны и очень чувствительны, что позволило получить новые интересные выводы. Впоследствии к таким же выводам пришли и другие экспериментаторы». Все работы по аэродинамическим исследованиям Циолковскому приходилось проводить самому и на свои скудные средства. Несколько статей о его работах вызвали пожертвования от разных лиц на дело воздухоплавания, но всего была собрана ничтожная сумма в 55 рублей. Несмотря на мизерность этой поддержки, Циолковский с неугасимой энергией продолжал свою работу и пытался даже заинтересовать ею Академию наук. О том, что вышло из этой попытки, ясно говорят следующие строчки самого изобретателя: «Я много разъяснил себе произведенными опытами, которые описал так же, как и устроенные мною приборы в «Вестнике опытной физики», в статье «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток» (1899 г.). Работа эта была представлена мною в Академию наук. Академик Рыкачев сделал о ней благоприятный доклад, состоящий из 80 писчих листов и таблиц-чертежей». Как отнеслась Академия наук к его работам, Циолковский рассказывает следующим образом: «Академия дала о моих трудах благосклонный отзыв, но в виду множества сделанных мною оригинальных открытий, отнеслась к моим трудам с некоторым сомнением. Теперь (1913 г.) Академия может порадоваться, что не обманулась во мне и не более сложные тела. Сначала он выставлял для этой цели пластинку на ветер и измерял давление воздуха, но вскоре затем, стараясь создать около пластинки более равномерное течение воздуха, пришел к идее аэродинамической трубы, которую и построил у себя в Калуге, производя в ней многочисленные аэродинамические опыты. Эта аэродинамическая труба, или, как ее называл сам Константин Эдуардович, воздуходувка, была первой не только в России, но и во всем мире. О своих опытах в воздуходувке Циолковский говорит следующее: «Как воздуходувка, так и измерительные приборы были оригинальны и очень чувствительны, что позволило получить новые интересные выводы. Впоследствии к таким же выводам пришли и другие экспериментаторы». Все работы по аэродинамическим исследованиям Циолковскому приходилось проводить самому и на свои скудные средства. Несколько статей о его работах вызвали пожертвования от разных лиц на дело воздухоплавания, но всего была собрана ничтожная сумма в 55 рублей. Несмотря на мизерность этой поддержки, Циолковский с неугасимой энергией продолжал свою работу и пытался даже заинтересовать ею Академию наук. О том, что вышло из этой попытки, ясно говорят следующие строчки самого изобретателя: «Я много разъяснил себе произведенными опытами, которые описал так же, как и устроенные мною приборы в «Вестнике опытной физики», в статье «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток» (1899 г.). Работа эта была представлена мною в Академию наук. Академик Рыкачев сделал о ней благоприятный доклад, состоящий из 80 писчих листов и таблиц-чертежей». Как отнеслась Академия наук к его работам, Циолковский рассказывает следующим образом: «Академия дала о моих трудах благосклонный отзыв, но в виду множества сделанных мною оригинальных открытий, отнеслась к моим трудам с некоторым сомнением. Теперь (1913 г.) Академия может порадоваться, что не обманулась во мне и не бросила денег на ветер. Благодаря последним опытам Эйфеля самые странные выводы мои подтвердились».

В этом-то и заключалась одна из главных неудач творчества Циолковского в старое время. Производимые им исследования были настолько новы и смелы, что косная мысль того времени не могла и не хотела понять их, оставляя без всякой поддержки одинокого ученого самоучку, который с беззаветной преданностью научным исследованиям творил свое великое дело, напрягая для его выполнения последние силы и средства.

Также почти незаметно, не вызвав сколько-нибудь заметного внимания, прошла классическая работа Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованная в журнале «Научное обозрение» в № 5 в 1903 г.

К. Э. Циолковский в своем кабинете

В этой замечательной работе Циолковский впервые в мире дал теорию движения ракет, став основоположником ракетоплавания и доказав полную возможность полета человека за пределы земной атмосферы. Но и эти его труды в то время не встретили никакой поддержки.

Так, без всякой помощи, занимаясь своими научными исследованиями и преподавательской деятельностью, под косыми взглядами начальства, проходила жизнь Циолковского в Калуге с 1892 по 1917 гг., когда наступившая революция в корне переменила отношение общества к смелым идеям талантливого ученого, и Циолковский с радостью встретил рождение нового социального строя.

«Только после революции, когда я попал в трудовую советскую школу второй ступени, отношение ко мне переменилось, и я почувствовал радость свободной работы в условиях нормальных взаимоотношений», — пишет Константин Эдуардович. Но уже подорванное здоровье и истощенные силы заставили его прекратить педагогическую работу. «В 1920 г.,— вспоминает Циолковский, — общая слабость здоровья заставила меня оставить советскую школу, после чего я отдал все мои силы научным работам и исследованиям». Особым постановлением правительства Циолковскому была назначена персональная пенсия, советская общественность проявила большое участие к судьбе ученого самоучки и все возрастающий интерес к его изобретениям и научным трудам. Это дало новые силы неутомимому труженику и вызвало большой подъем его научного творчества.

«При советском правительстве, обеспеченный пенсией, я мог свободно отдаться своим трудам и, почти незамеченный прежде, я возбудил теперь внимание к своим работам», — с радостью замечает Циолковский.

В этот период творчества Циолковский разработал целый ряд изобретений: реактивный аэроплан, стратоплан, полуреактивный гидроплан и много других проектов.

После революции Циолковским было издано около 100 печатных трудов и статей, что вместе с изданными ранее составляет около 150 работ. Кроме этого, в наследстве ученого сохранилось около 100 рукописей, в которых разбираются вопросы из самых широких областей науки. Тут и аэродинамические исследования, и теория газов, разработанная Циолковским независимо от иностранных ученых, и исторические статьи, и ряд заметок по философии, и описание его многочисленных изобретений, в том числе по авиации и ракетоплаванию.

Все это колоссальное наследие знаменитого ученого было оценено советской общественностью, окружившей заботой и вниманием Константина Эдуардовича в его научной деятельности и его повседневной жизни.

«О моих трудах и достижениях появилось много статей в газетах и журналах, — с удовлетворением констатирует Циолковский. Мое семидесятилетие было отмечено прессой. Через пять лет мой юбилей даже торжественно отпразднован в Калуге и Москве».

Юбилей Циолковского, отмеченный торжественным заседанием в Колонном зале Дома Союзов 11 октября 1932 г., превратился в радостный праздник советского изобретательства. Центральный совет Осоавиахима, явившийся одним из первых инициаторов реализации идей Циолковского, создал к этому времени в нашем Союзе группы изучения реактивного движения, начавшие воплощать в жизнь мечты Циолковского о ракетоплавании. Специальным постановлением цельнометаллический дирижабль Циолковского был признан особо важным изобретением и принят к немедленной реализации. Сознание, что два дальнейших его изобретения, две основные темы, которым он посвятил всю свою жизнь, реализуются усилиями всего общества, придало Циолковскому новый прилив энергии и сделало для него празднование его 75-летнего юбилея особенно торжественным.

Печатные труды К. Э. Циолковского

Специальным постановлением, отмечая выдающиеся заслуги гениального ученого, советское правительство наградило Циолковского орденом Трудового красного знамени, установило ему повышенную персональную пенсию и переименовало улицу Брута, на которой жил Циолковский в Калуге, в улицу имени Циолковского. Московский областной исполнительный комитет предоставил Циолковскому новый дом, в котором Константину Эдуардовичу были обеспечены все удобства для спокойной жизни и научной работы.

В новом доме, куда Циолковский переехал из своего старого домика на окраине Калуги, в котором он прожил 40 лет, им продолжалась по-прежнему упорная научная работа и обширная переписка со своими многочисленными учениками и последователями. До самых последних дней своей жизни с неугасимой энергией следил замечательный ученый за воплощением в действительность своих идей и развивал новые мысли, давал новые усовершенствования своих грандиозных проектов, видя все время перед собой заветную цель — «своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед». Об этой цели он писал за 6 дней до смерти, т. е. 13 сентября 1935 г., когда, прощаясь с жизнью, завещал свои труды партии большевиков и Советской власти.

Свою большую полную трудов и лишений, полную упорной вдохновенной работы жизнь великий человек закончил замечательным письмом вождю народа тов. Сталину.

«Мудрейший вождь и друг всех трудящихся, т. Сталин!

Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться.

Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь Советская власть и партия Ленина—Сталина оказали мне действительную помощь. Я почувствовал любовь народных масс и это дало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает мне закончить начатого дела.

Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды.

Всей душой и мыслями Ваш, с последним искренним приветом всегда Ваш К. Циолковский».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

«Водный автобус» | ТМ 1940-05

«Водный автобус» — так назвали конструкторы новый скоростной катер, строящийся для московского пригородного пароходства. Этот катер будет им...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.