Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 мая 2023

Диспетчер на заводе | ТМ 1938-04

Л. РИХТЕР

Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий».

Высокие пролеты его огромных цехов заставлены разнообразными станками.

Огромное количество машин режет, рубит, строгает, сверлит и фрезерует твердый металл. Непрерывный поток чугунных, железных, стальных, бронзовых изделий течет через механические цехи завода. Десятки тысяч станочных операций превращают грубые заготовки, поковки и необработанное литье в разнообразные сложнейшие детали — блестящие, отшлифованные, обработанные с громадной точностью. Тысячи деталей для сложных организмов станков обрабатывают в механических цехах. Станки — продукция этого завода.

Для того чтобы сборочный цех мог работать бесперебойно, движение каждой детали по длинной сети производственных операций имеет здесь свой точный график. В необычайно сложном хозяйстве большого завода важно каждое звено. Подсобные и заготовительные цехи, отделы снабжения, транспорта, кадров, подготовки производства, склады — все они одинаково важны, и каждый из них может задержать стремительное движение деталей, а следовательно, и выпуск станков.

*

Только что начала работать дневная смена — самая многолюдная и напряженная. Командиры низовых участков вызывают своего цехового диспетчера для того, чтобы он помог разрешить возникшие у них вопросы...

В небольшой, отгороженной застекленными перегородками комнате непрерывно попискивает «зуммер» телефонного аппарата. Только что начала работать дневная смена — самая многолюдная; работа ее самая напряженная. Командиры низовых участков вызывают своего цехового диспетчера. У них есть вопросы, которые они сами разрешить не могут. Мастер берет трубку, связанную прямым проводом с аппаратом диспетчера. «Диспетчер! Токарь Михайлов не вышел на работу. Станок № 45 стоит незагруженный, а на нем шла срочная деталь. У меня свободных людей нет. Как быть?» Цеховой диспетчер — начальник своей смены. Он хорошо знает программу цеха, ход ее выполнения, знает, как работают смежные цехи. Поэтому в руках диспетчера всегда есть прекрасное орудие — возможность маневра. «Иван Григорьевич, — отвечает он, — втулками склад обеспечен дней на пять. Поэтому нужно снять человека, работающего на втулках, и поставить его на станок № 45. Сейчас это самое важное». Другой звонок: «Диспетчер! На фрезерном станке № 25 идет брак из-за неисправности шпинделя. Слесаря все заняты...» И этот вопрос, не отходя от аппарата, разрешает диспетчер. Он вызывает к аппарату начальника ремонтного цеха и договаривается с ним о срочном ремонте станка...

Радиотелефонный аппарат диспетчера дает ему возможность связываться с любым участком своего цехового хозяйства. Не отходя от него, диспетчер механического цеха разрешает большинство недоуменных вопросов.

*

У диспетчера сборочного цеха другие неприятности.

Чаще всего это неподача в срок готовых деталей, например суппортов. Почти готовые, но внезапно «замороженные» станки видны на нашем снимке. Они не только срывают выпуск готовой продукции, но занимают место и мешают работе. Диспетчеру сборочного цеха очень часто приходится быть в цехе. Сложные детали станков должны быть выполнены с максимальной точностью: допуски при обработке не должны превышать десятых долей миллиметра. А цехи-поставщики не всегда бывают аккуратны. Вот диспетчеру показывают деталь, в которой неверно нарезано отверстие. Диспетчер предупреждает об этом виновника, но, чтобы не задерживать сборку, дает указание, как полученный комплект деталей исправить здесь, в сборочном цехе, своими силами. А вот к диспетчеру обратились по еще более серьезному поводу. При сборке нового типа станка рабочий и вызванный им мастер обнаружили, что нельзя собрать каретку станка несмотря на то, что все ее детали сделаны точно по чертежу. Такой вопрос цеховой диспетчер не может разрешить самостоятельно. Кто же придет к нему на помощь? Кем координируется работа всех цехов и отделов?

У диспетчера сборочного цеха свои заботы. Чаше всего это — неподача в срок деталей механическими цехами, иногда неточность их изготовления.

*

«Диспетчер завода. Вход строго воспрещен» — написано над дверью. За дверью — уютная, светлая комната, изолированная от всякого постороннего шума. За специальным телефонным аппаратом, напоминающим коммутаторную установку — старший диспетчер завода. Телефонные провода, идущие от этой комнаты, как паутиной, опутали собой весь завод, начиная от кабинета директора и кончая низовым производственным звеном — пролетом цеха. Эта комната — слуховой аппарат огромного заводского организма. Здесь внимательно слушают, фиксируют и контролируют. Специальные «операторы» непрерывно получают сведения от складов готовых деталей и готовых изделий, составляют графики, по которым можно контролировать выполнение программы.

Тысячи разнообразных деталей как результат деятельности механических цехов поступают на склад «готовых деталей». На основании сведений, даваемых складом, диспетчеру всегда известно, как закончились производственные сутки.

Сведения, которые даются складом готовых изделий, говорят о работе всего завода в целом, поэтому склад имеет постоянную связь не только с диспетчером сборочного цеха, но и с диспетчером всего завода.

Каждые сутки диспетчер завода делает рапорт, по которому старший административный состав судит о выполнении плана. Если план не выполняется, в рапорте указывается точно, какие станки, узлы, отдельные детали недостают. Перед диспетчером — его журнал; это — большая толстая книга. Сюда заносятся новые сроки, в которые обязательно должны быть выполнены отстающие детали, — за ними старший диспетчер следит сам. В этом же журнале отмечаются все вопросы, разрешить которые в данный момент диспетчер почему-либо не может.

Эта комната — главная диспетчерская. За специальным телефонным аппаратом сидит старший диспетчер завода. Перед ним — операторы-учетчики.
Разговор по телефону с диспетчером завода возможен с любого участка. Поэтому ликвидация «происшествий», которые здесь изображены, занимает очень мало времени.

Но старший диспетчер не только наблюдает. На его аппарате поминутно вспыхивают молочные лампочки. Это вызовы. Внимательно слушает диспетчер взволнованную речь. В его руках большая власть: за своим пультом он — полномочный представитель начальника производства всего завода.

Вот из первого механического цеха поступает жалоба на второй цех, задерживающий у себя деталь, в обработке которой эти цехи кооперируются. «Деталь уже отправлена первому цеху», утверждает диспетчер второго цеха. Легкий нажим рычажка — и диспетчер завода в своем присутствии устраивает спорящим цехам «очную ставку».

Таким же образом он может в случае нужды привлечь к разговору еще целый ряд людей и вести своеобразное «совещание» по проводам.

На этой странице показано, как в целом ряде случаев диспетчер приходит на помощь цеху.

Вот диспетчеру нужно организовать циркулярную передачу. Рычажки соединений на его центральном аппарате смонтированы так, что диспетчер сразу может включить целую группу точек, например «подсобные цехи», «производственные цехи», «заводоуправление» и т. д. Но не только одну группу точек, а все точки может так же легко включить диспетчер, и тогда весь завод услышит его срочное сообщение.

Так, день и ночь, сменяя друг друга, сидят за своими аппаратами диспетчеры и слушают пульс производственной жизни большого завода. При наступлении грозных перебоев они всегда приходят заводу на помощь.

Люди с телефонными трубками — ответственные представители заинтересованных отделов.
Машина, груженная готовыми станками, не может пройти потому, что завален путь. Об этом немедленно звонят диспетчеру со склада готовых изделий. Диспетчер связывается с начальником транспортного отдела, предлагая ему срочно дать распоряжение об очистке двора.

Новая неприятность на складе готовых изделий: сломался мощный кран, и поэтому задерживается вывоз готовой продукции. Опять на помощь приходит диспетчер завода — он связывается с главным энергетиком: «Нужно немедленно послать монтера для починки крана».

Диспетчеру звонят из механического цеха: «Поковка детали № 283 сделана из более мягкой стали, чем этого требуют технические условия». Диспетчер звонит в технический отдел и совместно со специалистами решает вопрос, как сделать деталь полноценной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.