Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 августа 2021

Как построить модель самолета?

Один из быстроходных американских самолетов — это небольшой истребитель типа Р-26-А. Он представляет собой цельнометаллический моноплан и находится на вооружении американской армии.

Самолет имеет двигатель мощностью в 600 лошадиных сил, снабженный нагнетателем. Скорость —  около 400 километров в час. Размах крыльев очень мал — всего около 8 метров. Самолет вооружен 4 пулеметами, расположенными на крыльях, около фюзеляжа. Стрельба производится автоматически через винт (пропеллер).

Модель этого самолета нетрудно сделать самому. На прилагаемых чертежах даны размеры и очертания различных деталей. В большинстве случаев показано, как выглядит та или иная деталь, если смотреть на нее один раз сбоку, а другой раз сверху. Затем показан вид на всю модель спереди. Модель составляют следующие основные части:

Фюзеляж или корпус (1), который является основной частью самолета и назначается для соединения в одно целое остальных элементов самолета.

Винтомоторная группа, состоящая из двигателя (2) с воздушным винтом (3).

Несущие поверхности или крылья (4) с элеронами в.

Хвостовое оперение, представляющее собой органы устойчивости и управлении. Хвостовое оперение состоит из четырех небольших поверхностей. Две из них неподвижны — горизонтальная или так называемый стабилизатор (5) и вертикальная — киль (6). Эти две неподвижные поверхности сообщают самолету устойчивость в воздухе. Две другие поверхности хвостового оперения подвижны. Во-первых, это горизонтально расположенный руль высоты (а), шарнирно прикрепленный к задней кромке стабилизатора. Во-вторых, это вертикальный руль поворотов (б), прикрепленный к килю (6). К рулевым поверхностям относятся также элероны (в) — небольшие поверхности на концах крыльев. В нашей модели для упрощения постройки стабилизатор и руль высоты (5 и а) являются общей деталью. Также общей деталью является и киль с вертикальным рулем поворота (6 и б). Неподвижными будут и элероны (в).

Шасси необходимо самолету для передвижения по земле. Шасси состоит из рамы (7) с колесами (8). Колеса для уменьшения сопротивления воздуха снабжены обтекателями (9). К задней части фюзеляжа прикреплено заднее колесо (10).

*

Прежде чем приступить к изготовлению модели желательно сделать рабочий чертеж в натуральную величину модели и нанести на нем все размеры, пользуясь указанным на нашем чертеже масштабом. Пользование этим масштабом очень просто: надо взять на циркуль размер с чертежа и, приложив размер к масштабу, посмотреть его величину. Цифры, указанные на масштабе, обозначают размеры в миллиметрах для модели, изготовленной в 1/20 натуральной величины. Если модель нужно сделать не в 1/20 натуральной величины, а в 1/40, эти цифры надо уменьшить вдвое.

Фюзеляж (1) изготовляется из дерева какой-нибудь твердой породы. Желательно его сделать на токарном станке, но если токарного станка под рукой нет, то при некотором терпении фюзеляж можно сделать при помощи рубанка или стамески. При изготовлении на токарном станке фюзеляж следует выточить по большим размерам и довести до размеров в другой плоскости при помощи рубанка.

Вырезы для установки стабилизатора и киля следует делать лобзиком или полотном слесарной ножовки. Вырезы должны быть шириной около 1,5 миллиметра. Их следует делать перед окончательной обработкой модели. Сверловку отверстий для крепления крыльев делать пока не следует, она должна быть размечена по шпилькам крыла. Для лучшей подготовки крыла не надо обрабатывать окончательно то место, где будет крепиться крыло. Здесь необходимо оставить припуск на окончательную подгонку. После того как размеры фюзеляжа будут соответствовать чертежу, надо сделать вырез для кабины летчика и изготовить спинной упор (11).

Спинной упор после подгонки к фюзеляжу можно приклеить столярным клеем. Передний щиток (12) летчика изготовляется из целлулоида. Крепить его к фюзеляжу следует в самый последний момент, после окраски и лакировки модели, но предварительно надо сделать острым ножом соответствующие прорезы по изгибу щитка в фюзеляже.

Крылья (4) вместе с элероном в и центропланом (13) делаются из дерева. На чертеже показано левое крыло. Правое крыло имеет такую же форму. Крыло надо делать вместе с центропланом, так будет легче обрабатывать центроплан и он будет вполне соответствовать своим сечением сечению крыла.

После того как крыло и центроплан будут изготовлены, до отпиливания центроплана надо просверлить отверстия для стальных крепежных шпилек. Если не найдется тонкого сверла, отверстия можно прожечь накаленной на огне проволокой. Для прожигания отверстий можно применить велосипедную спицу. Из велосипедной же спицы могут быть сделаны и крепежные шпильки.

После того как отверстия будут просверлены, следует подогнать крыло к фюзеляжу, а после окончательной подгонки надо отрезать центроплан. Затем шпильки вставляются в крылья, на них надевается центроплан и производится разметка отверстий на фюзеляже. Разметку легко можно сделать, наметив горизонтальное положение обоих крыльев и места их крепления. Для разметки отверстий крепежных шпилек на фюзеляже надо покрасить концы шпилек краской или тушью. После сверловки отверстий крылья с помощью шпилек укрепляются на фюзеляже. Крылья должны прочно держаться на шпильках. Для большей прочности шпильки можно вставить, обмазав их столярным клеем. После постановки крыльев их следует несколько отогнуть вверх у обреза центроплана.

Рама шасси (7) изготовляется из железа 1,5 миллиметра толщины. В крайнем случае, если такого железа не найдется, можно взять несколько тоньше, но не меньше 1 миллиметра.

Обе рамы можно изготовить по одному чертежу, но винты для крепления к центроплану надо делать в разные стороны — для правой и левой рамы.

Обтекатели колес (9) делаются из дерева. Их лучше выточить на токарном станке. Прорези для крепления колес к раме надо делать до окончательной обработки. Обтекатели приклеиваются к раме шасси и укрепляются шпилькой. Колеса (8 и 10) делаются из дерева и приклеиваются — два передних к обтекателям, а заднее к фюзеляжу.

Стабилизатор (5) и киль (в) делаются из железной пластины толщиной в 1,5 миллиметра. Если такого железа нет, можно воспользоваться для этого простой консервной банкой. В крайнем случае стабилизатор и киль могут быть изготовлены из фанеры толщиной в 1,5 миллиметра.

Для вычерчивания сложного очертания киля следует пользоваться намеченными на чертеже клеточками, по этим клеточкам легко установить точки очертания киля. Клеточки сначала наносятся на бумагу, а потом полученное очертание переводится на материал, из которого делается киль.

Корпус двигателя (2) лучше выточить из дерева на токарном станке, так как изготовление его вручную очень кропотливо. Корпус двигателя крепится на фюзеляже неподвижно. Для крепления воздушного винта (3) в корпусе двигателя просверливается отверстие, через которое может пройти гвоздь. Воздушный винт изготовляется из железа толщиной в 1 миллиметр. Винт крепится на гвозде, проходящем через корпус двигателя.

Цилиндры двигателя (14) делаются из половинок болтов толщиной 8—10 миллиметров и укрепляются в выемке корпуса двигателя столярным клеем, а еще лучше гипсом. Толкатели клапанов (15) делаются из тонкой проволоки или из скрепок для бумаги. Толкатели клапанов помещаются по радиусу корпуса двигателей между цилиндрами, охватывая их сверху. Нижние концы толкателей можно укрепить в заранее приготовленных отверстиях (можно наколоть шилом) в центральной части корпуса двигателя.

*

Перед раскраской модель следует ровно загрунтовать белой масляной краской хорошего качества. Для раскраски лучше взять краски, употребляемые для рисования. После просушки нужно отполировать все деревянные детали стеклянной бумагой.

После аккуратной покраски и полировки краски не будут впитываться деревом и модель будет выглядеть металлической.

Перед окончательной раскраской надо твердым карандашом разметить отдельные места окраски и разграничительные линии подвижных деталей. Модель окрашивается в следующие цвета: фюзеляж и центроплан — зеленым; крылья и хвостовое оперение — желтым; двигатель и отделка руля — черным. Винт и диски колес окрашиваются под алюминий. Остальные указания по раскраске даны на чертежах. Для большего эффекта шины и внутренность кабины можно покрыть черной краской или тушью. Если разграничительные линии подвижных деталей плохо выделяются, их следует обвести тушью

После покраски модель следует покрыть бесцветным лаком.

У окончательно готовой модели надо подклеить или укрепить на обрезанных булавках волоски, как указано на чертеже. Эти волоски должны имитировать расчалки. Таким образом получается весьма изящная и точная модель самолета.

ОТ РЕДАКЦИИ: В следующих номерах "Т.М." будет печататься материал по моделированию и различным самоделкам. Просьба присылать отзывы и редакцию.

Спецификация деталей модели самолета


№№ по порядку

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ

Количество

Материал

Примечание

1

Фюзеляж

1

Дерево

-

2

Двигатель

1

Дерево

-

3

Воздушный винт

1

Железо

-

4

Крыло с элероном "в"

2

Дерево

Левое и правое

5

Стабилизатор с рулём высоты "а"

1

Железо

-

6

Киль с рулем поворотов "б"

1

Железо

-

7

Рама шасси

2

Железо

Левая и правая

8

Колеса

2

Дерево

-

9

Обтекатели колес

2

Дерево

-

10

Заднее колесо

1

Дерево

-

11

Спинной упор

1

Дерево

-

12

Передний щиток

1

Целлулоид

-

13

Центроплан

2

Дерево

Левый и правый

14

Цилиндр двигателя

9

Железо

Болт

15

Толкатели клапанов

9

Проволока

-




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.