ВИЛЛИ БРЕДЕЛЬ
Кризис надвинулся на рабочую молодежь Германии страшным призраком безработицы. Кончив школу, молодой рабочий слонялся несколько лет без дела, сидел на шее родителей или в лучшем случае существовал на грошовое пособие по безработице. Ученики, проработав в течение нескольких лет даром, также вынуждены были годами ожидать работы или довольствоваться минимальным заработком.
В последние годы предгитлеровского периода нужда среди рабочей молодежи особенно обострилась. Катастрофически участились случаи самоубийств. Часть обнищавшей молодежи шла в отчаянии на преступления, тюрьмы переполнились молодыми рабочими, которые, таким образом, окончательно вырывались из производства и обрекались на преступную жизнь. Лучшие, наиболее стойкие элементы пролетарской молодежи объединились под красным знаменем комсомола и, несмотря на полицейский и фашистский террор, вели ожесточенную борьбу за свое право на жизнь, за свержение капитализма, за социалистическую Германию.
В продолжение многих лет они вообще ничего не делали. Но когда возмущение среди молодых рабочих стало проявляться все сильнее и настойчивее, когда в кругах социал-демократической рабочей молодежи все громче начал звучать голос протеста, когда столкновения между полицией и голодными безработными стали ежедневным явлением, когда участились случаи ограбления продовольственных магазинов, — вожди социал-демократической партии и профсоюзов решили выработать и провести в жизнь «Программу спасения рабочей молодежи». В этой программе был только один пункт: «добровольная трудовая повинность».
Трудовая повинность для безработных молодых пролетариев — старое требование фашистов. Социал-демократические вожди присвоили себе это требование и, чтобы не отпугнуть молодых рабочих, приставили к нему словечко «добровольное».
Многим молодым рабочим пришлось испытать на собственной шкуре, чего стоит в капиталистическом обществе словечко «добровольное», которым социал-демократические бонзы поймали их на удочку.
Часть трудящейся молодежи потеряла надежду на лучшее будущее. Ее охватила исступленная злоба. Национал-социалисты разожгли эту ненависть против продажных лидеров. германской социал-демократической партии. Ненависть пролетариата к капиталистической системе они постарались направить на евреев, взвалив на них всю вину за «язвы» капиталистического общества. Они не скупились на обещания по отношению к рабочей и студенческой молодежи. Агитаторы-фашисты обещали безработным изгнание капиталистов, социализацию заводов и фабрик, социализм в Германии и полное избавление от нужды и лишений. А безработным академикам и учащейся буржуазной молодежи они обещали изгнание всех «плебеев» из университетов и теплые местечки для всех немцев, получивших высшее образование. Вместе с пролетарской молодежью они распевали «Марш красной гвардии», а с буржуазными студентами — «Стражу на Рейне».
Национал-социалисты говорили не только о «возрождении нации», они говорили и о «молодежной революции». Молодежь — это наше будущее, — говорили они, — поэтому все для молодежи, дорогу молодежи! Они старались привлечь молодежь на свою сторону, выставляя перед ней так называемую «единую программу»: уничтожение нетрудовых доходов, уничтожение налогов, полная реализация военных прибылей, переход в руки государства всех трестов, конфискация земель у помещиков без вознаграждения.
Германский фашизм создал на деньги крупных промышленников казармы для молодежи, организованной в штурмовые отряды. Тысячи бесприютных изголодавшихся молодых пролетариев, деморализованных долгими годами безработицы, ухватились за протянутую соломинку и, чтобы спасти свою жалкую жизнь, стали орудием врага в борьбе против товарищей по классу. Тысячи молодых рабочих и служащих искренно верили в Адольфа Гитлера — в вождя национал-социалистов. Социал-демократы своим многолетним предательством оттолкнули от себя молодежь, буржуазная и социал-демократическая печать общими усилиями клеветала на коммунистов, впереди было беспросветное будущее — и часть молодых пролетариев поверила, что национал-социализм избавит их от нужды, что он уничтожит капитализм и даст работу, заработок, возможность свободно вздохнуть. Сыновья крупных и мелких буржуа, сыновья крестьян и деморализованные элементы, так называемые люмпен-пролетарии, поддержали национал-социалистов 30 января и 5 марта 1933 г. в моменты решительного наступления их на власть. Они в «гитлеровскую весну» устроили кровавую охоту на коммунистов, они ликовали и кричали о том, что время нужды и горя миновало, что наконец-то молодежь получит свои права.
Германский фашизм создал на деньги крупных промышленников казармы для молодежи, организованной в штурмовые отряды. (Парад фашистских штурмовиков, которые проходят под аркой с надписью "С нами бог*) |
Больше полутора лет царствует в Германии фашизм. В сентябре этого года на партийном съезде национал-социалистов Гитлер сказал: «Жизнь германского общества окончательно определена на тысячу лет вперед. В ближайшее тысячелетие в Германии не будет революции... Национал-социалистская революция, как революционный процесс, закончена. Она до конца совершила все то, что от нее можно было ждать».
Что же дал национал-социализм трудящейся молодежи за время своей власти? Безработица ликвидирована? Лагери трудовой повинности закрыты? Капиталисты изгнаны? Социалистическое строительство начато? Рабочая молодежь избавлена от нужды и лишения?
Нет, нет, нет...
Тысячи и тысячи молодых рабочих, которые стойко боролись за освобождение рабочего класса, брошены в концлагеря, подвергаются истязаниям, избиваются до смерти, расстреливаются «при попытке к бегству» или гибнут от руки палача. По статистике МОПР за первые полтора года гитлеровской диктатуры германскими судами было вынесено 93 смертных приговора, из которых 41 был приведен в исполнение. Большинство казненных были рабочие, многие из них едва достигли двадцатилетнего возраста. Кроме того, был вынесен ряд приговоров лишения свободы, в общей сложности на 6699 лет заключения в исправительных домах и на 3952 года в тюрьмах. Это не считая тех сотен, которые погибли в концлагерях от «самоубийства» или расстрелов «при попытке к бегству».
Лагери трудовой повинности не уничтожены, рабочая молодежь не допущена на заводы, нужда ее не уменьшается. Напротив, трудовая повинность стала обязательной для всех молодых пролетариев, их окончательно выгнали с производства, нужда рабочей молодежи принимает ужасающие размеры.
Около миллиона молодых рабочих несут трудовую повинность или заняты в так называемой «сельской помощи». Первые получают двадцать пфеннигов в день «жалования». В прошлом году еще платили тридцать пфеннигов. Зимой у них вычитали по пять пфеннигов в день за «зимнюю помощь», которую Геббельс превозносил как «деяние германского социализма». Рабочий день в среднем шестичасовой, но ежедневно проводятся военные занятия в продолжение нескольких часов. Все носят одинаковую военную форму.
Так называемым «сельским помощникам» живется не лучше. Они работают вообще без вознаграждения, а только получают от крестьянина по его усмотрению карманные деньги. Все они обязаны вступать в штурмовые отряды, а женщины, в принудительном порядке отправляемые в деревню, должны вступать в «Союз германских девушек».
Для того чтобы иметь возможность охватить всю рабочую молодежь трудовой повинностью, фашистское правительство ввело рабочие паспорта. Без такого паспорта ни один молодой рабочий не может по отбытии трудовой повинности получить «свободную работу». Для сельских рабочих введено особое свидетельство, которое выдается после двухлетней безвозмездной работы в деревне.
Согласно новому закону рабочие в возрасте до двадцати пяти лет должны уйти с производства, освободив места для семейных. Эту молодежь отправляют на село как дешевую рабочую силу. Жизнь их беспросветна, они прозябают по деревням, их перебрасывают с места на место, они не то солдаты, не то заключенные, лишены всяких перспектив, им нельзя и подумать о том, чтобы обзавестись семьей.
Фашисты поставили в Берлине фонтан в виде быка как символ плодородия. Единственная задача, которую они ставят перед немецкой женщиной, — это деторождение. И в то же время они лишают молодых рабочих и работниц возможности вступать в брак. (По официальным данным в Советском союзе около трех четвертей рабочих, достигших двадцатилетнего возраста, состоят в браке.)
Чтобы предоставить работу молодым работницам, Геббельс придумал следующее: членам мелкобуржуазных объединений домашних хозяек было предложено нанимать безработных женщин в качестве домашних работниц, но безвозмездно, за одни харчи. В воззвании было ясно сказано, что домашние работницы должны довольствоваться любой едой.
Молодежь, разумеется, идет не без сопротивления в фашистскую кабалу. Фашистская печать не перестает сетовать на «отвращение к труду» рабочей молодежи, ворчит, что молодые девушки считают труд недостойным занятием, что молодые парни предпочитают слоняться без дела, курить папиросы и делать глупости. Вот заметка из гамбургской газеты, из которой видно, как молодые работницы протестуют против принудительной посылки на работу:
«В районе Кольхефен было созвано около трехсот незамужних фабричных работниц для посылки их на работу в деревни. Из трехсот пятьдесят заявили, что они больны. Тридцать девушек добровольно отказались от пособий. Пятьдесят двух пришлось снять с пособия ввиду отказа принять предлагаемую работу. Проведение этих мероприятий наталкивается, как неоднократно выяснялось, на упорное сопротивление».
Фашистам приходится прибегать к разным хитростям, чтобы заставить рабочих идти в даровые батраки к помещикам. На берлинской бирже труда был такой случай. Безработным предложили поехать на работу в деревню. Но около двухсот безработных решительно отказались. Тогда ко всеобщему изумлению им выдали даровые билеты в театр. Вечером, когда они пришли в театр, все выходы закрыли, один из фашистов вскочил на сцену и заявил: «Перед театром стоят машины, на которые вас сейчас погрузят. Выбирайте: либо концлагерь, либо деревня».
В то же время буржуазной молодежи фашизм предоставляет полную свободу. Он действительно выступает в роли спасителя «золотой», имущей молодежи. Буржуазным сынкам не грозят ни лагерь трудовой повинности, ни даровое батрачество, они могут обойтись без рабочего паспорта. Буржуазное студенчество составляет замкнутый круг, потому что число студентов было сильно сокращено. Все до единого рабочие удалены из германских университетов. Буржуазная фашистская молодежь пользуется полной свободой, преподаватели и профессора пляшут по ее дудке. В гитлеровской Германии из университетов выгоняют педагогов, неугодных буржуазным студентам.
Буржуазные молодые люди — это господа жизни, это цвет фашистской нации. Правда, теплых местечек по большей части не оказалось, но зато этим «молодым арийцам» постоянно вдалбливают, что они рождены повелевать неимущими «человекоподобными». Вот фашистский идеал молодого человека, как его рисует фашистский молодежный журнал «Югендланд»:
«У многих ребят над кроватью висит картина или револьвер в виде украшения. Но есть такие, которым нечем украсить свою комнату. Может быть, у такого парня есть дядя, обладающий кинжалом; каждый юноша для своего развития должен носить кинжал. Можно повесить на стену лук со стрелами, или панцирь, или бумеранг. Есть много способов превратить пустую комнату в помещение, в котором приятно находиться».
Вся национал-социалистическая система воспитания строится на идеологии убийства, войны. Не только учащаяся молодежь, не только штурмовики систематически подготовляются к гражданской и империалистической войне, — вся рабочая молодежь, несущая трудовую повинность в городе и деревне, первым долгом подвергается военной муштровке. Даже заключенные в концлагеря обязаны проходить военное обучение. Вся деятельность фашистов направлена к одной цели — к войне. В книге некоего Фолькера «Германия в пределах и за пределами ее границ» указывается, что в тысячном году Германии принадлежало около миллиона квадратных километров земли; Франции же — только четыре тысячи. Ныне же Германия владеет четыреста семьюдесятью тысячами квадратных километров, а Франция — тридцатью миллионами.
Геббельс как-то сказал, что Украина первоначально была чисто германской страной, и привел следующее доказательство: дескать, в эпоху переселения народов остготы вторглись в эту страну и огерманили ее.
Это ясно показывает, на какие земли разыгрывается захватнический аппетит германских фашистов.
Чтобы познакомиться с духом сегодняшней Германии, достаточно бросить беглый взгляд на программу лекций одного германского университета. В коридоре университета висит следующий список лекций на 1933/34 учебный год под общим заголовком «Война как культурное явление»:
8.11.33 — Сражение и война у древних германцев — проф. Хане.
15.11.33 — Народ и военное законодательство в XIX столетии — проф. Кейлер.
29.11.33 — Война и мировое хозяйство — проф. Иехф.
06.12.33 — Война и народное питание — проф. Берман.
12.12.33 — Военная физика — проф. Гофман.
20.12.33 — Химия в мировой войне — проф. Форлендер.
10.01.34 — Военный врач в мировой и будущей войне (с туманными картинами) — проф. Эккерт-Мебиус.
17.01.34 — Борьба с эпидемиями — проф. Шмидт.
24.04.34 — Бактериология и бактериологическая война — проф. Хелм.
Безграничная эксплуатация и кровавые репрессии по отношению к пролетариату, подготовка новой империалистической войны -— вот два пункта программы, неустанно проводимые фашизмом. И в первую очередь под ударом фашистского кинжала находятся миллионные массы рабочей молодежи.
Но лучшая часть германской рабочей молодежи бок о бок со всеми антифашистски настроенными трудящимися ведет героическую борьбу против фашистского варварства. Несмотря на концлагеря, несмотря на постоянную смертельную опасность в Германии для молодого рабочего, каждый новый день — это день борьбы против тирании правительства Гитлера. Под руководством коммунистического союза молодежи, под его знаменем собираются все большие массы рабочей молодежи и организуются для борьбы за свободную социалистическую Германию.
С энтузиазмом следят они за великими достижениями трудящихся в Советском союзе и за героической ролью комсомольцев на гигантской стройке социализма. Героический пример трудящихся Советского союза дает германской рабочей молодежи силу и мужество сопротивляться кровавому террору фашизма. Он дает уверенность в том, что и в Германии пролетариат разобьет своих палачей и создаст социалистическое рабочее государство.
Перевод с немецкого В. ТОПЕР
ВИЛЛИ БРЕДЕЛЬ — молодой пролетарий, пришедший в германскую революционную литературу как раз накануне кризиса. То был знаменательный период в революционной литературе Германии, когда на смену и в помощь старым, преимущественно интеллигентским писательским кадрам стали приходить из глубины цехов, из коммунистических ячеек писатели-пролетарии.
Тогда из угольных районов пришли Клебер и Гринберг, а из машиностроительной промышленности — Бредель.
Его первый роман был «Машиностроительный завод Н. И. К.» —повесть о борьбе рабочих против снижения заработной платы и попытке слабой еще коммунистической организации провести стачку вопреки сопротивлению социал-демократических бонз (бонзами — китайскими попами — называют в Германии заевшихся профчиновников).
Этот роман настолько автобиографичен, что Бредель, кажется, даже не изменил инициалов владельцев завода, на котором он работал токарем.
Следующей его книгой была «Розенгофская улица» — повесть о коммунистической квартальной ячейке.
Оба эти романа были еще очень слабы художественно. Вместо действующих лиц на страницах появлялись какие-то ходячие лозунги и тезисы. Ценность же романов была в том, что впервые пролетарий-писатель сделал темой романа свою пролетарскую жизнь и свою низовую работу коммуниста.
С приходом к власти фашистов Бредель попал в концентрационный лагерь. Несмотря на истязания, которым подвергался здесь Бредель, он вел себя как подобает революционеру высокой закалки. Он бежал из лагеря и описал эти страшные полтора года своей жизни в романе «Испытание».
Дописывал он этот роман уже у нас, в Москве. Книга эта интересна уже не только своим материалом, она написана гораздо более зрелой рукою и говорит о том, что Вилли Бредель растет как художник.
Первые две книги вышли в русском издании уже давно. Роман же «Испытание» в настоящее время печатается Гослитиздатом, а в отрывках будет появляться в разных журналах.
С. ТРЕТЬЯКОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий