Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

02 марта 2025

На воде и под водой | ТМ 1939-10/11

На воде и под водой
П. ГРОХОВСКИЙ, Рисунки Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

В нашей стране много морей, рек и озёр. Советская молодёжь любит заниматься водным спортом, который закаляет тело, воспитывает ловкость и выносливость, приучает к борьбе с непокорной стихией.

СССР — великая морская держава. Тысячи молодых советских патриотов мечтают служить в Военно-Морском флоте, чтобы, плавая на могучем линкоре, на подводной лодке, на быстроходном торпедном катере, защищать священные рубежи своей социалистической родины.

Молодёжь, здоровая, выносливая, хорошо подготовленная к надводному и подводному плаванию, является лучшим пополнением для советского Военно-Морского флота.

Предлагаемая нами серия спортивно технических снарядов предназначена для всесторонней тренировки пловцов на воде и под водой.

Снаряды эти не требуют большой затраты средств и особых материалов, изготовление и постройка их вполне доступны паркам культуры и отдыха, водным и техническим станциям.

ВОДЯНОЙ ВЕЛОСИПЕД

У берега стоит небольшая лодка. В носовой части её находится пропеллер. Спортсмен опускается в лодку и, сев поудобнее, начинает нажимать ногами на педали. Пропеллер вращается, лодка трогается с места, сначала идёт медленно, а затем все быстрее. Проходит несколько минут — и она уже скользит по поверхности реки.

Эта лодка представляет собой одноместный безмоторный глиссер, или водяной велосипед.

ВОДОМОТОРНЫЕ КОНИ

Разрывая зеркальную гладь реки, стремительно мчатся всадники. Головы коней застыли в неподвижности. Для плавающих лошадей скорость подозрительно велика. Впрочем, они не плывут, а, подобно глиссерам, скользят по воде.

Раскроем секрет. Лошади сделаны из дерева. Внутри поставлен небольшой бензиновый мотор, приводящий в движение водяной винт. Хвост лошади также деревянный; он служит рулём. Повороты руля осуществляются с помощью уздечки.

Вот несколько речных всадников выстроились в один ряд и по сигналу рванулись с места. Начались конно-моторные состязания.

ОДНОМЕСТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

На поверхности реки появляется вынырнувшее из воды продолговатое тело сигарообразной формы. В нем открывается круглый люк, откуда показывается голова, а затем и вся фигура человека в трусиках.

Загадочный аппарат представляет собой не что иное, как индивидуальную подводную лодку, предназначенную для учебных целей. Она снабжена перископом. Лодка вполне безопасна, так как выдвижные поплавки не позволяют ей уходить на большую глубину.

Воздух поступает через особые клапаны в перископе.

Чтобы погрузиться, достаточно открыть люк специального баллона, который заполняется водой.

Движение лодки происходит за счёт мускульной силы. Человек вращает ногами педали, такие же, как у велосипеда. От них идёт передача к винту. Если вращение производится в обратном направлении, вода из баллона удаляется, и лодка всплывает.

ЯХТА-АМФИБИЯ

Что это за странное сооружение, с которого сбегают тонкие ручейки воды? Оно стоит у пристани, а впечатление такое, будто оно только что вынырнуло. Это и на самом деле так.

Перед нами оригинальная подводная лодка, представляющая собой яхту-амфибию.

Спустимся через открытый люк внутрь этого судна. Если на боевом корабле рассчитан каждый сантиметр площади, то здесь, в яхте, наоборот, весьма просторно,

Большой салон обставлен удобной мебелью. Через иллюминатор можно наблюдать жизнь подводного мира.

Когда лодка погружена, её труба находится над водой. Через трубу все время поступает воздух. Внутри этой большой трубы проходят трубки малого диаметра; по ним подаётся воздух к мотору и проходят выхлопные газы.

Передвигается яхта с помощью мотора. Для устойчивости служат поплавки, находящиеся на поверхности воды. Судно оборудовано теми же приборами, что и боевая подводная лодка; оно предназначено для тренировки подводников.

Неожиданно раздаётся гул заведённого мотора, и яхта-амфибия плавно выбирается из воды; ещё момент — и она уже мчится на своих колёсах вдоль по шоссе.

ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ

Раздаётся сигнал, и большой куполообразный колокол, подвешенный на металлических тросах, медленно погружается в воду. Под колоколом по окружности устроены сиденья для десяти человек.

Этот снаряд служит для тренировки будущих водолазов.

Конструкция колокола состоит из прочного металлического каркаса. В стенах устроены иллюминаторы. Спуск и подъем производятся посредством электролебёдки. При аварии в ход могут быть пущены резервные ручные лебёдки.

В случае обрыва тросов колокол в состоянии подняться сам. Для этого по окружности его под сиденьями устроена резиновая камера; в случае необходимости она заполняется воздухом и поднимает весь аппарат на поверхность. Запас сжатого воздуха хранится в баллонах, висящих на стене колокола.

ГИДРОПАРАШЮТНАЯ ВЫШКА

От верхней площадки 40-метровой вышки отделяется человек и, вытянув руки вниз, плавно спускается. Над ним раскинут шёлковый купол парашюта. Вот парашютист приземляется, точнее, «приводняется», потому что под ним река, — и в тот же момент парашют, автоматически отцепившись от своего груза, уходит вверх.

Прыжки в воду с большой высоты — это для пловцов своего рода фигуры «высшего пилотажа». Чтобы научиться правильно прыгать, необходимо длительно тренироваться.

Помимо спортивного интереса, прыжки в воду имеют и чисто практическое значение, например, при спасании утопающих.

Гидротренировочная вышка облегчает освоение прыжков с любой высоты и любым стилем. На вышке имеются парашюты разных диаметров. Начинающие пользуются большими парашютами, медленно спускающимися. По мере освоения техники прыжка спортсмен переходит на парашюты все меньших диаметров, при которых скорость падения тела возрастает, и наконец прыгает самостоятельно. 

Таким образом, переход от замедленного спуска до скорости свободного падения совершается постепенно.

Такая вышка может служить и для тренировки парашютистов, осваивающих прыжки с самолёта в воду.

ТЯГАЧ ДЛЯ ПЛОВЦА

Выстроившись в одну шеренгу, по воде быстро скользит группа пловцов. Ноги неподвижны, руки вытянуты вперёд.

В руках у каждого пловца небольшой металлический поплавок с двумя ручками. В поплавке помещается маленький мотор с баком для бензина. Под поплавком на валу насажен водяной винт, окружённый предохранительной сеткой.

Такой тягач легко тянет пловца со скоростью 10—15 километров в час. Чтобы остановить тягач, достаточно выпустить его из рук; мотор немедленно прекращает работу.

РЕЧНОЙ МОТОЦИКЛ

По реке с огромной скоростью мчится небольшой катер обтекаемой формы. Это — водный мотоцикл. Он снабжён мотором мощностью в 100 л. с. и может развивать скорость свыше 100 километров в час. Такая скорость возможна благодаря облегчённой конструкции катера, небольшим его размерам и особому — реданному — устройству дна.

Так как с уменьшением размеров судна уменьшается водоизмещение его, то в неподвижном состоянии катер сильно погружен в воду; над поверхностью реки торчит лишь небольшая кабина с иллюминаторами.

Сверху кабина герметически закрывается люком.

Подача воздуха для мотора производится по специальной трубе, которая выходит наружу через отверстие в потолке кабины.

Внутри этой трубы проходит тонкая трубка, по которой удаляются выхлопные газы.

В носовой части водного мотоцикла находится щит управления, на котором размещены различные приборы: показатель скорости, бензиноуказатель, маслоуказатель, часы и пр.

Кроме того, на щите управления смонтирован портативный радиоприёмник.

Позади кабины расположен мотор, недалеко от которого находится небольшой бензиновый бак. Мотор заводится нажимом педали.

Перед человеком, сидящим внутри мотоцикла, открывается широкий обзор как спереди, так и по бокам.

Во время движения дно катера испытывает очень большое давление со стороны воды, и мотоцикл выходит полностью на редан.

ПОПЛАВКИ

Посреди реки медленно плывёт человек. Временами он прекращает всякое движение и спокойно лежит на животе, словно под ним не вода, а земля. На чем он держится?

Человек подплывает к берегу, и теперь можно заметить, что тело его покоится на плавательном приборе, состоящем из трёх поплавков, соединённых между собой. Эта конструкция очень удобна, так как во время плавания не мешает движению рук и ног, давая возможность изучать разные стили непосредственно в воде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Начало русского книгопечания | ТМ 1939-10/11

М. ЩЕПКИНА Книги появляются в России в X в. и первоначально служат нуждам церкви. Пишутся они от руки, грамотных людей — писцов — мало. Вмес...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.