Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

09 августа 2020

Танки | ТМ 1934-02

Инж. А. МОЛЧАНОВ

Паровой двигатель сыграл в военном деле огромную роль. Железные дороги позволили быстро перебрасывать войсковые части на большие расстояния. Важнейшим результатом боевого использования парового двигателя явилось конструирование броневого поезда — старейшего из современных механизированных боевых средств.

Теоретический проект бронировки и вооружения поезда появился впервые во Франции в 1826 г., т. е. сразу же после постройки первой железной дороги в Англии. Практически же эта идея была осуществлена в австрийской армии в 1848 г. при осадке венграми Вены. Прообраз современных бронепоездов появился во время Франко-прусской войны и участвовал в обороне Парижа (1870-1871 гг.).

Паровой двигатель стал находить себе все более широкое и разнообразное применение в армии. Уже в Крымскую кампанию англичане использовали паровые тракторы для передвижения тяжелой артиллерии. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. русские имели 12 таких тракторов. После Южноафриканской кампании 1899—1902 гг. паровой трактор стал уже непременной составной частью транспортной системы всех крупнейших армий.

Однако большой вес, малая скорость и дороговизна парового дорожного локомобиля тормозили дальнейшее распространение этого вида военного транспорта. Изобретение двигателя внутреннего сгорания устранило эти препятствия и открыло дорогу для широкого внедрения двигателя в армию. Примерно с 1895 г. начинается бурное развитие автомобильной промышленности и массовое внедрение двигателя внутреннего сгорания в гражданский транспорт. Автомобилизация армий получила огромный размах лишь со времени мировой империалистической войны. Мировая война подняла волну механизации армий. В эту войну автомобиль начал вытеснять конную тягу, появились бронеавтомобили, автомобили для перевозки частей, санитарные автомобили, обозные автомобили и т. д.

Английский танк, марка 5
Однако автомобиль имеет весьма существенный недостаток — он связан с дорогой. Это ограничивает поле его действий. Это недостаток побуждал изобретателей работать над повышением проходимости и подвижности боевых машин.

И вот в 1911 г. поручик австро-венгерского железнодорожного полка Бурстын спроектировал и предложил первый танк. Бурстын обратил внимание на основной недостаток броневых автомобилей, на то, что они не могут передвигаться по местности без дорог, особенно при мягком грунте. Использовав опыт гусеничной тяги английских и американских тракторов, он спроектировал броневой автомобиль на гусеницах, т. е. по существу первый танк.

Название «танк» произошло от английского слова «цистерна». Во время переброски своих танков на позиции по железной дороге англичане, в целях конспирации, называли их цистернами. Отсюда и произошло название танка.

Рис. 1. Танк катится не на колесах, а на
нижних катках.
Как же устроен танк? Корпус танка покоится на двух бесконечных гусеничных лентах. Для ясности представим себе, что на передние и задние колеса обыкновенной повозки надеты гусеничные бесконечные ленты. Между колесами размещен целый ряд специально подвешенных катков. Нa эти катки собственно и опирается танк.

Мы знаем, что при движении автомобиля по полотну дороги точки соприкосновения колес с грунтом в каждый данный момент неподвижны по отношению к грунту. Точно так же и нижние части гусеницы танка остаются неподвижными на земле. Движение совершается следующим образом: переднее колесо (рис. 1), называемое направляющим, передвигает гусеницу сверху вниз и звено за звеном укладывает ее на землю. Таким образом гусеницы образуют как бы две колеи, своеобразные рельсы, по которым танк передвигается на своих опорных катках. Заднее колесо, называемое ведущим или рабочим, поднимает гусеницу с земли и тянет ее вверх на направляющее колесо. Следовательно танки катятся не на колесах, а на нижних катках. Ведущим колесом может быть и переднее, тогда направляющим является заднее. Однако принцип движения остается таким же.

По своему общему устройству танк очень похож на автомобиль. Он имеет одинаковые составные агрегаты: корпус (шасси), мотор, трансмиссия, ходовая часть и кроме того вооружение.

Рис. 2. Вес колесной повозки передается
на четыре небольшие опорные поверхности.
Вес же гусеничной повозки распределяется
по двум большим опорным поверхностям
Гусеницы позволяют танку проходить по такой местности, какую примерно может пройти пехота и конница. Гусеница, которая кажется на первый взгляд несущественной деталью, дает танку необычайно высокую проходимость. Такой проходимостью не обладает ни одна колесная машина.

Тактическое значение боевых средств определяется степенью их подвижности. Танки, обладая такой подвижностью, имеют громадное тактическое значение. Танки помогают пехоте прорвать сильно укрепившегося противника. Своим огнем и живой силой (таранная способность) они могут давить и нейтрализовать огневые точки противника (пулеметы, пушки). Помимо этого они деморализующе действуют на противника.

*

Несмотря на свою кажущуюся неуклюжесть и большой вес, танки обладают целым рядом положительных тактических свойств. Хорошее сцепление гусеничного движителя с грунтом, большая мощность мотора, жесткий броневой корпус позволяют танку опрокидывать и преодолевать встречающиеся на его пути препятствия: стены, изгороди, проволочные заграждения, кустарники и отдельные деревья. Опрокидывающие способности современных танков могут быть довольно значительными. Например современный легкий танк сваливает дерево толщиной 25—30 см, а тяжелый танк может опрокидывать отдельные деревья до 70—85 см диаметром; каменная ограда, крестьянские дома не могут служить для танка серьезным препятствием.

Гусеничный ход позволяет танку без труда брать крутые подъемы (до 45°), перебираться через окопы и воронки, проходить по мягким лугам и пашне.

На чем же основаны эти отличительные свойства танков.

Если повозка оказывает незначительное давление на единицу поверхности, то такая повозка не будет вязнуть на мягком грунте. Возьмем обыкновенную четырехколесную повозку и гусеничную. Посмотрим, как они передают свой вес грунту. Из рис. 2 видно, что вес колесной повозки передается на четыре небольшие опорные поверхности —а, б, в, г. Вес же гусеничной повозки распределяется по двум большим опорным поверхностям А и Б. Отсюда видно, что давление на грунт у колесной повозки будет значительно больше, чем у гусеничной.

Рис. 3. Танки могут выдвигаться
своей передней частью над краем
рва, не проваливаясь в него
Современный танк имеет удельное давление на грунт в среднем 0,55—0,65 кг на 1 см². Такое же примерно давление оказывает человеческая ступня. Некоторые танки в зависимости от форм гусениц имеют давление еще меньшее (0,35— 0,40 кг/ом²).

Нижние опорные катки не дают гусенице сильно прогибаться внутрь. Поэтому танки могут выдвигаться своей передней частью над краем рва, не проваливаясь в него. На рис. 3 показано положение танка в момент преодоления рва.

*

Расположение центра тяжести танка имеет большое значение. Если ширина перекрываемого окопа равна В метров, то длина танка по гусенице должна быть не менее, чем Z = 2 × В + 4. При этом цент тяжести должен отстоять от каждого конца гусеничного обвода минимум на половину этой предельной длины В. Обычно центр тяжести танков лежит на пересечении продольной и поперечной осей, т. е. в середине. Но он может быть сдвинут больше на корму (назад). В этом случае к корме пристраивается хвост, предохраняющий ее от провала в окоп (рис. 4).

Рис. 4. К корме пристраивается
хвост, предохраняющий ее от
провала в окоп
Обычно считают, что ширина перекрываемого рва равна примерно 45 проц. от длины танка по гусенице. Например современный тяжелый танк длиной 10 м перекроет окоп в 4,5 м. Легкий танк перекрывает ров в 1,8—2 м.

На рис. 5 показан контур одного из первых английских танков. У этого танка высоко расположены передние колеса а. Такая форма была вызвана необходимостью преодолевать большие отвесные препятствия высотой до 1,5—2 м.

Преодоление танком перпендикулярных препятствий (стенок) зависит от той высоты, на какой расположена ось переднего колеса. Поясним это примером, показанным на рис. 6. Если бы ось переднего колеса была расположена ниже верхней точки препятствия, то танк уперся бы в это препятствие и не смог бы его преодолеть. Если же ось расположена на уровне препятствия или несколько выше его, то все части гусеничной ленты, двигаясь от заднего колеса снизу вверх, зацепятся за это препятствие и поднимут переднюю часть танка. Когда нос задерется настолько вверх, что центр тяжести танка перейдет за верхнюю точку опоры, — передняя часть танка опустится, — танк «вскарабкался» на возвышение. Современные танки легко преодолевают препятствия до 1,7 м высоты.

*

Рис. 5. У этого танка высоко расположены
передние колоса
Танки имеют еще одно очень важное тактическое качество, —они могут проходить брод глубиной до 1,5 м. Более того, существуют плавающие танки, для которых вода уже не является препятствием.

Кузов плавающего танка герметически закрыт и непроницаем для воды. Броневая обшивка его сваривается, кроме того в стыках листов прокладывается специальное водонепроницаемое уплотнение.

Почему же все-таки танк, — эта весьма тяжелая машина, — не тонет? — Потому что плавающий танк имеет относительно большой объем. Погружаясь в воду, танк вытесняет определенное количество ее. Вес вытесненной воды больше, нежели вес танка. Вследствие этого по закону Архимеда танк плавает, не погружаясь под воду. Сзади плавающий танк снабжен гребным винтом, который дает ему в воде поступательное движение.

Рис. 6. Преодоление танком
перпендикулярных препятствий (стенок)
зависит от той высоты, на какой
расположена ось переднего колеса
На рис. 9 показан английский танк-амфибия Кардел-Лойд. Рис. 10 показывает плавающий танк Кристи в воде.

Плавающие танки бывают разных конструкций. На рис. 7 изображен плавающий танк Кристи на гусеницах, а на рис. 8 — плавающий танк Кристи на колесах.

Все эти высокие тактические и боевые качества танков делают их одним из основных боевых средств современной армии.


Рис. 7. Плавающий танк Кристи на гусеницах.

Рис. 8. Плавающий танк Кристи на колесах

Рис. 9. Английский танк-амфибия Кардел-Лойд

Рис. 9 а. Английский танк-амфибия Кардел-Лойд в воде

Рис. 10. Плавающий танк Кристи в воде


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.