Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

25 ноября 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1934-08

1 августа 1774 г. английский химик Джозеф Пристли открыл кислород. Это было в эпоху, когда наука только начала .разбираться в существовании разных «воздушных пород» (термин «газ» тогда еще не был в обращении и говорили о «различных воздухах»). Пристли выделил кислород, нагревая окись ртути; при этом он первоначально нашел способность нового «воздуха» поддерживать горение и соединяться с кровью, изменяя ее цвет на светло-красный. Опыт Пристли был повторен через несколько лет Лавуазье, который определил состав атмосферного воздуха и роль кислорода в нем.
2 августа 1838 г. англичанин Джон Денетт получил патент на ракетный аппарат, предназначенный для установления связи между берегом и судном, терпящим аварию около земли. Приспособление с помощью ракеты доставляет на аварийное судно конец тонкого стального троса, к концу которого привязан прочный канат. Последний закрепляется на высшей точке судна и по нему, как по канатной дороге, скатываются на берег подвешенные на роликах, спасательные люльки с людьми и грузами.
Спасение людей с аварийного судна после установления связи с берегом с помощью ракеты

3 августа 1830 г. американцы Устер и Холмес получили патент на изготовление бумаги и картона из древесины. В ту эпоху главным материалом, из которого вырабатывалась бумага, были тряпки. При повышенном спросе на бумагу, было обращено внимание на древесину; сперва ее подмешивали в незначительном количестве, а после создания соответствующих машин стали выделывать бумагу из чистой древесины.

4 августа 1884 г., полвека назад, родился германский инженер Штельцнер, известный изобретением подводных саней для водолазных работ. Сани облегчают не только работу под водой, но и спуск и подъем с помощью буксирного троса.

6 августа 1753 г. при производстве опытов с атмосферным электричеством при помощи громоотвода в Петербурге был убит акад. Рихман. Приводим описание этого случая из литературы XVIII века.
«26/VII (по старому стилю). Близ закрытого окна в сенях находился поставец 4 фута вышиной; на одном стоял электрометр с укрепленным железным прутом в палец толщиной и в 1 фут длиною, которого нижний конец входил в небольшой стеклянный стакан, отчасти наполненный медными опилками. До сего прута проведена была от кровли дома тонкая железная проволока в надворные двери близ потолка. Рихман по электрометру усматривал, что гроза быть должна еще в дальнем отстоянии, ибо он замечал сильнейшее состояние электричества, когда громовое облако находится над самой головой, а указательная. нитка только на 15° отходит от своего перпендикулярного состояния, а потому стоял он от прута в отдалении фута, ни к чему не касаясь.
Вдруг г. Соколов увидел белесо-голубоватый шар, в кулак величиной, выскочивший из прута в лоб профессору Рихману, который без малейшего стона упал навзничь к стене на стоявший тут сундук. Звук удара равнялся выстрелу малой пушки. Соколов присел на пол и ощутил несколько ударов в спину, происшедших от прорвавшейся проволоки, которою на суконном его платье от плеча до фалд прожгло полосу в толщину проволоки. Несчастьем своим (Рикман) удостоверил человеков в той истине, что молния не иное, как разряд или выпорожнение электрического вещества...».

7 августа 1834 г., 100 лет назад, родился в Лионе Жаккард —  изобретатель механического тканного станка. Этот станок позволил вплетать в ткань рисунки различных цветов и оттенков. Жаккард превратил станок в механического художника, соперничавшего с -ручным рисовальщиком и конечно его вытеснившим.

8 августа 1849 г. германский физик Мориц Якоби производил в Петербурге впервые в большом масштабе опыты по электрическому освещению улиц с помощью вольтовой дуги.

8 августа 1929 г., 5 лет назад, наш самолет АНТ-9 «Страна Советов» вылетел из Москвы в Нью-Йорк. Этот замечательный океанский перелет, совершенный советскими летчиками, длился 54 ч. 57 м. со средней скоростью 144,6 км в час. При полете самолету из-за порчи мотора пришлось идти на вынужденную посадку и садиться «втемную» на столетние ели (под Читой). Не раз самолет проваливался в воздушные ямы глубиной до 300 м. На острове принца Уэльского пришлось сменять моторы на волнах океана. Самолет вели пилоты Шестаков и Болотов.

9 августа 1803 г. изобретатель Роберт Фультон испытывал на р. Сене около Парижа сооруженное им судно длиной в 20 футов с паровым двигателем. Несмотря на то, что комиссия Академии наук засвидетельствовала, что лодка оказалась способной двигаться против течения, всесильный тогда Наполеон не пожелал оказывать дальнейшее содействие изобретателю и Фульдой уехал в Англию.

10 августа 1904 г. во время Цусимского боя японцы впервые применяют в военных целях беспроволочный телеграф. Деятельное участие приняли в этом английские радиоинженеры, которым было важно выяснить роль нового способа связи при военных операциях. Несмотря на все недостатки тогдашней радиотехники (радиотелефона еще не было), новый телеграф оправдал все надежды.

13 августа 1894 г. лорд Рейлей представил Британской Ассоциации мемуар об аргоне — инертном газе, который, как оказалось, в небольшом количестве находится в атмосфере. Интересно, что открытие в атмосфере новых газов (в том числе и аргона) произошло только потому, что к концу XIX в. точность взвешивания была доведена «до пятого знака» (т. е. до стотысячных долей) и обнаружена разница в числах при анализе атмосферного азота и азота, полученного из химических реакций. Газ аргон у нас используется для новых источников света ртутно-аргонных ламп, значительно более выгодных, чем обычные лампочки накаливания.

14 августа 1821 г. английское патентное бюро выдало патент механику Давиду Гордону на паровой автомобиль для передвижения по обыкновенным дорогам. Оригинальность конструкции заключалась в том, что, имея в виду, плохие дороги, изобретатель применял вместо ходовых колес громадный барабан, по цилиндрической поверхности которого внутри проложены зубчатые рельсы. По рельсам внутри барабана крутился, как белка в колесе, паровоз с зубчатыми колесами.
Тягач с паровым двигателем Давида Гордона

15 августа 1679 г. день рождения немецкого географа XVII в. Адама Цюрнера. Его имя известно в технике тем, что он соорудил себе походный экипаж с «верстомером» — приспособлением, автоматически учитывающим длину пути, пройденного экипажем (исходные данные — длина окружности колеса и число его оборотов). Приемник был установлен на заднем колесе, с передачей внутрь экипажа, где имелся счетчик. При плохих дорогах применялся специальный измеритель одноколесного типа, На таком возке Цюрнер путешествовал двадцать лет, исколесив и вымерив все дороги в Саксонии. За это время он покрыл около 125 тыс. км, что превосходит длину экватора в три раза.
Повозка с "верстомером" географа Цюрнера

16 августа 1928 г. в Германии с Бременской верфи был спущен громадный океанский пароход «Бремен», водоизмещением в 48 тыс. т. 15 августа в Гамбурге был спущен другой точно такой же пароход «Европа». Сооружением этих первоклассных кораблей Германия хотела продемонстрировать свою мощь и подготовить создание военного флота, так как оба, парохода были прекрасно оборудованы для быстрого превращения их в вспомогательные военные суда.

17 августа 1834 г., сто лет назад, погиб управляемый аэростат «Эгль» («Орел»), построенный во Франции по проекту Леннокса за счет специально организованного Общества воздушной навигации (первое в мире предприятие такого рода). Корабль должен был обслуживать регулярными рейсами сообщение между Парижем и Лондоном, что должно было дать экономию во времени даже при незначительной собственной скорости аэростата. «Эгль» должен был передвигаться за счет мускульной работы своего экипажа, при помощи гребных колес и даже весел. Как ни наивна такая идея для настоящего времени, в нее твердо верили сто лет назад. Но при первой же попытке совершить полет, корабль пострадал еще на земле: при перетаскивании на поле с места постройки прорвали оболочку. Эта неудача так подействовала на многочисленную публику, что аэростат сделался объектом жестокого штурма и в несколько минут был разломан на клочки...
Управляемый аэростат "Эгль", погибший сто лет назад

18 августа 1750 г. немецкий ученый Сегнер сделал в Геттингене доклад об изобретенном им турбинном колесе, работающем силой реакции. «Сегнерово колесо» является с тех пор классическим образцом двигателей, работающих силой реакции. Такое колесо каждый может изготовить сам из трубочек, изогнутых под прямым углом я расположенных рационально (концы трубок отогнуты в одном направлении); при подводе во все трубочки через втулку воды под некоторым давлением, эта вода, стекая с концов, заставит колесо вращаться.

22 августа 1834 г. родился Ланглей — американский физик и аэро-механик. Ланглей известен прежде всего своими работами по спектроскопии: он построил чрезвычайно точный прибор — боллометр, при помощи которого измерил распределение энергии в солнечном спектре. Это измерение привело впоследствии к квантовой теории. Ланглей является кроме того автором замечательного труда «Аэродинамические опыты», где исследован полет коробчатого змея. Эти опыты сослужили большую службу братьям Райт, которые, мак известно, первые полетели на самолете, имевшем форму большого змея.

(Недостающий фрагмент) ... на каждое колебание, производимое голосом. Представим себе далее, что эта пластинка последовательно размыкает и замыкает ток гальванической батареи. Ясно, что мы можем поместить на расстоянии другую пластинку, которая будет производить в то же время те же колебания».
Это описание Бурселя, сделанное 80 лет назад, является предвосхищением телефона Белла 1876 г.
Схема действия телефона Белла

28 августа 1879 г. преподаватель немецкого училища в Ганновере Рейдт сделал первый опыт применения углекислоты, незадолго до того превращенной в жидкое состояние. Надо было поднять со дна Кильской верфи громадный камень, вес которого оказался 31,6 т. Подготовив достаточное количество жидкой углекислоты Рейдт ввел ее в баллон, погруженный в воду и привязанный к камню: через 8 мин. после испарения углекислоты камень всплыл на поверхность.

30 августа 1881 г. французский инженер Клеман Адер получил в Германии первый патент на изобретенный им прибор для телефонной передачи музыки из театров или концертных зал по частным квартирам. Перед тем Адер сконструировал телефонный аппарат с магнитом в виде кольца, который имел широкое применение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.