Проделайте такой опыт, легко выполнимый в зимнее время. Положите на снег, заливаемый солнечным светом, два одинаковой величины лоскутка ткани: светлый и черный. Через час или два вы убедитесь, что черный лоскуток погрузился в снег, между тем как светлый остался на прежнем уровне.
Доискаться причины подобного различия нетрудно: под черным лоскутком снег тает обильнее, так как темная ткань поглощает большую часть падающих на нее солнечных лучей; светлая же, напротив, большую часть их рассеивает и потому слабее нагревается, нежели черная.
К чему годна была бы теория, если бы из нее нельзя было извлечь никакой пользы? — восклицает по этому поводу американский физик и продолжает: — Разве не можем мы из этого опыта вывести то, что черное платье в теплом солнечном климате менее годно, чем белое, так как оно на солнце сильнее нагревает наше тело, и если мы при этом будем еще делать движения, которые сами по себе нас нагревают, то образуется излишняя теплота? Не должны ли мужские и женские летние шляпы быть белого цвета, чтобы устранить ту жару, которая вызывает у некоторых солнечный удар?.. Далее, вычерненные стены не могут разве поглотить в течение дня столько солнечной теплоты, чтобы ночью остаться до некоторой степени теплыми и предохранить фрукты от мороза? Не может ли разве внимательный наблюдатель натолкнуться еще и на другие частности, большей или меньшей важности?».
*
Каковы могут быть эти выводы и полезные применения, показывает пример немецкой южнополярной экспедиции 1903 г. на корабле «Гаусс». Судно вмерзло в лед, и все обычные способы освобождения не привели ни к каким результатам. Взрывчатые вещества и пилы, пущенные в дело, удалили всего несколько сот кубометров льда и не освободили корабля. Тогда обратились к помощи солнечных лучей: из темной золы и угля устроили на льду полосу в два километра длины и в десяток метров ширины; она вела от корабля до ближайшей широкой щели во льду. Стояли ясные долгие дни полярного лета, — и солнечные лучи сделали то, чего не могли сделать пила и динамит. Лед, подтаяв, сломался вдоль насыпанной полосы, — и корабль освободился от льда.
Самое удивительное и неожиданное применение того же физического явления предложил недавно советский метеоролог Жуков. Мысль его состоит в том, чтобы искусственным растоплением ледниковых скоплений в горах нашей Средней Азии увеличить количество воды в тех реках, которые питаются этими ледниками. Растопление льдов достигается искусственным зачернением ледника. Испытание этого способа в 1934 г. (Тянь-Шаньской обсерваторией на леднике Давыдова) дало очень хорошие результаты. Оказалось, что зачернение ледника в летние месяцы ускоряет таяние льда при ясном небе в 4—5 раз, а при пасмурном — в 2 раза. Опыты эти не закончены (не выбрано еще окончательно красящее вещество), но уже и то, что выявлено, является весьма многообещающим.
*
Неожиданный путь от темного лоскутка на снегу до искусственного растопления горных ледников и увеличения водоносных рек целого края — прекрасный образец могущества того метода исследования природы, которым пользуется физика.
Я. Перельман
Комментариев нет:
Отправить комментарий