Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

24 октября 2020

Все ли верно у Жюль Верна?

У Жюль Верна есть рассказ под заглавием «Драма в воздухе». В нем описывается полет на воздушном шаре одного профессионального воздухоплавателя, который собирался сделать прогулку в воздухе с тремя платными пассажирами. Но в последний момент пассажиры испугались и не полетели. Пилот решил лететь в одиночку. Загрузив корзину аэростата лишними балластными мешками с песком по весу неявившихся - пассажиров, воздухоплаватель стал готовиться к взлету и сел в корзину. 

Последовавшие затем события у Жюль Верна описаны так:

«Двенадцать человек, которые удерживали аэростат, немного отпустили его, и шар был поднят на несколько футов от земли.
Не было ни малейшего ветра, и тяжелый свинцовый воздух казался непроницаемым. Бросив последний взгляд, я убедился, что могу отправляться.
Внимание!
Пускай!
Шар МЕДЛЕННО пошел вверх, но я внезапно почувствовал сотрясение, которое опрокинуло меня на дно корзины.
Поднявшись, я очутился лицом к лицу с неожиданным пассажиром —  бледным молодым человеком.
Мой вес нарушил условия равновесия аэростата,— проговорил он.— Вы позволите?
И, не дожидаясь ответа, он взял два мешка с балластом и выбросил их за борт.
...Барометр упал до 700 мм; мы поднялись почти на 600 м над городом.
Вы сердитесь на меня! — воскликнул незнакомец. — Но я не мог заплатить за участие в полете. Потому пришлось действовать нахрапом.
Никто вас не гонит... А объяснение с вами я предпочитаю иметь на земле!..
Ну, не будем пока говорить о возвращении!
И прежде чем я успел удержать его, еще два мешка с песком были выброшены из корзины...
Аэростат, поднявшись, СНОВА ОСТАНОВИЛСЯ.
Незнакомец посмотрел на барометр и промолвил:
Вот теперь мы на высоте 800 метров. Люди кажутся букашками. Поглядите!
Возможно, будет гроза,— сказал молодой человек.
Но мы спустимся до того,— возразил я.
Вот еще! Лучше поднимемся, тогда мы вернее избежим грозы.
И опять два мешка с балластом полетели в пространство. Аэростат стал быстро подниматься и ОСТАНОВИЛСЯ НА 1 200 м. Чувствовался довольно сильный холод, но солнечные лучи согрели внутренний газ и придали ему еще большую подъемную силу».

Таково начало рассказа. Незнакомец оказался душевнобольным, с манией увековечить свое имя в истории воздухоплавания. Выбросив весь балласт, он стал бросать из корзины снаряжение, а на высоте 9 тыс. м в борьбе с пилотом обрезал веревки корзины и ринулся вниз вместе с ней. Пилот спасся только тем, что успел ухватиться за подвеску баллона.

Обращаем внимание читателей на аэростатическую сторону этого рассказа и предлагаем разобраться в подробностях всех условий полета (это между прочим очень полезно для более точного уяснения условий полета стратостатов).

Аэростат, наполненный у земли до всей емкости оболочки

При этом надо иметь в виду следующие технические указания, имеющиеся в рассказе, краткие сами по себе, но вполне достаточные для полного решения задачи.

Баллон аэростата имел емкость в 3 тыс. м³, но наполнение его газом перед взлетом было сделано лишь на ¾ полного объема. Всего на борту аэростата было 150 кг балласта (т. е. примерно 10 мешков), причем учет газа и всей нагрузки был сделан очень точно.

Невыполненный аэростат. У земли оболочка заполнена газом только частично

Описанный аэростат имеет в воздухе постоянную подъемную силу при переменном объеме, потому что по мере подъема, т. е. с уменьшением наружного давления, газ свободно расширяется внутри баллона, увеличивая его объем. Аэростаты такого рода называются невыполненными, в отличие от наполненных у земли до всей емкости оболочки; последние имеют в полете постоянный объем, но переменную подъемную силу (убывающую), так как по мере подъема расширяющийся газ выходит через открытое нижнее отверстие.

Понятно, что каждый невыполненный аэростат обращается в выполненный, как только он достигнет некоторой высоты, где газ займет всю емкость оболочки; такая высота называется зоной выполнения (равновесия) или статическим потолком. Чем выше рассчитывается этот статический потолок, тем меньшая часть емкости оболочки должна быть выполнена у земли перед взлетом или, другими словами, тем больше должны быть размеры баллона (таковы условия для стратостатов, у которых подъемный газ заполняет лишь 7—8 проц. оболочки).

Уравновешенный аэростат с выполненной оболочкой может подниматься лишь за счет сбрасывания балласта.

Для ориентировки даем приближённые цифры о величине атмосферного давления (в миллиметрах ртутного столба) на различных высотах (при температуре 0°);

Физический закон Бойля-Мариотта о соотношении между объемом газа и давлением должен быть известен читателю (объем и давление обратно пропорциональны друг другу).

Укажите, какие физические несообразности имеются в приведенном выше рассказе Жюль Верна:

1. Мог ли аэростат совершить взлет именно так, как описано?

2. Правдоподобно ли в физическом отношении описание всех стадий полета? (обратите внимание на подчеркнутые слова).

Инж. К. ВЕЙГЕЛИН

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.