Д. ЧУРАБО, Рисунок С. ЛОДЫГИНА
В условиях Советской Арктики с её бесконечными ледяными полями, снежными равнинами и огромными водными пространствами мог бы найти большое применение новый вид транспорта — плавающие аэросани. Представим простейший вид этого средства сообщения.
Основа аэросаней — две параллельно идущие цельнометаллические трубы диаметром в 40—50 сантиметров. Снизу к ним приварены стальные полосы прямоугольного сечения. Трубы служат не только полозьями и опорой для всей конструкции, они используются также в качестве баков для горючего. Ёмкость их достаточно велика, так как длина аэросаней достигает 25—30 метров. Внутри трубы разделены поперечными перегородками на 10 секций. От каждой секции отходит трубопровод. Все трубопроводы подходят к одной общей трубе, по которой и производится питание моторов.
К трубам-полозьям сверху приварен цельнометаллический корпус аэросаней. Он имеет обтекаемую форму. Ширина корпуса достигает 3 метров. Стены его сделаны двойными, чтобы в случае повреждения наружной части вода не проникла внутрь.
Внутреннее помещение корпуса разделено на два отделения: нижнее, высотой не более 0,5 метра, и верхнее, высота которого равна 1,5 метра. Нижнее отделение имеет такое же значение, что и трюм на корабле: здесь можно держать грузы, почту, хранить продукты и пр. Кроме того, это нижнее отделение выполняет роль поплавка при передвижении саней по воде. Оно, как и трубы-полозья, разделено водонепроницаемыми перегородками на отдельные секции. Если образуется пробоина, то вода зальёт только часть «трюма», и аэросани все же смогут держаться на воде.
Верхнее отделение корпуса представляет собой большое помещение, площадью в 60—70 квадратных метров. В носовой части его находится кабина штурмана. Здесь на щите управления сосредоточены различные контрольные приборы: бензиносчетчик, маслоуказатель, компасы и пр. Приборы позволяют вести аэросани по заданному курсу «вслепую», например в пургу, туман.
Аэросани могут быть приспособлены для ведения научно-исследовательской работы в Арктике. В этом случае позади штурманской кабины устраивается лаборатория, оборудованная всеми необходимыми приборами — от астрономической трубы до универсального лота.
Позади лаборатории располагаются кабины для экипажа. Чтобы наиболее экономно использовать площадь, пассажирские кабины оборудуются откидными кроватями, складными стульями, выдвижными столиками. Для приготовления горячей пищи служит небольшая плита с бензиновыми горелками. К пассажирскому отделению примыкает радиорубка, находящаяся в кормовой части аэросаней. Стены радиорубки звуконепроницаемы.
Для дневного освещения лаборатории и кабин служат двойные круглые иллюминаторы, которые герметически закрываются, так же, как и входной люк, находящийся на «палубе», т. е. на верхней площадке. Там же, в передней части, на специальной раме смонтированы два авиационных мотора общей мощностью в 1000—1200 лошадиных сил. Масляные баки — трубы диаметром в 10 сантиметров — протянуты под корпусом аэросаней и приварены к бензиновым трубам. Оттуда через особое поршневое устройство масло равномерно подаётся к моторам.
В передней части корпуса находятся два прожектора, которые освещают лежащий перед санями путь.
Аэросани отапливаются, для чего устроены калориферные каналы, по которым пропускаются отработанные газы из моторов. Освещение и питание радиоаппаратуры производятся при помощи аккумуляторов. Для зарядки аккумуляторов служит небольшая динамомашина, которую вращает одни из моторов. Во время остановок для зарядки аккумуляторов и обогревания ка-
(Отсутствует фрагмент, стр. 55)
Комментариев нет:
Отправить комментарий