Инж. М. Каплун
И. П. Бардин, ЖИЗНЬ ИНЖЕНЕРА, Издательство ЦК
ВЛКСМ «Молодая гвардия»
В эту небольшую книжку вложено сколько
содержания, что его хватило бы на несколько томов биографического романа. Но
она и так читается с захватывающим интересом, как увлекательный роман. Написал
эту книжку один из наших крупнейших металлургов — академик И. П. Бардин.
Огромный и трудный путь прошел И. П. Бардин: от семьи бедного сельского портного до высот современной науки и техники. Об этом пути он и рассказывает в своей небольшой книжке «Жизнь инженера» (изд. «Молодая гвардия», 1938 г.).
*
В № 5 «Техника— молодежи» за 1937 г. академикИ. П. Бардин поместил свои «Воспоминания инженера». В рецензируемой же книжке
читатель найдет более полное и подробное описание жизни крупного металлурга.
Было бы бессмысленно пытаться пересказать в
нескольких строках всю многогранную и сложную жизнь выдающегося инженера,
жизнь, полную напряженной борьбы, ярких впечатлений, творческих исканий,
незабываемых встреч. Приведем только несколько примеров, несколько отдельных
штрихов, которые характеризуют этого замечательного человека и вместе с тем
книжку, которую он написал.
Вот после долгих мытарств молодой Бардин
поступает в Киевский политехнический институт. Что же помогает молодому
человеку выбрать профессию, определить свои интересы? В институте он попадает
на лекции известного русского металлурга профессора Ижевского. «Эта счастливая
встреча, — вспоминает Бардин, — подсказала мне мое будущее». Ижевский не был
блестящим оратором. Но его глубокая любовь к своему делу, его огромные познания
в области металлургии и безграничная вера в прогресс техники с первых же лекций
захватывали слушателей. «Доменный процесс, — говорил он, — сказочно красив. Это
неслыханно тяжелое, но мудрое и радостное превращение бесформенной породы и
руды в металл». Ижевский мечтал о том времени, когда в России будут построены
сотни мощных доменных печей. Он верил: «Наступит когда-нибудь такое время,
когда Россия станет родиной чугуна и стали».
Если прибавить к этому, что Ижевский был не
просто профессор, а отзывчивый и чуткий человек, друг и воспитатель передового
студенчества, то станет вполне понятным, как под его влиянием И. П. Бардин стал
на всю жизнь «верным рыцарем» чудесной науки — металлургии.
И. П. Бардин блестяще окончил институт и
получил звание инженера. Полный энергии и желания отдать все свои силы
избранному делу, молодой инженер наивно грезил, что «теперь передо мной широко
и гостеприимно раскрыты двери в жизнь». Однако жизнь отвернулась от молодого
человека. Капиталистическая действительность одним безжалостным ударом разбила
его грезы и мечты. «Далеко не просто было найти работу такому человеку, как я,
без связей и влиятельных друзей», вспоминает академик Бардин.
Родина отвернулась от него. Молодой инженер
решает ехать в Америку, в царство могучей техники, в страну юношеских мечтаний.
И здесь его ждут лишения и глубокое разочарование. «Меня ни о чем не
расспрашивали, — пишет И. П. Бардин о своих первых шагах в этой стране
капиталистической спекуляции и наживы. — Только ощупали мышцы и руки и приняли
на работу. Тут же без всяких проволочек табельщик вручил мне № 603 и отправил в
сборочный отдел на сборку культиваторов. Работа была простая, но очень тяжелая.
Работать приходилось десять часов в сутки, оплата была сдельная. Ежедневно я
должен был заклепать двести рычагов для культиваторов. На каждом рычаге
восемь-десять заклепок. Без привычки эта работа была нечеловечески трудной...
Несмотря на перчатки, я разбивал себе руки до кости».
Наконец Бардину удается устроиться на
металлургический завод «Гери» в Чикаго. Это был первый в мире механизированный
металлургический гигант. «В первый же вечер, — рассказывает в своей книжке
Бардин, — завод поразил меня незнакомыми механизмами. Диковинные краны, о
которых я не имел никакого представления, казались живыми ползучими чудовищами.
Теперь эта техника уже устарела. Но тогда я оторопело смотрел на всю эту
грандиозную машинерию, где механизмы заменяли сотни человеческих рук. Я работал
на прокатке. Угрожающе урча, электрический кран хватал кремовую болванку и
осторожно клал ее на тележку. Тележка подкатывала болванку к рольгангам. С
этого момента начиналась моя работа. Я подходил к болванке на расстояние
полутора-двух метров, выбрасывал вперед металлический лом и, вонзая его в
жирное горячее тело, заставлял болванку правильно лечь концами на валы. Работа
эта истребовала большого ума и особой силы, но была изнуряющей и неприятной.
Болванка обдавала меня невыносимым жаром, от которого трескалась кожа лица и
рук...»
*
Цепкая стальная рука капиталистической машины
не выпускала из своих страшных объятий молодого инженера. Начался экономический
кризис. Рабочих массами выбрасывали на улицу. Работа становилась все тяжелее.
«Иногда мне казалось, что мое сердце перестает биться», пишет Бардин. Пришлось
обратиться к врачу. «Я был болен, я устал, задыхался, и заводу я больше был не
нужен. И тот же день меня уволили...»
Так начинал свой путь инженера академик И. П.
Бардин. Он начинал его так же, как начинали и начинают сейчас в
капиталистических странах многие молодые люди, имеющие никому не нужный диплом
в кармане, но не имеющие ни связей, ни влиятельных друзей.
Прошли годы. Бывшая царская Россия волей
пролетариата и большевиков превратилась в страну строящегося социализма.
Инженер Бардин обрел свою настоящую родину, как обрела ее и вся русская
металлургия. И вот он сидит в кабинете председателя ВСНХ Валериана
Владимировича Куйбышева.
«Куйбышев достал «Былое и думы» и начал
читать.
— Вот послушайте: «Сибирь имеет большую
будущность; на нее смотрят только как на подвал, в котором много золота, много
меха и другого добра, но который холоден, занесен снегом, беден средствами
жизни, не изрезан дорогами, не заселен. Это неверно. Мертвящее русское
правительство, делающее все насилием, все палкой, не умеет сообщить тот
жизненный толчок, который увлек бы Сибирь с американской быстротой вперед...
Увидим, что будет, когда Америка встретится с Сибирью». Не правда ли, как
замечательно, Иван Павлович? Америка встретится с Сибирью. Об этом мечтал
Герцен еще сто лет назад. И вот эту встречу устраиваем мы, большевики, наша
великая партия... Вы имейте в виду, — заключил нашу беседу Валериан Владимирович,
— что это глубокая разведка партии и рабочего класса в завтрашний день нашей
страны. Это будет замечательное завтра. И это очень почетная задача для
инженера...»
И партия возлагает на И. П. Бардина почетную
задачу. Она оказывает ему большое доверие, назначив его главным инженером
гигантской советской стройки — Кузнецкстроя. По идее товарища Сталина создается
вторая угольно-металлургическая база на востоке. Здесь Америка встретилась с
Сибирью. На строительство были приглашены американские консультанты. И не раз
разбуженная революцией Сибирь показывала Америке образцы творчества и
инициативы. Об этом увлекательно рассказывает И. П. Бардин в своей книжке. Вот
как описывает он замечательный момент пуска первой домны:
«— Можно пускать домну или нет?
Американцы единодушно заявили, что домну
пускать никак нельзя, еще не время.
— Почему нельзя? — заинтересовались
представители парткома.
— Нужно раньше опробовать воздуходувку,
испытать водопровод; кроме того, нет персонала для обслуживания печи, — пояснили
американцы».
Но советские инженеры доказали, что домна к
пуску вполне готова. Нашлись и люди, которые сумели обслужить работу новейшей
мощной домны. «Через тридцать шесть часов из летки пошел первый чугун».
Рассказывает академик Бардин и о другом
интересном случае:
«Когда Иван Андреевич Воронин объявил о своем
намерении поднять огромный наклонный мост не в разобранном виде, как это
делается во всем мире, а целиком, чтобы этим сократить сроки, американские
специалисты сдрейфили. Они написали мне пространную докладную записку, объявив,
что снимают с себя всякую ответственность за последствия этого неслыханного
технического проекта.
Первый мост был поднят методом Ивана
Андреевича Воронина вместо месяца в течение тридцати четырех часов. Второй — в
течение пятнадцати часов. После этого случая крупный специалист, американец
Глэн, заявил мне:
— Вы счастливый инженер: русские рабочие —
лучшие рабочие в мире. О! это замечательные ребята!»
С другой стороны, наши рабочие и инженеры
учились у американцев точности и аккуратности в работе, культурному стилю и
строго выработанной методике.
С большой теплотой и любовью вспоминает
академик Бардин о Серго Орджоникидзе:
«Основная роль в строительстве сибирского
гиганта принадлежала Серго Орджоникидзе. Он был душой строительства... Мы
называли его «наш Серго». Мы говорили о нем восхищенно: «наш командарм». Серго
был человеком наступления... Серго был нашей совестью. Что бы мы ни делали,
внутренний голос всегда спрашивал: «А что об этом скажет Серго?..»
Заканчивается эта замечательная книжка
описанием волнующей встречи академика Бардина — одного из выдающихся
представителей нашей интеллигенции — с величайшим вождем всех народов Иосифом
Виссарионовичем Сталиным.
*
Книжка академика И. П. Бардина «Жизнь инженера» написана просто, живо и увлекательно. Ее должна прочесть наша интеллигенция, наши молодые специалисты, инженеры и техники. Каждый читатель будет, несомненно, благодарен за тот огромный опыт жизни и работы, который передает автор в этом своем небольшом труде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий