Л. ЖИГАРЕВ
Револьверщику инструментального цеха Князеву стало как-то не по себе, когда он получил новое задание от мастера. Нужно было обработать большую партию канавочных фрезеров, которые напомнили ему один случай с токарем Панфиловым. В свое время Панфилов долго корпел над «канавочными», тщательно обрабатывал их, убил немало времени на эту работу. А когда пошел сдавать продукцию — вышел скандал: ОТК браковал один фрез за другим. Из партии в 100 деталей ни одна не оказалась доброкачественной. Вся сотня была забракована.
Так Панфилов и сделал. На следующий день он на работу не вышел. О нем пошумели в цеху и на заводе, говорили, что Панфилов бракодел, что Панфиловых надо гнать с завода, — пошумели и забыли. А почему, каким образом он все сто штук запорол, никому известно не было. Да никто и не думал копаться в причинах панфиловского брака.
Князев хорошо знал Панфилова. Тот был достаточно квалифицированным токарем (пожалуй, лучше его самого знал токарное дело) и не таким рабочим, чтобы умышленно делать брак. Князев был твердо убежден, что злого умысла здесь не могло быть, что сама по себе обработка канавочных фрезеров — штука мудреная. Вот потому он с такой большой опаской приступил к работе.
В обеденный перерыв к универсальному токарному станку Князева подошли трое рабочих. Один из них был Карлов — заслуженный токарь, пользующийся большим авторитетом в цеху. Карлов объяснил Князеву, что пришла бригада общественного контроля по качеству и хочет познакомиться с его продукцией. Взяв обработанный фрез, Карлов приложил к нему профильный шаблон. Фрез плотно прилегал к шаблону, и только у его основания был замечен небольшой просвет.
— Это брак, — сказал Карлов, — ты не выдерживаешь шаблона, снимаешь металла больше, чем нужно.
Пересмотрев несколько фрезеров, Карлов убедился, что и в других деталях есть такой же дефект. Члены бригады согласились с Карловым. Один из них продолжал сверять с шаблоном другие фрезы, а Карлов начал промерять отверстия.
Общественный контроль был еще новинкой в цеху. Вокруг станка Князева сгруппировалось несколько рабочих, с интересом наблюдая работу бригады. Сам хозяин бракованных фрезеров сначала упорно молчал, но когда Карлов сказал ему: «Гонишь, парень, сплошной брак!», не выдержал и вспылил. Он кричал, что мастера не дозовешься к станку, что никто его не инструктирует, что администрация внимания не обращает на брак по «канавочным» и не доискивается причины этого брака. Позвали мастера. До конца обеденного перерыва у станка Князева шел напряженный спор. Мастер ругался, говорил, что все они бракоделы, халатничают, а потом на мастеров сваливают. Но потом признался, что к этому станку он ни разу не подошел, потому что якобы у него не было времени.
Кто-то из членов бригады обнаружил, что чертеж, присланный из конструкторского бюро, не сходится с шаблоном, отсюда и брак идет. Препирательство между Князевым и мастером разгоралось все больше. Спор прекратил Карлов. Он сказал, что общественный контроль устанавливает: в данном случае брак идет из-за неправильного чертежа, мастер относится небрежно к обработке фрезеров, а Князев плохо и невнимательно читает чертежи.
После перерыва мастер вертелся все время у станка Князева, да и Карлов несколько раз подходил к нему. Один раз он обратил внимание, что рвет развертка, — нужно отдать ее в заточку. Не раз прикладывал шаблон к фрезе, но просвета больше не замечал.
Идея организации рабочей бригады по качеству на заводе «Фрезер» зародилась еще раньше в цеху разверток и метчиков. Однако деятельность общественного контроля здесь быстро замерла. Как-то в обеденный перерыв хороший производственник комсомолец Дементьев с двумя бригадирами потребовал у работницы Корольковой ее продукцию. При проверке он обнаружил у нее целую партию бракованных разверток. Королькова подняла шум и собрала вокруг своего станка много рабочих. Дементьев рассказал собравшимся, почему получается брак у Корольковой: она, желая выработать как можно больше разверток, сознательно допускала чрезмерную скорость обработки и пережигала от сильного трения тонкую режущую кромку разверток. Дементьев подробно остановился на других приемах работы Корольковой и сумел доказать, что и они неправильны.
Королькова ругалась, говорила, что даже ОТК молчит, а свои ребята «копают», что они сами бракоделы, сами брак прячут, и указала на одного из бригадиров. Дементьев действительно допустил оплошность, взяв в свою бригаду еще недостаточно квалифицированного рабочего, который совсем недавно делал много брака. Этой ошибкой и воспользовалась Королькова для того, чтобы вообще опорочить общественный контроль.
Через несколько дней после этого Дементьеву кто-то подбросил бракованную развертку, а на ближайшем производственном совещании Королькова выступила с заявлениям, что бракоделам поручают проверять качество.
Так была сорвана работа общественного контроля в цеху метчиков и разверток. Администрация разъяснила рабочим, что Дементьев не бракодел, но авторитет его был уже поколеблен, да и сам он ни за что не хотел уже работать в бригаде качества.
В других цехах учли ошибки бригады Дементьева. И вот уже несколько месяцев в инструментальном цеху и цеху фрезеров успешно работают бригады общественного контроля — инспекторы качества.
В инструментальном деталь проходит несколько операций. Сначала ее обрабатывают токаря, потом фрезеровщики, слесаря и, наконец, шлифовальщики. Бригады рабочего качества также разбиты по операциям. В токарной группе есть свои общественные инспекторы, в шлифовальной свои и т. д. В состав общественного контроля входят высококвалифицированные рабочие с большим производственным опытом и дающие наименьший процент брака.
В начале своего существования рабочие общественные бригады качества работали так. При сдаче продукции ОТК обнаруживает брак. Представитель ОТК с дефектной деталью обращается в общественный контроль и указывает, что вот такой-то рабочий запорол деталь. После работы общественный контроль у станка этого рабочего созывает совещание производственной бригады. На совещании делается технический анализ допущенного брака. После того как выясняются причины брака, рабочему объясняют, почему он неправильно работал и как нужно работать для того, чтобы эту деталь сделать доброкачественной. Такова первоначальная форма работы общественного контроля.
Момент нарезки спиральных зубьев цилиндрического фрезера на универсально - фрезерном станке. (Завод "Фрезер") |
В дальнейшем общественные инспекторы пришли к заключению, что описанный выше метод работы не исчерпывает их задач. Нужно не только фиксировать и анализировать сделанный брак, но каким-то образом предупреждать его. Для осуществления этой задачи общественный контроль изменил свой метод работы. Цех оповещается, что два раза в пятидневку по таким-то числам работают бригады общественного контроля. В обеденный перерыв или после работы к какому-либо станку приходят общественные инспекторы. Здесь в присутствии рабочих они осматривают выпускаемую продукцию. Если брак обнаруживается, то выясняются его причины. Рабочему, сделавшему брак, говорят, что он, скажем, фаску снимает очень хорошую, а вот обточку по радиусу ведет неправильно, — от этого и идет брак. После такой летучей проверки рабочий работает без брака, учитывая указания общественного контроля.
На производственных совещаниях рассказывается о результатах работы общественного контроля. Помимо этого, на специальной доске подробно указывается, что такого-то числа такого-то рабочего посетил общественный контроль, который обнаружил, что этот рабочий неправильно обрабатывает такую-то деталь или, наоборот, работает правильно. Обычно при разборке брака у станка присутствует большинство рабочих производственной бригады, а иногда мастер смены или цеха и работники ОТК. Непосредственно проверяет продукцию рабочего наиболее квалифицированный товарищ из бригады общественного контроля, а все присутствующие обсуждают его заключение.
В процессе работы общественного контроля токарей инструментального цеха бригадир Карлов начал вести дневник. Впоследствии этот дневник превратился в своего рода документ проверки и исполнения действий общественного контроля. Каждый случай брака, рассмотренного общественным контролем, Карлов записывал. Благодаря этому уже через месяц создалась наглядная картина характерного брака в цеху и способов его устранения.
Просматривая дневник Карлова, нетрудно проследить и методы работы бригады общественного контроля. Большей частью бригада в своей работе встречалась с недостаточной квалификацией рабочих и предупреждала брак путем оперативного вмешательства, объясняя рабочим, как нужно правильно обрабатывать деталь для того, чтобы избежать брака. Вот страничка из дневника Карлова, где зафиксирован один из подобных фактов:
«Токарь Жуков.
Обрабатывает калибры разных размеров — 40 шт.
Заключение. Бригада обратила внимание на то, что центра разработаны, фаски не сняты. Жукову было рассказано, как нужно исправить эти недочеты, и на технический контроль калибры пошли доброкачественные».
Правильные приемы рабочих бригада популяризировала на производственных совещаниях. Карлов также фиксирует их в своем дневнике:
«...Втулка хорошего качества. Токарь Попов правильно производит их обработку. Он внимательно относится к своей работе, не допустил брака из-за недоброкачественных разверток, а произвел работу резцом и тем самым предупредил брак».
Принципы работы бригад общественного контроля меняются, когда приходится сталкиваться с сознательными бракоделами. Одним из таких рабочих оказался на заводе «Фрезер» токарь Стомарев. Сначала он пытался доказать рабочим, инспекторам, что обрабатываемые им оправки хорошего качества. Инспекторы долго убеждали его, что это не так и, если он не снимет фаску и не исправит центра, оправки будут бракованные. После долгих споров Стомарев все же исправил свою ошибку, но Карлов решил, что этого парня нужно почаще «беспокоить». Через несколько дней общественный контроль вновь обследует продукцию Стомарева. И на этот раз он заведомо гнал брак, видимо не желая тратить времени на снятие фаски. В третий раз общественный контроль проверял работу Стомарева. Из 20 оправок 19 оказались бракованными. Рабочие рассказали инспекторам, что Стомарев в этот день особенно безобразно относился к своей работе. Он бросал станок во время обработки детали, ходил по цеху и не обращал внимания на замечания старых производственников. На производственном собрании токарей, которое созвали общественные инспекторы, решили исключить Стомарева из ударников. Бракодел каялся, обещал работать честно, но общественный контроль все же решил установить за Стомаревым систематическое наблюдение.
Через несколько дней в дневнике Карлова появилась новая страница: «Контроль над бракоделом».
«Токарь Стомарев. Фрезера, партия 50 шт., качество фрезеров и профиля хорошие.
Фрезера дисковые — 50 шт., сделаны хорошо.
Оправки— 10 шт., качество удовлетворительное.
Предупреждено: при проточке профиля фреза садить его на оправку плотно, чтобы не было биения по внутреннему диаметру и не оказалось брака из-за перекоса».
На собрании инспекторов качества рабочие часто делали предложения, по осуществлении которых брак должен уменьшиться. К сожалению, систематического контроля за выполнением этих предложений не было, а потому общественные инспекторы решили использовать для этой цели дневник Карлова.
Брак по канавочным фрезерам шел сплошь и рядом из-за несогласованности размеров чертежей с шаблонами фирмы Шток. Рабочие предложили изменить размеры во всех чертежах по канавочным фрезерам. Карлов записал это предложение в свой дневник и направил его в конструкторский отдел. Под текстом предложения было оставлено место. Здесь заведующий конструкторским отделом записал, какое распоряжение дал он отделу об изменении чертежей. В дневник Карлова вносились предложения рабочих, обращенные к зав. цехом и мастерам. Они должны были собственноручно писать о принятых и обещанных мероприятиях.
Так работают группы рабочего качества на заводе «Фрезер». В шлифовальном отделе инструментального цеха за последнее время брак намного уменьшился, не превышая 0,3—0,4%. Общественный контроль, так называемая группа технического анализа брака, сыграл в этом далеко не последнюю роль.
В цеху фрезеров по некоторым деталям ОТК допускал брак до 0,5%. Во время работы общественного контроля брак по этим деталям был вовсе устранен. В этом же цеху часть по существу бракованных изделий ОТК принимал как продукцию второго сорта. Поcле двухмесячной работы групп технического анализа брака количество продукции второго сорта с 60% упало до 20. Соответственно увеличилась цифра продукции первого сорта.
Значение опыта групп общественного контроля на заводе «Фрезер» велико тем, что найдена еще одна форма помощи передовых отстающим, еще одна форма творческого соревнования масс.
Эти группы фактически осуществляют технический разбор и анализ причин брака. Своей работой они привлекают к делу борьбы с браком действительно массы рабочих.
Характерной чертой работы этих групп является привлечение и использование опыта, знаний и навыков высококвалифицированных кадров для помощи менее квалифицированным, в первую очередь молодежи.
Группы технического анализа брака могут сыграть исключительную роль в деле борьбы за честь марки советского завода, за честь своей собственной продукции.
Покончить с браком — это значит создать такие условия на предприятиях страны, когда каждый рабочий с гордостью и любовью будет говорить о своей собственной продукции.
Комсомольцы и рабочая молодежь должны стать инициаторами перенесения этого замечательного опыта на свои предприятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий