Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 мая 2020

Как мы организовали изучение трехоски

Инициативная группа по изучению нового технологического процесса в цехе трехоски на заводе им. Сталина возникла после опубликования речи т. Косарева на пленуме ленобкома ВЛКСМ. Прочитав и обсудив ее, мы решили организовать технический кружок по изучению трехоски на основе полной добровольности и инициативы. Для того чтобы правильно построить его работу, мы, не теряя времени, начали проверку знаний членов нашей группы.
К проверке были привлечены инженер-технолог Блоков и мастер Брысин. Проверка происходила у станка: определялись теоретические и практические знания. Вопросы касались главным образом устройства станка, организации рабочего места, употребляемого режущего инструмента и различных приспособлений. Помимо этого задавались вопросы по смежным станкам и по всему технологическому процессу обработки данной детали.
Проверка показала, что комсомольцы со всем технологическим процессом знакомы очень плохо. Знания не идут дальше собственного станка и операций на нем, да и здесь они чрезвычайно слабы и неглубоки. Почти все комсомольцы не могли ответить на элементарные вопросы о приспособлениях и инструменте. Оказалось, что многие не знали установочного места в приспособлении, не знают, с какой точностью можно обрабатывать деталь на станке, плохо разбираются в различии допуска и припуска, не могут делать заточки неномерного режущего инструмента, весьма поверхностно знакомы с новым усовершенствованным оборудованием трехосного цеха.
Рассмотрев отметки и частично зафиксированные ответы, мы увидели, что вся масса проверенных комсомольцев делится на две части: одни, окончившие ФЗУ, хорошо знают теорию, но «плавают» в практике, не умеют прилагать свои знания непосредственно в работе у станка; другие, прошедшие только практическую школу, совершенно беспомощны в теории.
Все это нами было точно учтено с тем, чтобы на занятиях техкружка соответственно распределять задания и обеспечить индивидуальный подход к каждому кружковцу.
Задачей кружка мы поставили — изучение технологического процесса и нового оборудования цеха, а также изучение устройства автомобиля ЗИС-6.
ЗИС. Шасси трехосного автомобиля
Выработали программу кружка и устав группы. Вкратце программа обнимает следующие вопросы: принципы непрерывного потока и серийного производства в своем цехе; изучение свойства металлов, обрабатываемых в цехе деталей; режущий и мерительный инструменты; приспособления и кондуктора; детали: червяк, картер заднего моста, картер червяка, картер демультипликатора, шаровой вкладыш, гнездо подшипника и подвеска рессоры.
У нас комсомольцы образуют только основное ядро кружка, а большинство занимающихся в нем—это беспартийная рабочая молодежь. От всех членов мы требуем строгого соблюдения основных пунктов устава нашей группы: не пропускать ни одного занятия, тщательно прорабатывать задания, аккуратно вести тетрадь для записи лекций, принимать активное участие в работе группы, популяризировать ее работу среди рабочих своего и других цехов, применять в своей работе на производстве знания, полученные в кружке.
Первые несколько занятий наш руковод-технолог т. Власов посвятил вводным лекциям о видах производства и свойствах металлов. В дальнейшем, когда было приступлено к изучению деталей, изготовляемых в цехе, мы сделали основным методом работы групповую подготовку. Отведя для изучения какой-нибудь детали одно-два занятия, мы поручаем определенной группе подготовить об этой детали доклады. Если занятие посвящается например подвеске рессоры, то и группа, которая будет вести его, составляется из работающих по изготовлению подвески.
Группа разбивается на подгруппы, Каждая из них берет одну из стадий обработки детали: термическую, кузнечную, механическую. Наиболее сложные вопросы поручаются фабзавучни-кам, как теоретически наиболее подкованным. Руководят группами наладчики или квалифицированные рабочие.
Для каждой группы составляются особые темники, просматриваемые технологом. Вот например темник по червяку, составленный беспартийным рабочем, учащимся Ломоносовского института т. Ивановым. Темник этот получил самый лестный отзыв нашего руководителя.
ТЕМА 1. «ЧЕРВЯК»1. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕРВЯКА НА АВТОМОБИЛЕ ЗИС-6:
а) особенности червячного зацепления,
б) необходимость червячной передачи на ЗИС-6,
в) необходимость точности и тщательной обработки,
г) свойства материала, из которого делается червячное зацепление, причины выбора материала.
2. ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ В КУЗНИЦЕ:
а) заготовка материала,
б) ковка,
в) обсечка заусенцев,
г) травление и его назначение.
3. МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗАНИЕМ:
а) последовательность операции.
б) центровка, тщательность центровки,
в) токарная обработка червяка и характерные особенности с ганка в отличие от обычных токарных универсальных станков,
г) фрезеровка спирали червяка, вид фреза, характерные особенности станка в отличие от обычных универсальных фрезерных станков,
д) нарезка резьбы для гайки с помощью фрезеровки, прорезка шпоночных канавок,
е) предварительная шлифовка, характерные особенности станка.
4. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЧЕРВЯКА:
а) цель термической обработки,
б) процесс цементации, зажимки и отпуска,
в) продолжительность термической обработки, температура нагрева и охлаждений в соответствии с маркой стали, а также цементационные вещества и приспособления для цементации,
г) очистка.
5. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА:
а) правка и ее необходимость, причины коробления деталей,
б) окончательная шлифовка,
в) полировка, ее необходимость.
6. КОНТРОЛЬ:
а) контрольные приспособления,
6) назначение синей краски при определении правильности зацепления.
На общих занятиях кружка руководитель дополняет доклады групп, отвечает на возникающие вопросы и исправляет ошибки.
ЗИС. Готовая трехоска
Доклады и лекции сопровождаются показом наглядных пособий, диапозитивов и чертежей. Мы постоянно обращаемся к станкам, проводим занятия в цехе, у рабочего места.
Помимо этого мы организуем экскурсии в другие отделы (термический, кузницу) и на другие предприятия. Наш завод работает с высокосортной сталью. Чтобы ознакомиться с процессами ее изготовления, мы проводим экскурсии на заводы «Серп и молот», «Электросталь», которые доставляют нам эту сталь.
Программа кружка составлена так, что она охватывает все профессии. Уже первая деталь — червяк — включает полностью токарный, слесарный, фрезерный, шлифовальный станки, т. е. все за исключением сверлильного.
Не менее двух раз в месяц проводим мы викторины. Вопросы составляет технолог, причем берется материал, проработанный перед тем в кружке. Так после лекции о различных видах производств была проведена викторина по следующим вопросам:
1. Какие вы знаете виды производства?
2. Что такое производство индивидуальное, или штучное?
3. Что такое серийное производство?
4. Что такое массовое производство?
5. Каким оборудованием пользуjotch при серийном и массовом производствах и какая между ними разница?
6. Что такое поточное производство и конвейер?
7. Что такое взаимозаменяемость деталей?
8. Что называется приспособлением и для чего оно нужно?
9. Что называется инструментом и для чего он нужен?
10. Какова стоимость деталей при разных видах производства и почему эта стоимость различна?
Таким образом викторина служит одновременно и углублением приобретенных знаний и проверкой усвоения проработанного материала.
ЗИС. Цех зубчаток. Зуборезные станки
Все викторины проходили очень оживленно. Если отвечающий ошибался, то его сначала поправляли все желающие, а потом окончательно уточнял и формулировал ответ технолог.
В помощь группам и отдельным кружковцам мы организовали консультацию. Вел ее главным образом руководитель, но помимо этого в процессе работы, экскурсий и кружковых занятий консультировали наладчики, квалифицированные рабочие и даже мастера других цехов. В темниках для различных групп мы точно указывали, к кому следует обращаться за объяснениями и практическими указаниями по каждой подтеме.
Для основного консультанта т. Власова мы установили твердое расписание и каждый раз широко оповещали о дне и теме консультации.
Нашей технической учебой мы заинтересовали весь цех, многих старых рабочих и техническое руководство. Особенно горячее участие принимал в подготовке т. Власов, не только проводивший в жизнь наши предложения, но и вносивший свои, принимавший самое близкое участие во всей работе.

ЧИРОЧКИНА, РОВЕНСКИЙ, РЕЗНИКОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.