Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 мая 2024

Гараж без стен | ТМ 1939-02

Б. МАЗЕ

Еще год-два назад в зимнее время на дворах многих автобаз всю ночь стоял немолчный рокот. Работали двигатели автомобилей, над радиаторами стояли облака пара, дежурные шоферы проходили по рядам машин, открывали дверцы кабин, останавливали двигатели одних автомобилей, заводили другие... И так продолжалось всю ночь. Автомобили никуда не должны были идти, наоборот. они были поставлены на продолжительную стоянку.

Почему же двигатели автомобилей работали?

Это было необходимо для того, чтобы не заморозить воду, которая заполняет так называемую систему охлаждения двигателя. В зимнее время, когда мотор автомобиля останавливается на продолжительный срок, воду приходится сливать, иначе через час-другой она замерзнет, разорвет соты радиатора, рубашку и головку цилиндров и выведет из строя весь мотор. Перед пуском мотора приходится снова заливать радиатор и притом горячей водой, чтобы разогреть «замерзший» двигатель и его застывшую смазку. Иногда приходится заливать в радиатор две-три порции горячей воды, прежде чем мотор начнет работать нормально. Для того чтобы разогреть двигатель у «ЗИС-5», например, требуется пять-шесть ведер горячей воды.

Чтобы избежать этой канительной процедуры, многие шоферы предпочитали не давать мотору застыть и время от времени подогревали его работой вхолостую.

Но это вызывает большой расход бензина (от 5 до 10 кг за 8 часов стоянки) и преждевременный износ механизмов. В одних автохозяйствах шоферы перед запуском застывшего двигателя разогревали его пламенем паяльной лампы, в других — устанавливали жаровни под картером двигателя, в треть их — заводили мотор одного автомобиля на «буксире» у другого, уже работающего. Все эти «способы», вызванные недостатком утепленных гаражей, приводили к износу и порче двигателей, нарушали противопожарные правила, требовали больших физических усилий от шоферов, отнимали сотни и тысячи тонн горючего. Эти потери с каждым годом становились чувствительнее. Вредители намеренно создавали разрыв между быстрым ростом автопарка страны и строительством гаражей. Вот почему вопрос о правильно организованном хранении автомашин, поднятый по инициативе Московского комитета партии, привлек исключительное внимание.

В декабре 1937 г. автомобильные хозяйства Москвы начали впервые широко применять новый способ подогрева двигателей посторонним источником тепла — паром, горячей водой или электроэнергией. Этот способ получил название безгаражного хранения. В зиму 1937/38 г. десятки автохозяйств в Москве ввели у себя безгаражное хранение и оборудовали около 2 тыс. «машиномест» с подогревом для стоянки машин.

Первая площадка для безгаражного хранения была построена в восемь дней. Под землей был проложен паропровод, по которому пар от котельной подводился к стоякам, выведенным на поверхность земли у каждой стоянки автомашины. Пар под давлением до 2 атмосфер подавался по гибким шлангам к нижнему водяному трубопроводу двигателя, вызывал циркуляцию воды и при этом отдавал воде свое тепло.

Опыт показал, что паропровод при хорошей теплоизоляции может быть уложен не только под землей, но и на поверхности; что можно применять котлы не только высокого, но и низкого давления; что аппаратура для безгаражного хранения может быть упрощена и унифицирована для различных видов подогрева.

Вместо пара для подогрева может употребляться и горячая вода, которая подается из бака, обогревает блок цилиндров и по отдельному шлангу снова возвращается в бак, циркулируя таким образом по замкнутой линии. Применяются и смешанные способы подогрева: двигатели, из которых спущена вода, прогревают струей пара, через несколько минут их заливают холодной водой и продолжают подачу пара, чтобы не дать воде замерзнуть, пока двигатель не будет окончательно прогрет.

Морозный день. Грузовые такси стоят под открытым небом, но двигатели их подогреваются паром. Машины готовы выехать по первому вызову.
Морозный день. Грузовые такси стоят под открытым небом, но двигатели их подогреваются паром. Машины готовы выехать по первому вызову.

По гибкому шлангу пар поступает в систему охлаждения автомобильного двигателя.
По гибкому шлангу пар поступает в систему охлаждения автомобильного двигателя.

Подогрев двигателя с помощью воды.
Подогрев двигателя с помощью воды.

Наиболее культурный и удобный, хотя и сравнительно дорогой способ подогрева — это подогрев двигателя электронагревательными приборами. Обычно для этого применяются приборы, погруженные непосредственно в воду в нижней части системы охлаждения. Если двигатель будет хорошо укрыт утеплительными чехлами, то электроприборы могут поддержать температуру воды на одном уровне, во всяком случае они значительно замедляют ее остывание. Однако при сильных морозах электроподогрев недостаточен, и время от времени приходится на короткий срок запускать двигатель вхолостую.

Подогрев автомобильного двигателя при безгаражном хранении может быть и периодическим, и длительным, в зависимости от того, должен ли быть автомобиль всегда готов к срочному выезду на линию, или же его выезд назначен на определенный час по графику. В таком случае двигатель подогревается не все время, а только перед выездом машины на линию.

Практика безгаражного хранения уже сейчас широко распространена не только в Москве, но и в других крупных центрах, и во многих районах страны. Способы подогрева двигателей беспрерывно совершенствуются. В ближайшее время будут испытаны некоторые автоматические установки, например термосигнальный прибор. Как только вода в остановленном моторе охладится ниже допустимого предела, этот прибор будет подавать сигналы и автоматически включит ток в нагревательные приборы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.