Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 июня 2021

От Дагера до «Лейки»

Д. БУНИМОВИЧ

Около ста лет назад — 10 августа 1839 г. —  двое исследователей французов Луи Дагер и Нисефор Ньепс после десятка лет упорной совместной работы обнародовали через Французскую академию наук способ механически улавливать и закреплять на плоскости изображения окружающих нас предметов. Эта дата считается днем открытия фотографии. Свой способ Дагер и Ньепс назвали дагеротипией.

Дагеротипы — снимки, полученные этим способом, давали зеркальное изображение с обратным расположением правой и левой сторон. Получались они путем несложных процессов, но обходились достаточно дорого, так как снимок производился на серебряной пластинке. Размножение снимков — получение повторных копий — было невозможно. Снимки получались лишь в одном экземпляре, были бледны и тусклы, но, несмотря на это, спрос увеличивался с каждым днем.

Громадный интерес к фотографии значительно содействовал ее развитию и усовершенствованию. Дагер и Ньепс нашли немало последователей. В их числе был племянник Нисефора Ньепса — Ньепс де-сен-Виктор, который через восемь лет после открытия дагеротипии — в 1847 г. — открыл способ фотографировать на светочувствительных стеклянных пластинках и печатать снимки на чувствительной к свету бумаге. Фотография стала значительно дешевле и все глубже проникала в широкие массы.

Так выглядел фотоаппарат сто лет назад

К этому же времени относится появление первых фотографов-ходоков. Труд их тогда был нелегок. Ввиду того что пластинки и бумага должны были приготовляться непосредственно перед съемкой, фотографу приходилось, кроме громоздкого аппарата, носить с собой все, вплоть до складной светонепроницаемой лаборатории. Не высокая чувствительность пластинок при слабой светосиле объективов позволяла производить фотосъемку только при ярком солнечном свете, и фотографией можно было заниматься почти исключительно летом. Но и при этих условиях экспозиция (выдержка) при съемке длилась несколько минут, в течение которых снимающийся должен был сохранять каменную неподвижность. Снимающегося усаживали на стул, который также входил в ношу фотографа, пристегивали к стулу ремнями, а голову подпирали специальной подпоркой, напоминавшей ушат.

Уличный фотограф 1857 г. со своим громоздким снаряжением

О производстве моментальной съемки конечно не могло быть и речи. Фотоаппарат представлял собой громадное неуклюжее сооружение, установленное на солидном штативе (треножнике). Однако жизнь предъявляла фотографии с каждым днем все большие и большие требования. Необходимо было добиться повышения чувствительности пластинок и увеличить светосилу объектива, чтобы хотя бы фотографировать идущего человека.

Оптическая проблема была решена сравнительно быстро. Еще в 1840 г. оптик Петцваль сконструировал портретный объектив высокой светосилы, который пользуется популярностью и применяется с успехом до наших дней. Гораздо хуже обстояло с пластинками. Лишь в 1856 г. удалось получить сухие и сравнительно хорошо сохраняющиеся пластинки. Повысить их чувствительность удалось лишь в самое последнее время.

В 1856 г. появилась карикатура на фотографа тех лет — его шляпа спускалась вниз и превращалась в темную лабораторию

*

Если в 70-х годах прошлого столетия техническая база фотографии с трудом позволяла произвести съемку идущего человека, то уже в начале нашего века фоторепортаж потребовал повышенной фототехники. Фотографирование быстро движущихся предметов: мчащегося поезда, автомобильных гонок, прыжков в воду приобретало вид спорта. Среди фоторепортеров появилось рекордсменство. Победителем считался тот, кому удавалось зафиксировать момент наиболее быстрого движения. Такая съемка потребовала дальнейшего усовершенствования технических средств фотографии. Появились высокосветосильные, для того времени, объективы и высокочувствительные пластинки. И все же максимальная скорость отдельного момента съемки не превосходила  1/200 сек. Это конечно не может идти в сравнение с той скоростью, которая достигнута сейчас и достигает 1/2000 доли секунды, а в специальных случаях и 1/5000 секунды.

Моментальная фотосъемка зафиксировала тройной прыжок легкоатлета (Фото Кун)

Фотокадр прыжка через барьер, заснятого со скоростью 1/1000 секунды

Наряду с этим фотография начала все глубже проникать в различные области науки и техники. Исключительная точность передачи, скорость фиксации и простота процесса вскоре сделали фотографию неотъемлемым спутником почти всех областей человеческой деятельности. Если еще в начале нашего века на фотографию смотрели, главным образом, как на средство получить свой портрет, то в наше время портретная фотография в ряду всех областей применения фото занимает едва ли не последнее место.

При съемке отдаленных предметов применяются телеобъективы, действующие по принципу подзорных труб. Телеобъектив во много раз больше самого фотоаппарата, который находится справа от трубы

Широчайшее применение фотография нашла в печатном деле. Почти вся растровая (тоновая) иллюстрационная печать основана целиком на фотографических процессах.

С громадным успехом за последние 10—15 лет фотография применяется в геодезических работах при составлении планов местности и географических карт. Там, где прежде для проведения топографических работ требовались месяцы, сейчас нужны дни. С применением аэрофотограмметрии, планшетной съемки с самолета, сроки эти еще более сократились.

Благодаря фотографии проводятся крупнейшие работы по изучению морского дна и подводной жизни. Фотография явилась также мощным рычагом в создании новой теории строения атомов и, таким образом, сыграла не последнюю роль в создании новой физики XX века.

Благодаря фотографии удалось чрезвычайно расширить область изучения явлений природы и вселенной. Химическое и физическое строение целого ряда планет и звезд, остававшееся неизведанным до последнего времени, стало известно благодаря фотографии. Мало того, фотография позволила зафиксировать в звездном атласе такие планеты и звезды, которые остаются и по настоящее время невидимыми даже в самые сильные телескопы. Этому помогла особое свойство фотопластинки накоплять свет. Благодаря этому свойству фотопластинка после длительного воздействия на нее ничтожного по силе света дала возможность открыть светила, находящиеся от нас на расстоянии более 100 миллионов световых лет. Понадобилось бы немало места, чтобы выразить эти расстояния хотя бы в сотнях тысяч километров, ибо свет, как известно, проходит 300 тыс. километров в секунду.

По заданию Международного астрономического конгресса 1888 г. 19 обсерваторий земного шара начали составление звездного атласа, который должен был включать в себя все известные человечеству звезды.

Применив фотографию, эти обсерватории в течение нескольких лет зафиксировали около 15 миллионов звезд и планет, в то время как простым глазом мы можем видеть всего лишь несколько тысяч.

*

В изучении различного вида движений фотография также сыграла исключительную роль. Именно к этому сводились первые опыты в области кино. Здесь благодаря фотографии удалось зафиксировать такие ничтожные изменения, как рост растения. Благодаря съемке растения на отдельных кадрах киноленты через большие промежутки времени удалось создать фильмы, за пять минут воспроизводящие полную историю роста растения, который длился в действительности несколько месяцев. За эти пять минут на глазах зрителей цветок вырастает, распускается и вянет. Обратным, ускоренным, способом съемки удалось сильно замедлить, как бы разложить движение бегущего человека, скачущей лошади, прыгающего с высоты пловца, наконец движения рабочего во время той или иной работы. Все эти съемки дали исключительный по ценности материал в руки работников медицины, физической культуры и научной организации труда.

В 1/500 сек. заснят момент движения автомобиля со скоростью 130 километров в час

Две области фотографии — микрофотография и рентгенография — открыли совершенно новую область изучения животных организмов. Благодаря фотографии упростились и усовершенствовались методы определения болезней. Так например, заболевание оспой удается определить еще до того, как сыпь появляется на коже больного. Эта сыпь, находящаяся еще под покровом кожи и невидимая простым глазом, на фотопластинке выступает в виде отчетливых темных пятен. В изучении природы рака и методов борьбы с ним рентгенография играет и сейчас едва ли не главнейшую роль.

Облегчая расшифровку древнейших манускриптов (документов) и превращая их совершенно поблекшие и почти невидимые письмена в отчетливые строки, фотография завоевала себе прочное место в археологии.

В судебной практике фотография, являясь неопровержимым документом, служит материалом для отыскания преступника, распознавания фальсифицированных документов.

Современной камерой можно быстро заснять ряд моментов при очень короткой экспозиции. Три эпизода аварии мотоцикла засняты на протяжении 15 секунд

В технике и промышленности фотография является сейчас одним из наиболее совершенных методов измерения и анализа. Фотография сейчас прямо или косвенно принимает участие во всех без исключения областях науки и техники.

*

Одной из главных задач мировой фото-промышленности за последние 10 лет явилось уменьшение объема и веса фотоаппарата. Фотографы с первых же дней своего существования чувствовали обременительность фотоаппарата. Вес первых аппаратов достигал десятков килограммов. Еще совсем недавно фоторепортеры всего мира считали наилучшей системой зеркальные камеры, самая легкая из которых весила не менее 2— 3 килограммов. При выездной съемке фотографам приходилось тащить с собой аппарат и запас стеклянных пластинок, что в общем достигало десятков килограммов веса. Облегчить «вооружение» фотографа было важнейшей задачей. Облегчение веса могло осуществляться уменьшением аппарата и, с другой стороны, заменой тяжеловесных стеклянных пластинок более легким негативным материалом.

Дело значительно подвинулось вперед с появлением фотопленки, которая впервые была выпущена известной американской фирмой Кодак. Десяток пленок весит не более одной фотопластинки того же формата. Иными словами, вес негативного материала сразу был уменьшен в 10 раз. Что касается аппарата, то уменьшение его объема влекло за собой уменьшение формата снимка, и поэтому дальнейшее уменьшение аппарата зависело от успехов техники увеличения. Потребовалось создание чрезвычайно резко рисующей оптики и чрезвычайно мелкозернистых эмульсий. Успехи, достигнутые и в том и в другом, позволили уже в 1925 г. создать всемирно известную камеру «Лейка», которая с зарядом пленки на 36 кадров весит не более 500 граммов и настолько мала, что умещается в жилетном кармане. Вместе с тем это едва ли не самый совершенный из всех существующих аппаратов.

Негатив «Лейка» величиной с почтовую марку можно увеличить до размера 30X40 сантиметров и даже больше почти без всякой потери резкости. Исключительный успех «Лейки», создавший мировую известность фирме Эрнеста Лейтца, вызвал многочисленные подражания. Из множества подобных камер заслуживает внимания камера «Контакс» фирмы Цейс-Икон, появившаяся вскоре после «Лейки». Фотограф, вооруженный подобным аппаратом с запасом пленки на сотни снимков, может шествовать по улицам, ничем не обнаруживая своего «фотографического происхождения».

Фотоаппарат «Лейка» позволил уменьшить вес негативного материала в 10 раз. Камера с зарядом пленки на 36 снимков умещается в жилетном кармане

Фотокамера «Контакс»

Наряду с такими камерами, как «Лейка» и «Контакс», стали выпускаться камеры еще меньшего формата, но эти камеры не предназначены для серьезной профессиональной работы. Наиболее интересна из них «Улька», по своей величине она не больше спичечной коробки.

Аппарат «Улька» по своим размерам меньше спичечной коробки

*

Еще в 20-х годах нашего века объектив со светосилой 1:4,5 считался высоко-светосильным. Увеличить светосилу можно только путем особого сочетания линз объектива. Задача эта чрезвычайно сложна, поэтому каждый даже самый маленький сдвиг в этом направлении должен рассматриваться как большое достижение. За последние годы достигнуты крупные успехи. В 1926 г. германская фирма Мейер выпустила объектив «Плазмат», имеющий светосилу 1:1,5. В конце 1933 г. германская фирма «Астро» выпустила объектив светосилой 1:0,95 — в 20 раз светосильнее объектива 1:4,5. Это означает например, что если при некоторых определенных условиях объектив 1:4,5 требует экспозиции в 1/200 сек., то объектив 1:0,95 позволяет сократить экспозицию при тех же условиях до 1/4000 сек.

Советская промышленность выпустила свою фотокамеру «ВООМП»

Неменьшие успехи достигнуты в создании сверхчувствительных пластинок и пленок. Английская фирма Ильфорд еще в 1930 г. добилась массового производства пластинок Голден-Изо-Зенит необычайно высокой чувствительности. Эти пластинки требуют экспозиции почти в 10 раз меньшей, чем употребляющиеся у нас сейчас пластинки высшей чувствительности. Чувствительность же пластинок и пленок последних 2—3 лет превышает их раз в шесть. Сочетание этих достижений оптики и фотохимии позволяет производить обычную фотосъемку при свете одной свечи, а при свете электрических ламп средней силы можно производить моментальную съемку.

*

Последней сенсацией современной фотографии явилось изобретение пластинок, позволяющих производить фотосъемку в полной темноте. Казалось бы, что и само слово «фотография» — «светопись» — начинает утрачивать свой подлинный смысл, но это не так. Наоборот, значение слова «фотография» еще более усиливается. Это станет. ясным из краткого знакомства с наукой о свете.

Свет представляет собой электромагнитные колебания, имеющие определенную длину волн. Световые волны измеряются миллимикронами, т. е. миллионными долями миллиметра. Разной длины световые волны по-разному воздействуют на органы зрения, вызывая в нашем глазу представление о различных цветах спектра.

Из видимой нашим глазом части спектра наиболее короткой волной обладают фиолетовые лучи (400 миллимикрон) и наиболее длинной — красные (700 миллимикрон). Лучи с длиной волны менее 400 и более 700 миллимикрон нашим глазом не воспринимаются. Это ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Фотографирование при свете ультрафиолетовых лучей невозможно, так как эти лучи полностью поглощаются стеклами объектива, что же касается красных и инфракрасных лучей, то к ним фотографическая эмульсия до последнего времени была нечувствительна.

Подобно тому как некогда Фогель, вводя в фотоэмульсию анилиновые красители, увеличил ее чувствительность к желто-оранжевым лучам, в последнее время удалось открыть сначала панхроматические сенсибилизаторы, сделавшие пластинку чувствительной к красным лучам, а затем и инфракрасные сенсибилизаторы, которые очувствили пластинку и к инфракрасным лучам. Вслед за появлением таких пластинок они были изготовлены и у нас Московским научно-исследовательским кинофотоинститутом.

Инфракрасные пластинки, чувствительные к тепловым лучам, сохраняются очень скверно, так как даже теплота рук, представляющая собой тепловые излучения в 1000 и больше миллимикрон, уже действует на них. Поэтому инфракрасные пластинки приходится хранить на льду. Практика съемки на таких пластинках чрезвычайно интересна. Снимающийся помещается в совершенно темной комнате и может быть «освещен» хотя бы сильно нагретым утюгом. Комната с хорошо нагретой печью, кажущаяся нам абсолютно темной, представляется для инфракрасных пластинок прекрасно освещенной и без труда может быть заснята. Таким образом слово «фотография» — «светопись» — и здесь остается полностью оправданным.

Инфракрасные пластинки открывают совершенно сказочные возможности во многих видах фотосъемки. Прежде всего, они приобретают громадное значение в военном деле, давая возможность, например, производить съемку с самолета ночью. Инфракрасные лучи беспрепятственно проходят сквозь громадные толщи воздуха, водяные пары, а следовательно становится возможным фотографирование в тумане. Громадное значение такого рода съемки, например в морском деле, очевидно само собой.

*

Изучение фотохимических процессов позволило с большой точностью установить нормы этих процессов, регулировать их течение, контролировать их, руководствуясь только химическим составом реактивов и временем действия этих составов. Все это позволило, хотя и в небольших масштабах, полностью механизировать процесс фотосъемки и изготовления фотоотпечатков. Одной из самых последних новинок явилось изобретение в Америке фотоавтомата.

Вы заходите в маленькую будку величиной с кабину телефона-автомата. В центре будки — круглый стул. Вы садитесь на стул, и до вашего слуха доносится легкое жужжание — это работает электромотор, включенный силой тяжести вашего тела. Перед вами рупорообразная труба, в глубине которой зеркало. В нем вы видите свое отражение. В центре зеркала отверстие, сквозь которое виден блестящий глазок — это объектив фотоаппарата, который видит вас так же, как вы видите себя в зеркале. Вы опускаете монету в маленькую щель сбоку рупора. Проходит 5 сек., и над вами загораются несколько ярких ламп. Одновременно над рупором появляется световая надпись «спокойно». Проходит еще 3 сек., и «глаз» аппарата начинает мигать, издавая легкие щелчки. Вы слышите шесть таких щелчков, затем лампы гаснут, и звук мотора прекращается. Теперь вооружитесь некоторым терпением, ждать придется недолго, всего 7 мин. Затем вы подходите к боковой стенке будки, здесь маленькое оконце и кнопка. Нажмите на кнопку, и через оконце вам «подадут» гладенькую ленточку, на которой отпечатано 8 ваших портретов.

Раз в сутки к автомату подходит человек, открывает его, закладывает рулон фотобумаги и наполняет баки нужными растворами. На этом заканчиваются заботы об автомате, и он честно фотографирует сотни людей.

В настоящее время такие автоматы установлены в Нью-Йорке, Берлине и других крупных центрах Европы и Америки. Подобный же автомат советской конструкции демонстрируется на I Всесоюзной выставке изобретательства в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.