СИНТЕТИЧЕСКИЕ КОСТИ. Восстановительная хирургия широко использует имплантаты-эндопротезы, способные заменить поврежденные кости. Они делаются из полимеров, металлических сплавов. В Йенском университете для этих целей разработан новый материал — стеклокерамика. Его можно обтачивать, фрезеровать, подвергать другим видам механической обработки. Многочисленные опыты на животных показали, что протезы из этого материала быстро приживаются и не отторгаются организмом (ГДР).
ЭКОНОМНО И УДОБНО. Так выглядят коньки «Ковопол-700», выпускаемые на предприятии «Кохиноор» в городе Оломоуце. Они значительно легче обычных, ибо основные части их изготовлены из пластмассы. А значит, игроки меньше устают. Кроме того, на каждой паре коньков экономится 500 г стали, что тоже немаловажно. К тому же пластмассовые коньки в несколько раз прочнее металлических (Чехословакия).
ПЕРЕРАБОТКА ТЕРРИКОНА. Что делать с пылящими терриконами угольных шахт? Как их использовать? Эти вопросы решают по-разному. В Венгрии, например, разработали систему «Халдекс», которая позволяет извлечь из 0,5 млн. т отвалов 80 тыс. т угля в год. Извлеченный уголь превращают в пыль, смешивают с мазутом и сжигают в котельных установках электростанций и заводов. Оставшаяся пустая порода тоже идет в дело. Пустую породу применяют в дорожном строительстве. Известь направляется на цементные предприятия, а глина — на заводы по производству кирпича и черепицы (Венгрия).
КАК СОХРАНИТЬ РЫБУ? Ведь не на всех рыболовных судах имеются холодильники. А если они и есть, то замораживание сохраняет выловленную рыбу, но все же ухудшает ее качества. Группа французских специалистов разработала новый вид упаковки для сохранения улова. Они предложили «одевать» рыбу в «кожу» из натурального белкового вещества, которая предохраняет ее от кислорода и микроорганизмов, не позволяет размножаться анаэробным бактериям. «Вторая кожа» прозрачна, абсолютно безвредна и легко снимается (Франция).
«ПЕРЕНОСНОЙ» АВТОМОБИЛЬ. В крупных городах улицы настолько забиты транспортом, что выбраться с места парковки подчас просто невозможно. Конструкторы создали мини-автомобиль из стекловолокна, который вместе с полным баком весит всего 50 кг. Такую машину владелец может перетащить на проезжую часть на руках. Новая малолитражка снабжена мотоциклетным двигателем, позволяющим развивать скорость 60 км/ч (Япония).
ГОРЬКО! «Денатониум сахарид» —- так называется вещество, синтезированное химиком Гарри Холандером. Свое название оно, однако, не оправдывает, ибо «сахарид» в несколько тысяч раз горче хинина. Горечь ощущается даже при растворении в воде в соотношении 1:10⁸. Новое соединение предназначено для использования в качестве репеллента — химического препарата для отпугивания от растений вредных насекомых, а также в качестве добавки к бытовым химикалиям, дабы их случайно не отведали любознательные дети (США).
КОТЕЛЬНАЯ БЕЗ КОТЛА. Бойлеры за последние десятилетия не претерпели существенных изменений. Попытка модернизировать их была предпринята группой теплофизиков из Оттавы. Они предложили новый метод нагревания воды -— путем ее непосредственного контакта с пламенем газовых или мазутных горелок. Как это происходит? В котельную трубу с помощью форсунки, расположенной на крышке, впрыскивается вода. На внутренней стенке трубы расположен ряд горелок. Капли пролетают с большой скоростью через пламя горелок и нагреваются, на дне скапливается горячая вода. За час на опытной установке нагревается до 85° С кубометр воды. Как показали расчеты, при таком методе нагрева затраты энергии на 10% меньше, чем при использовании бойлеров (Канада).
АКУЛА В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ. Секрет скоростных качеств акул давно не дает покоя исследователям. Изучая кожу этих хищников под электронным микроскопом, они обнаружили, что она покрыта тончайшими бороздками. Не они ли придают прекрасные аэродинамические свойства акулам? Опыты в аэродинамической трубе, а также испытания моделей самолетов, покрытых пленкой, на которой был воспроизведен рисунок акульей кожи, подтвердили это предположение. «Акулий эффект» предполагается использовать в авиа- и судостроении (ФРГ).
ОБ ОПАСНОСТИ ПРЕДУПРЕДИТ... ТРАДЕСКАНЦИЯ. С давних времен шахтеры приносили в шахту канареек. Эти птицы необычайно чувствительны к токсичным газам. Они бурно реагируют, если концентрация газов даже чуть-чуть превысит допустимую. Сегодня ученые отыскали еще один «живой детектор» газов — комнатное растение традесканцию. Эксперименты показали — при скоплении в шахте метана тычинки на цветках этой I многолетней травы меняют свой цвет — из светло-синих становятся розовыми (Болгария).
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ВЫГОДНЕЕ? Сопровождающие один из патентов таблицы и графики доказывают: если поршни и цилиндры двигателя внутреннего сгорания сделать не круглыми в сечении, а прямоугольными, можно значительно уменьшить в нем трение двух пар, сократить расход смазочного масла, обеспечить более полное сгорание топлива. Словом, двигатель станет более экономичным и долговечным. Прямоугольные поршни в ближайшее время будут изготовлены на одном из варшавских заводов и испытаны на дизельных грузовиках (Польша).
ДЕЛРИН ДЛЯ ХРОНОМЕТРОВ. Внешне эти электронные часы, созданные специалистами фирмы «Синклер», мало чем отличаются от привычных, серийно выпускаемых во многих странах. И все-таки они по-своему оригинальны. Дело в том, что их корпус сделан из нового полимера — делрина, который обладает высокой прочностью, износостойкостью и в то же время достаточной гибкостью. Последнее его свойство инженеры остроумно использовали при разработке включателя. Под передней панелью корпуса, выполненной из 0,2-миллиметрового слоя делрина, помещены металлические упругие прокладки. Достаточно легкого нажатия на панель, как прокладки соприкасаются с элементами печатной платы, включая светоизлучающие диоды. И на табло в тот же миг загораются цифры, соответствующие часу, минуте, секунде (Англия).
УГОЛЬ ПЛЮС ВОДА. Процесс производства флюидкарбона — жидкого горючего, созданного в Химическом центре при университете города Лунд, — состоит из четырех стадий. Сначала уголь перемалывается в шаровой мельнице и смешивается с водой в соотношении 2 : 3. Полученная смесь транспортируется во флотационное устройство, где уголь освобождается от серы и других примесей. Третья стадия — обезвоживание с помощью вакуумного фильтра (содержание воды в смеси снижается на 25%). Заключительный этап — добавление к суспензии органических веществ, например, полимеров, полисахаридов, алифатических спиртов в качестве диспергаторов и стабилизаторов. Конечный продукт содержит 65—80% угля, 1% химических добавок и 14—19% воды. По мнению специалистов, новое дешевое горючее с успехом заменит нефтяное топливо (Швеция).
БЕЗВРЕДНЫЙ И БЕСШУМНЫЙ. Над созданием этого нового электромобиля «Икарус», рассчитанного на 22 пассажира, работают сейчас венгерские и советские специалисты. «Сердце» будущей машины — электрохимический аккумулятор с палладиевым катализатором. Автобус с таким бесшумным и безвредным источником энергии предназначается для курортных зон. За работой аккумулятора следит бортовая ЭВМ. Испытания машины начнутся в конце нынешнего года (Венгрия).
НЕБОСКРЕБ НА САМООБЕСПЕЧЕНИИ. Городские власти Чикаго рассматривают проект строительства 210-этажного дома высотой 750 м. Но самое любопытное в нем не высота, а то, что через каждые 30 этажей в небоскребе будут проделаны сквозные проемы для прохождения ветровых потоков. В этих проемах предполагают разместить «ветряки», которые будут снабжать дом-гигант электроэнергией. По мнению специалистов, строительство подобных «дырчатых» зданий весьма выгодно (США).
ЛОДКЕ НУЖНЫ КРЫЛЬЯ. Но не подводные, а воздушные — уточнил инженер Г. Йорк, сконструировавший и построивший крылатую моторную лодку. Установленный на ней автомобильный двигатель позволяет развивать скорость до 80 км/ч, а если увеличить мощность мотора в полтора раза, скорость может возрасти вдвое. Казалось бы, при этом должно резко увеличиться гидродинамическое сопротивление корпуса судна. Однако ничего подобного не происходит, ибо бортовые крылья лодки при возрастании скорости как бы сжимают образующийся под ними воздушный поток — возникает эффект воздушной подушки, в результате чего корпус приподнимается и его трение о воду уменьшается. Сейчас конструктор работает над проектом судна, рассчитанного на 500 пассажиров. Оно будет «летать» (и в буквальном и в переносном смысле) со скоростью до 450 км/ч (ФРГ).
МОТОЦИКЛ-ПЫЛЕСОС. На городских магистралях мусор чаще всего скапливается около бордюрных камней. Щетки мусороуборочных машин не могут извлечь его оттуда. Для обеспечения идеальной чистоты улиц в Страсбурге стали использовать трехколесный мотоцикл с мотором мощностью 14 л. с. Установленное на нем устройство для засасывания пыли позволяет убирать мусор из любых, самых укромных уголков (ФРГ).
ВОДА РЕЖЕТ СТАЛЬ. И не только сталь, но и броневые плиты, а также листы из керамики и прочного пластика. Основная часть установки — инжектор, который под большим давлением выбрасывает со скоростью 1000 м/с тонкую струю воды, смешанной с измельченным в пудру абразивом. Срез получается ровным и гладким, как после обработки шлифовальным кругом. Поскольку никакой пыли при этом не образуется, водяной нож можно использовать при работе со свинцом и другими токсическими материалами (США).
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ КОРАБЛЕЙ. Так шутливо называют себя рабочие ремонтной верфи «Наута», где для увеличения грузоподъемности морских судов — сухогрузов, танкеров, контейнеровозов и пассажирских лайнеров — удлиняют их корпуса. Каким образом? Корпус разрезается на две части, между ними вставляется готовая секция, затем следуют сварочные работы. Размеры секции рассчитываются с помощью ЭВМ. Таким способом длину рудовоза «Рина», например, удалось увеличить с 71 до 91 м (Польша).
ВСЕ ДАЛЬШЕ НА СЕВЕР уходят морские нефтяные промыслы — осваиваются районы арктического шельфа. Погодные условия здесь весьма неблагоприятные — снежные бураны и штормы. В прошлом году, например, ряд вышек в Норвежском море не выдержал натиска льдов. Они смяли стальные конструкции как игрушечные. Чтобы избежать подобных аварий, нужны буровые платформы, способные противостоять разбушевавшейся стихии. Такие платформы из монолитного железобетона разработаны фирмами «Финстрой», «Лохья» и «Партек». Благодаря различным добавкам бетон не разъедается соленой водой и выдерживает низкие температуры, его антикоррозийная арматура обладает повышенной прочностью. Сама платформа трехэтажная. Нижний этаж — полый бетонный цилиндр, опускаемый на дно и заполняемый водой. Над ним — бетонный восьмиугольный пояс, своего рода бортовая броня, защищающая всю конструкцию от натиска льдов и волн. Верхний этаж — стальная платформа, на которой располагаются лаборатории, метеостанция, жилые помещения на 140 человек, вертолетная площадка, вычислительный центр, электростанция, буровое оборудование. С одной платформы можно бурить 2—3 скважины. По окончании работ вода откачивается, и платформа буксируется в другой район шельфа. При обнаружении нефти установку из разведочной можно превратить в эксплуатационную. Буровая способна работать на глубинах до 30 м (Финляндия).
СПАРРИНГ-ПАРТНЕР — РОБОТ. Его создали инженеры из Ронненбурга для тренировки боксеров. Если раньше спортсмен «сражался» с «грушей» или мешком, то теперь его противник — кожаная кукла-робот, набитая опилками. Благодаря программному устройству, вделанному в нее, она способна не только увернуться от удара, быстро «присесть» или откатиться назад, но и нанести механической рукой ответный удар. Высоту куклы с помощью подъемника можно менять в зависимости от роста боксера (ГДР).
Комментариев нет:
Отправить комментарий