В течение нескольких недель он ездил по
улицам столицы, привлекая внимание москвичей своей необычной высотой. Затем его
отправили на автозавод для детального обследования и изучения.
На первый взгляд двухэтажный троллейбус
кажется странной и даже неуклюжей машиной. В свое время многие специалисты
считали, что он чрезмерно высок и неустойчив. Большим недостатком такой машины
считали и то, что пассажирам приходится подниматься и спускаться по лестнице,
соединяющей первый и второй этажи.
Однако оказалось, что эти недостатки
несерьезны и что двухэтажная машина имеет целый ряд преимуществ, которые
оказываются решающими.
Начнем с вопроса об устойчивости.
Если с увеличением высоты машины
поднимается и ее центр тяжести, то машина становится менее устойчивой. Если же,
несмотря на высокий кузов, центр тяжести машины расположен достаточно низко, то
она будет обладать очень большой устойчивостью. А для этого нужно только
сделать кузов достаточно легким, по возможности облегчить крышу и пол второго
этажа и сосредоточить все тяжелое оборудование как можно ниже, на шасси машины.
Двухэтажный троллейбус именно так и
выполнен. Он имеет чрезвычайно легкий кузов. Крыша и пол второго этажа сделаны
из тонкого листового алюминия, все поручни и стойки сделаны из легких
тонкостенных металлических труб, кресла сконструированы так, что вес их
максимально облегчен, В то же время электрический двигатель и все основное
электрическое оборудование помещены очень низко, на шасси. Собственный вес
шасси по сравнению с весом кузова весьма значителен.
Таким образом, несмотря на большую высоту
машины, центр тяжести ее смещен достаточно низко, и машина получается очень
устойчивой.
То, что пассажирам приходится взбираться по
лестнице, чтобы попасть на второй этаж, возможно, представляет некоторые
неудобства. Однако их не следует преувеличивать. Пассажиры, которые едут на
далекое расстояние, предпочтут взобраться на второй этаж, где их ожидают
свободные места для сидения, а не тесниться в проходе первого этажа, держась за
поручни. Лестница, ведущая на второй этаж, довольно широка и удобна для
пользования. На ней между первым и вторым этажами расположено наклонное
зеркало. Находясь в первом этаже, кондуктор в этом зеркале видит, что
происходит во втором этаже. Нужно это для того, чтобы он мог в любой момент
установить, не пора ли прекратить доступ пассажиров наверх, если там все места
заняты.
На втором этаже имеется кнопка, при помощи
которой можно подать водителю звуковой сигнал. Поэтому, когда кондуктор
находится на втором этаже, он может сигнализировать водителю отправление
машины. Звук этого сигнала отличается от звука сигнала, подаваемого из нижнего
этажа. Поэтому водитель всегда знает, где находится кондуктор в момент
отправления машины, и сам следит за посадкой пассажиров, если кондуктор
находится на втором этаже.
Широкая и низкая площадка троллейбуса,
отсутствие ступенек — все это делает посадку пассажиров очень удобной.
Двухэтажный троллейбус имеет 74 места для
сидения — почти вдвое больше, чем одноэтажный. А между тем вес его лишь немного
больше веса одноэтажной машины. Объясняется это тем, что самые тяжелые части
машины — шасси, пол нижнего этажа и все электрическое оборудование — остаются в
двухэтажной машине почти такими же, как и в одноэтажной. Поэтому и мощность
электродвигателя двухэтажного троллейбуса немного больше мощности
электродвигателя одноэтажного троллейбуса. С этой точки зрения двухэтажная
машина весьма экономична.
Наконец, двухэтажная машина, несмотря на свой, казалось бы, неуклюжий вид, обладает большой маневренностью. В самом деле, место, занимаемое машиной на мостовой, определяется только ее шириной и длиной. Высота машины уличному движению не мешает. А так как одна двухэтажная машина перевозит почти вдвое больше пассажиров, чем одноэтажная машина, занимающая такую же площадь на мостовой, то ясно, что применение двухэтажных машин разгружает городские улицы. Одноэтажные машины такой же емкости имели бы вдвое большую длину и совершенно не были бы способны маневрировать на городских улицах.
Двухэтажный троллейбус снабжен
аккумуляторной батареей, при помощи которой он может передвигаться (правда, с
очень небольшой скоростью) в том случае, если по каким-либо причинам нельзя
пользоваться контактными проводами. Это устройство очень повышает маневренность
троллейбуса, так как позволяет ему объехать любое препятствие на мостовой.
В случае нужды, например при ремонте
участка, обрыве провода, пожаре на улице и т. п., троллейбус может сделать
значительный крюк и выйти на свой маршрут через боковые улицы и переулки.
В настоящее время организовано производство двухэтажных троллейбусов, и скоро первые машины нашего производства появятся на улицах Москвы, Ленинграда и других городов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий