Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 сентября 2021

Отличная машина

С. КАНЕВСКИЙ

Ни для кого не секрет, что в распоряжении самолетного парка гражданского воздушного флота находятся машины преимущественно устарелых конструкций. В основном на магистралях работают следующие два типа самолетов: АНТ-9, рассчитанный на 9 пассажиров, пилота и бортмеханика, и К-5 — одномоторный самолет для 6 пассажиров, пилота и бортмеханика. Что касается АНТ-9, то эта машина зарекомендовала себя как вполне надежная и устойчивая. Но авиационная техника так быстро шагает вперед, что эта машина уже успела устареть. Она летит со скоростью всего 230 километров в час; дальность безостановочного полета не превышает 800 километров. Самолет К-5 по своей максимальной скорости не превосходит 220 километров в час; дальность полета примерно та же.

Насколько устарели оба эти самолета, видно из сравнения с американскими пассажирскими машинами Локхид-Электро и Боинг, получивших широкое распространение на трансконтинентальных авиалиниях. Летают они со скоростью 300—320 километров в час. Прекрасно оборудованные и очень устойчивые, они способны работать в любую погоду, в любое время года. Не даром эти два типа американских самолетов по своим летным качествам, надежности и удобствам, предоставляемым пассажирам, могут служить примером для Европы. Но вот на днях на государственное испытание была поставлена новая советская пассажирская машина, которая ни в какой мере не уступает лучшим американским образцам. Речь идет о двухместном дюралевом моноплане ЗИГ-1. Что представляет собой этот самолет?

Он рассчитан на 12 пассажиров, бортмеханика, пилота и 240 килограммов багажа. При нормальной нагрузке дальность безостановочного полета ЗИГ-1 достигает 1000 километров. Максимальная расчетная скорость 300 километров в час. Крейсерская скорость (наиболее экономичная скорость полета) — 265 километров в час. Общий полетный вес самолета (с нагрузкой) достигает 6500 килограммов. Мертвый вес самолета 4300 килограммов. Самолет в отношении запаса прочности конструкции полностью отвечает новым повышенным техническим требованиям. Резерв прочности достаточно велик, чтобы в случае надобности перегрузить самолет без всякого риска. Несущая поверхность ЗИГ-1 — 72 квадратных метра. Размах крыльев — 23 метра; длина — 16 метров.

Весь самолет — цельнометаллический. В его постройке применялись только советские материалы.

С точки зрения современной аэродинамики, конструкция самолета безупречна. Фюзеляж типа монокок (овальной формы). Крыло двухлонжеронное с гладкой обшивкой. Листы дюраля склепаны «впотай». Колеса шасси снабжены тормозами и масляной автоматической амортизацией. Сзади поставлено костыльное колесо, имеющее также масляную пневматическую амортизацию. Конструкторы много поработали над тем, чтобы формы самолета были максимально зализаны. Машина прекрасна по своей обтекаемости. На теле самолета вы не найдете ни одной выступающей детали. Нет даже дверной ручки. Факелы и те спрятаны во внутрь; они выдвигаются лишь тогда, когда пилоту их нужно зажечь. Два сотовых радиатора очень остроумно скрыты в капотах оригинальной формы, и их лобовое сопротивление ничтожно.

На самолете поставлены два мотора типа М-17 по 500 лош. сил. Моторы эти, зарекомендовавшие себя своей надежностью, все же устарели: они несколько тяжелы, и габариты их мало устраивают конструкторов. Такая замечательная по своим аэродинамическим качествам машина могла бы свободно развивать 370—380 километров в час, если бы в распоряжении строителей машины были даны более совершенные двигатели.

ЗИГ-1 удовлетворяет всем требованиям безопасности полета. Хвостовое оперение самолета имеет два дополнительных киля по бокам. Каждое из них управляется самостоятельно. Это дает большие преимущества. Может случиться, что в полете один из моторов «отказал». Но пилот имеет возможность, регулируя устойчивость самолета с помощью дополнительных килей, продолжать полет, не снижая высоты. Между прочим входная дверь устроена таким образом, что если бы пришлось выбрасываться с парашютами, она моментально была бы сброшена. С той же целью устроен сбрасываемый люк и над местами, где сидит экипаж.

Новая машина отличается своими удобствами для пассажиров. В просторной кабине человек может стоять во весь рост. Против каждого пассажира — окно. Самолет, предназначенный не только для дневных, но и для ночных полетов, освещается электричеством. Воздух в кабине вентилируется.

Машина проектировалась и строилась не больше года. Инициатором ее проекта был инженер Бенин, главным конструктором  —  т. Кулев. В проектировке участвовали тт. Дракин, Сладкопевцев, Арнов, Мамлеев, Калмаков, Фрид и Лехман. Строился ЗИГ-1 под руководством инж. Сперанского.

Можно без преувеличения утверждать, что появление самолета ЗИГ-1 свидетельствует о больших успехах советской конструкторской мысли. Этот самолет только начал проходить испытании, но уже можно сказать, что самолет ЗИГ-1 безусловно перекроет своими качествами любой из советских самолетов, ныне работающих на пассажирских линиях, и что он смело конкурирует с лучшими американскими образцами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.