М. ИВАНОВ
Фабзавуч стал подлинно массовой школой рабочих кадров. От 500 тыс. подростков, обучавшихся в первой пятилетке, до 1 млн. в первом году второй пятилетки — таков путь ФЗУ.
Значительно выросла материальная база фабзавуча. Свыше 10 тыс. станков, из которых около 1 тыс. новейших импортных, имеют учебные мастерские фабзавуча; 250 млн. руб. вложено в строительство новых школ фабзавуча.
Однако этот невиданный рост фабзавуча не сопровождался достаточной борьбой и работой всех организаций, в том числе и комсомольских, за качество обучения в ФЗУ.
Основной недостаток школы фабзавуча заключался прежде всего в извращении на практике самой целевой установки ФЗУ.
Плохая работа школы в значительной степени содействовала стремлениям фабзавучников уйти из школы ФЗУ в техникумы и высшие школы. Многие из окончивших фабзавуч так на производство и не попали.
Несмотря на то, что школа фабзавуча была непосредственно связана с производством и обучение в ФЗУ проходило в неразрывной связи с производительным трудом непосредственно на производстве, все же оказалось, что выпускаемые из ФЗУ рабочие обладают чрезвычайно низкой квалификацией.
Это могло случиться только потому, что качество учебы, в особенности производственной, в школе ФЗУ было очень низкое, а программы перегружены смежными предметами с основной специальностью и излишним количеством общеобразовательных дисциплин.
Особенно слабо проводилось учебно-методическое руководство со стороны наркоматов и хозяйственных организаций. Школа ФЗУ до последнего времени не имела стабильных учебников. По каждой дисциплине рекомендовалось чрезмерное количество учебников. На железнодорожном транспорте например по специальному предмету рекомендовалось до 70 названий учебников, значительная часть которых предназначена для высших школ.
Исключительно слабой за последнее время стала политико-воспитательная работа в школе ФЗУ. Это прежде всего результат ослабления работы комсомольских организаций в школе.
Рост хулиганства, нездоровых социальных явлений принял большие размеры в школе ФЗУ. Общественные дисциплины преподавались в отрыве от проводимой заводскими организациями общественно-политической работы.
Все это заставило детально пересмотреть и подвергнуть огню большевистской самокритики всю работу, проводимую в школе ФЗУ.
Центральный комитет комсомола в начале 1933 г. приступил к тщательному изучению состояния школ ФЗУ. С помощью партии внимание комсомольских, профессиональных и государственных организаций было сосредоточено на необходимости решительной перестройки школ фабзавуча.
Сентябрьское постановление ЦИК и Совнаркома СССР о школах фабрично-заводского ученичества четко и ясно определяет здачи и пути реорганизации всей системы ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества должны прежде всего стать подлинной кузницей кадров нашего пролетариата.
Уралмаш. Лучший обрубщик чугунолитейного цеха комсомолец-ударник Максим Сабодаж. Фото А. Скурихина |
Для этого школу необходимо резко профессионализировать. Через школу фабзавуча должны подготовляться только квалифицированные рабочие массовых профессий. Фабзавуч должен выпускать людей в полном соответствии с новыми требованиями производства и вновь созданных отраслей промышленности. Специальности и профессии высокой квалификации, требующие серьезного и длительного обучения через ФЗУ, подготовляться не должны.
Вот почему в школе ФЗУ необходимо будет оставить только те массовые профессии, подготовиться к которым подросток может максимум в течение одного года. Вместо прежних длительных сроков обучения постановление правительства определяет в основном два срока обучения. Для одной части профессий этот срок будет 6 мес., для другой—более квалифицированной—12 мес.
Для того чтобы оканчивающие школу ФЗУ, действительно, закреплялись за производством и пополняли кадровый пролетариат, необходимо так организовать обучение и воспитание фабзавучников, чтобы каждый из них считал делом чести свое закрепление на производстве.
Каждый фабзавучник по окончании школы ФЗУ должен не менее трех лет проработать на производстве. Ни один ученик, оканчивающий школу, ранее этих трех лет обязательной работы в производстве не может уйти с производства в другое учебное заведение или на административную и советскую работу.
•
Новые задачи, стоящие перед ФЗУ, требуют значительного видоизменения методов преподавания и программ фабзавуча.
В учебно-производственной работе школы необходимо общеобразовательные предметы в основном сократить, оставив только те из них, которые прямо и целиком направлены на освоение специальных предметов и обучение в производстве. Основное в теоретическом обучении—это специальные предметы, специальные знания, помогающие ученику освоить свою профессию, помогающие стать культурным, технически грамотным работником социалистической промышленности.
При этом преподавание нужно повести так, «чтобы 80% всего учебного времени отводилось на непосредственное обучение ученика у станка по специальности, а остальное время—на теоретическое обучение, непосредственно связанное с изучаемой специальностью».
Для того чтобы можно было так построить учебно-производственную работу, необходимо организовать прием в школы в основном из детей рабочих данного производства. Не всякий желающий и окончивший семилетку может и должен попасть в школу ФЗУ. Только лучшие ученики, ударники, лучшие пионеры, отличавшиеся в учебе, дети лучших ударников завода, только эти подростки имеют безусловное право пойти в школу пролетарских кадров, и им в первую очередь должно оказываться предпочтение при приеме в школу ФЗУ.
Материальное положение учеников точно так же должно обеспечить выполнение новой ответственной роли фабзавуча. Фабзавучник, лучше осваивающий специальность, быстро приобщающийся к производству, достигающий лучших результатов по производительности и качеству своего труда, должен получать не только по ученической сетке, но и по общерабочей сетке. Лучшие школы ФЗУ, сумевшие на деле перестроить свою работу согласно постановлению правительства, должны быть в первую очередь обеспечены и материально.
•
Само собой разумеется, что перестройка работы фабзавуча не допускает никакого самотека, неорганизованности и бесплановости в учебно-методической работе и хозяйственном руководстве школой ФЗУ. Необходимо немедленно развернуть работу по созданию стабильных учебников, стабильных программ и учебных пособий. За состоянием учебно-производственной и хозяйственной работы школы отвечает директор завода. Наша обязанность—всемерно помочь директорам заводов стать хозяевами школ, ближе узнать жизнь школы и оказывать быструю и действенную поддержку школам ФЗУ.
Решением правительства вся работа по политическому воспитанию фабзавучников возлагается на комсомольские организации. Все общественно-политические дисциплины должны быть даны фабзавучникам в порядке общественной работы комсомола. Это требует от нас создания специального кадра пропагандистов, знающих жизнь подростка, его запросы и возрастные особенности. Это требует от нас исключительного разворота воспитательной работы по вовлечению фабзавучников в общественно-политическую жизнь наших предприятий.
Луганский паровозостроительный завод. Комсомольская бригада Глазкова за установкой карусельно-расточного станка. |
Не должно быть такого положения, чтобы фабзавучник не читал газет, не знал бы текущих вопросов хозяйственно-политической жизни нашей страны и положения рабочего класса в других странах. Необходимо неуклонно повышать политические знания фабзавучников, подготовляя из них сознательных строителей социализма.
•
Нет сомнения, что проведение работы по перестройке школ ФЗУ будет сопряжено с трудностями. Но на то мы и воспитанники партии Ленина—Сталина, чтобы быть готовыми к этим трудностям и с большевистской настойчивостью преодолевать их.
В процессе проведения в жизнь решения правительства о школах ФЗУ мы встретимся и с попытками извратить эти решения. Извращения будут проявляться в попытках ликвидации отдельных школ, в попытках повышения возраста при приеме в школу сверх установленного правительством. Будут несомненно попытки собатажа проведения в жизнь этого решения, попытки на практике всячески задерживать темпы и работу по перестройке школы. Каждый комсомолец, прежде всего комсомолец-фабзавучник, должен вести ожесточенную борьбу за образцовую постановку работы всей сети ФЗУ.
Необходимо немедленно приступить к развертыванию практической работы по подготовке к выпуску из школ ФЗУ, по переводу всех ныне обучающихся в школе ФЗУ к работе по-новому. Необходимо на основе сентябрьского постановления ЦИК и СНК СССР готовиться к новому приему в школу ФЗУ.
Комсомол является организатором и создателем фабзавуча. Комсомол неустанно и беззаветно боролся за существование школы фабзавуча, сделав ее лучшей школой во всей системе народного образования, сделав ее гордостью рабочего класса нашей страны.
Комсомол под руководством партии сумел со всей настойчивостью, присущей большевикам, драться с оппортунистическими недооценками школы фабзавуча как основной массовой формой подготовки квалифицированных рабочих из подростков.
Комсомол должен и дальше держать высоко знамя борьбы за перестройку и коренное улучшение школ фабрично-заводского ученичества.
"Ударник тот, кто показывает большевистские темпы в любой отрасли работы, диет лучшие показатели по качеству, находит лучшие приемы работы, кто с меньшими усилиями достигает лучших результатов.
Ударник тот, кто вместе с этим бережно относится к оборудованию, к станкам, к инструменту, кто экономит сырье, энергию, материалы. Ударник тот, кто с жадностью впитывает в себя технические знания, изучает технику, овладевает ею, кто проявляет творчество и инициативу в борьбе за достижения лучших результатов в своей работе.
Ударник — это тот, кто доводит до конца каждое свое дело, кто отвечает за порученное ему дело, кто проверяет каждый шаг своей работы. Ударник — это тот, кто лучше всех работает на производстве и в то же время принимает активное участие в общественно-политической жизни. Иначе и быть не может, ибо ударник — это человек новой эпохи, эпохи растущего социализма".
А. КОСАРЕВ, (Из речи на VII Всесоюзной конференции ВЛКСМ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий