Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 июля 2023

Советский электроход | ТМ 1938-06

Л. РИХТЕР

Солнечное летнее утро. У широкого дебаркадера Северного порта канала Москва—Волга стоит, пришвартовавшись к пристани, огромный четырехпалубный красавец-электроход. Через несколько минут он увезет нас в далекий рейс Москва—Астрахань.

Нам сказали, что этот электроход по своим размерам, новейшим техническим устройствам, удобствам, красоте и изяществу отделки не имеет себе равных среди других речных судов.

У нас билеты каюты «люкс». Мы спешим по трапу на борт.

— Ваша каюта в верхнем деке, на третьей палубе, — любезно сообщает контролер.

Поместительная кабина электрического лифта быстро доставляет нас и наши чемоданы на место.

Каждая каюта — это целая квартира: передняя, умывальная, спальня, кабинет и даже небольшой балкон. В каюте электричество, радио и... телефон для связи со всеми уголками электрохода.

Каюта «люкс» — это целая квартира... Здесь передняя, умывальная, спальня, кабинет и даже балкон!

А теперь примемся за осмотр всего плавучего дома-гиганта. Ярко освещены красивые коридоры, переходы, трапы. Повсюду световые указатели, надписи и объявления. Здесь есть читальня, библиотека, почтово-телеграфное отделение, автоматическая телефонная станция, парикмахерская, ванная и душевые комнаты, врачебный кабинет, ресторан, столовая...

Вот многочисленные салоны, красные уголки и комнаты отдыха. Сидя в удобных креслах за изящными столиками, уже сражаются любители шахматных и шашечных боев. Спортинструктор собирает группу желающих играть в волейбол. Но где же играть?

Садимся снова в лифт. Он выносит нас теперь на самый верх — «солнечную палубу». По громадной открытой палубе гуляет легкий ветерок. Наш электроход быстро движется меж зеленых берегов канала. Здесь, на «солнечной палубе», — большая, отгороженная легкой сеткой спортивная площадка, на которой уже все готово для нашей игры...

По другую сторону выходного тамбура расположен прекрасно оборудованный солярий. Догадливые пассажиры уже успели «открыть» этот прекрасный уголок. Некоторые из них лежат на удобных шезлонгах под тентом и принимают воздушные ванны; другие греются на солнышке, а третьи «охлаждаются» в душевых кабинах. Мы тоже после веселой игры бежим под душ, а оттуда — обедать.

Полукруглая стеклянная стена ресторана выходит на нос электрохода. Сидя здесь, мы любуемся непрерывно меняющейся панорамой берегов. Обед подается сюда на специальном лифте из глубоко запрятанной кухни. Мягкая, льющаяся из приглушенных репродукторов музыка внезапно прерывается.

— Внимание! — слышится голос диктора. — Говорит радиоузел электрохода. Сегодня в нашем большом театральном зале демонстрируется кинофильм «Возвращение Максима».

Заканчивая свой обед, вспоминаем, что сегодня капитан обещал нам показать оборудование своего электрохода. В назначенный час мы должны собраться у его каюты. По дороге к месту сбора заходим в музыкальный салон. Это красивейшее место на электроходе. Салон занимает самое высокое место в носовой части корпуса судна. Здесь оборудована концертная площадка. Стоят два больших рояля. Красивая отделка стен, инкрустированная стильная мебель, изящная арматура украшают это прекрасное помещение. Жаль, что у нас нет времени на его подробный осмотр! Наша группа уже в сборе — ждем капитана. А вот и он сам! Наперебой посыпались вопросы. Он вежливо предлагает следовать за ним. Командная рубка. Ее крыша приподнята над четвертой палубой и образует как бы вышку пятого этажа. С этой вышки мощные прожекторы освещают вокруг себя водное пространство. В рубке — комфортабельная каюта капитана, помещение для управления рулем и приемно-передаточная радиостанция. Капитан показывает многочисленные приборы связи, внутренний телеграф, телефон, радиомикрофон и слуховые трубки, при помощи которых он осуществляет связь со всеми уголками своего корабля. Здесь же расположена станция сигнальных огней. Двигаясь дальше, капитан рассказывает нам много интересных вещей о своем корабле. Он говорит о сети пожарных установок, начинающих свою работу автоматически при возникновении пожара; о тревожной сигнализации: колоколах громкого боя и сиренах-ревунах; об авральной электросети, освещающей при тревоге ярким светом ответственные места работы команды и места скопления публики...

Музыкальный салон, расположенный в носовой части, — одно из красивейших мест на электроходе.

В рубке — помещение для управления рулем и приемно-передаточная радиостанция.

*

Здесь все электрифицировано. Мы проходим мимо лифтов, грузовых эскалаторов, транспортеров, больших и малых кранов, многочисленных палубных механизмов, управляющих якорями, выдвижением трапов и т. п. Все эти механизмы электрифицированы и требуют минимальных усилий человека для управления ими. Вот «фабрика холода» — мощная рефрижераторная электроустановка. Она обслуживает кухню и трюмы, где могут перевозиться скоропортящиеся грузы; она питает вентиляционные устройства, которые в жаркое время подают в каюты и другие помещения охлажденный воздух.

— Какой громадный расход электроэнергии! — восклицает кто-то из экскурсантов.

— Но вы забыли, что находитесь на электроходе, — улыбается капитан.

Он приглашает снова в лифт. Стремительное падение в глубокий трюм. Здесь котельное и машинное отделения. Паровые турбины приводят в движение мощные генераторы, которые вырабатывают постоянный ток напряжением 525 вольт.

5 тыс. л. с. — такова мощность основных движущих электромоторов, питаемых этими установками.

Через специальную понизительную подстанцию некоторая доля электроэнергии идет на обслуживание всех многочисленных установок, с которыми мы успели познакомиться.

— Как видите, удобства электрохода очевидны, — подводит итоги капитан. —  Несмотря на громадные размеры судна (электроход имеет 110 м в длину и 20 м в ширину), мы имеем возможность ходить со скоростью 30 км/час. Такая скорость недоступна для существующих речных судов. Наконец электричество делает у нас всю черновую работу, начиная от управления рулями и кончая резкой хлеба на кухне ресторана...

Этот электроход по своим размерам, новейшим техническим устройствам, красоте и изяществу отделки не имеет себе равных среди других речных судов.

Мы выходим на нижнюю палубу... Уже совсем стемнело. Но что это? Электроход идет как бы по расплавленной волнующейся лаве. С наступлением темноты все контуры нашего электрохода вспыхнули разноцветными огнями неон-аргоновых трубок. Колеблется светящаяся вода. Впереди, не отставая ни на шаг, бежит перевернутое слово — название электрохода, сделанное из этих же трубок.

Приятная свежесть воды манит к себе...

— Хорошо бы сейчас выкупаться! —  мечтательно говорит кто-то.

— Это очень легко сделать, — слышится ответ не ушедшего еще капитана. — Отправляйтесь в наш бассейн, там вы можете плавать, нырять, играть в водное поло...

Капитан не шутит. Мы действительно попадаем в красиво оформленный бассейн с кабинами для раздевания, холодными и горячими душами и даже с вышкой для прыжков.

На электроходе оборудован прекрасный бассейн для плавания.

Через полтора часа, усталые от прогулки и обилия впечатлений, мы крепко спим в своих «люксах».

*

Этот электроход еще не построен. Но, описав свою прогулку по нему, мы не фантазировали. Перед нами лежал технический проект этого судна, и, пользуясь его данными, мы смогли забежать немного вперед.

Проект этого электрохода, вмещающего в себя, кроме многочисленных служебных и культурных помещений, каюты для шестисот пассажиров и ста человек команды, разработан Горьковским судопроектом под руководством инженеров Н. Ф. Мокеева и В. С. Сергеева. Проект уже получен в Управлении канала Москва—Волга, которое готовится к эксплуатации таких судов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.