Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 марта 2023

Летучая машина

САМСОН ГЛЯЗЕР

В этом году вся наша страна отмечает одну из героических страниц истории СССР — 125-летие разгрома наполеоновской армии. В войне 1812 г. русский народ показал, с какой самоотверженностью и неукротимой храбростью он боролся за свою национальную независимость.

500-тысячная наполеоновская армия была разгромлена русскими воинами, численность которых намного уступала численности наполеоновских войск. Достаточно указать на тот факт, что ко времени перехода Наполеона через Неман соотношение между русскими и французскими войсками было 3:1, т. е. на каждого русского солдата, приходилось по 3 неприятеля.

И несмотря на все это, русская армия победила французскую, победила потому, что наряду с замечательными полководцами, которых выдвинул русский народ в войну 1812 г., против хищного иноземного врага поднялась вся страна.

Партизанские отряды крестьян, вооруженных вилами, кольями и изредка огнестрельным оружием, нападали на обозы противника, уничтожали небольшие части неприятеля.

Разгром наполеоновской армии — это выдающаяся победа русского народа над иноземными захватчиками, вторгшимися в его страну. Однако, кроме героизма, кроме исключительно талантливых стратегических и тактических приемов русских полководцев, Наполеон встретился в России с совершенно неожиданным для него явлением: отсталая крепостная Россия готовила против него совершеннейшее орудие будущей войны — воздушное нападение.

Правда, события не дали возможности осуществить идею уничтожения армии противника с воздуха. Но, несмотря на это, попытка использовать достижения воздухоплавания для военных целей представляет большой интерес.

Зарождение проекта уничтожения наполеоновской армии с воздуха уводит нас к 1811 г. в одно из немецких княжеств, завоеванных Наполеоном, где жил Франц Леппих, сын крестьянина.

Еще в ранней юности Франц Леппих проявлял интерес и способности к изобретательству. Он изобрел музыкальный инструмент — «панмелодикон», с которым разъезжал по всей Европе. Во время своего пребывания в Париже Леппих предложил Наполеону проект «летучей машины» — рыбообразного воздушного шара. Благодаря применению особых весел-плавников шар, по мнению изобретателя, мог бы летать в любом направлении. Это дало бы возможность грузить машину взрывчатыми снарядами и во время полетов истреблять целые неприятельские армии. Но Наполеон не отличался большой любовью к техническим новшествам и от проекта Леппиха отказался. Через некоторое время Наполеон узнал, что Леппих вернулся в Германию и начал там постройку воздушного шара. Он приказал схватить изобретателя и доставить в Париж.

Но было поздно — Франц Леппих скрылся. Он договорился с русским посланником, получил паспорт на имя Шмита и уехал в Россию, где ему удалось получить средства на постройку воздушного шара. Но для того, чтобы скрыть это, был дан приказ всю работу проводить «в непроницаемой тайне».

О подготовке воздушного нападения не должен был знать даже главнокомандующий, генерал-губернатор Москвы граф Гудович.

По словам Ростопчина, Гудович «сделался игрушкой двух разбойников, своего брата и доктора Сальватера, который прямо говорит, что получает по 6 тысяч ливров в год от Наполеона», т. е. попросту являлся наполеоновским шпионом, которых в то время в правящих кругах царского правительства было немало.

С половины мая 1812 г. Леппих начал постройку шара в имении князя Н. Г. Репнина, которое находилось всего лишь в 6 верстах от Москвы.

Место работы охранялось специальной стражей.

Наблюдение за постройкой «летучей машины» было поручено графу Ростопчину, московскому генерал-губернатору. Вот отдельные отрывки из его письма к Александру I:

«Леппиху нужно 5 тысяч аршин тафты особого приготовления. Тафта будет готова через 15 дней... Количество материи и быстрота, с которой требуется исполнить этот заказ, могли бы возбудить любопытство Кирьякова (фамилия фабриканта. — С. Г.), но, к счастью, этому человеку пришло в голову, что Леппих готовится открыть торговлю пластырями, и я ему даже предложил сделаться компаньоном Леппиха по этой торговле... Тафта одна будет стоить 20 тысяч рублей. Леппиху кроме того нужно будет на 50 тысяч рублей серной кислоты и на подобную же сумму железных опилок».

Несмотря на то, что подготовка «летучей машины» велась в большой тайне, все же нельзя было скрыть факта работы 60 человек в местности, окруженной со всех сторон охраной.

Поэтому Ростопчин сообщил в афишах, вывешенных 22 августа на московских улицах: «Мне поручено от государя было сделать большой шар, на котором 50 человек полетят, куда захотят, и по ветру, и против ветра. А что от него будет, узнаете и порадуетесь».

В действительности афиши «об увеселительном шаре» должны были скрыть подготовку воздушной военной машины для разгрома Наполеона.

Уничтожить неприятеля с воздуха — вот о чем мечтали строители «летучей машины» Леппиха. Но техника в крепостной отсталой России, с сотнями чиновников-казнокрадов не могла дать для машины материал высокого качества, так, например, рессоры машины лопнули при первом же испытании.

Между тем события развертывались. Наполеон взял Смоленск и приближался к Москве. В страхе, что строящаяся «летучая машина» может быть захвачена, начали спешную эвакуацию ее. На 130 подводах вывозили все материалы, которые могли выдать секрет стройки «летучей машины». Часть материалов сожгли, но часть все же осталась.

В «Бюллетене великой армии», издававшемся Наполеоном, было напечатано сообщение французской военной комиссии, которое гласило, что в селе Воронцове найдены разные вещи, «принадлежащие воздушному шару или адской машине, которую русское правительство велело сделать какому-то, по имени Шмиту, англичанину». При описании обнаруженных вещей приведены следующие данные: «сожжённая лодка 60 стоп длины и 30 ширины, 180 бутылей купоросу, человеческое тело какого-то русского капитана, имевшего присмотр над мастерскою и помершего днем прежде нашего вступления в Москву».

На постройку «летучей машины» Леппиха русское правительство истратило больше 185 тыс. руб.

«Летучая машина» напоминала кита, который при помощи особых плавников и хвоста должен был загребать воздух и таким образом двигаться в нужном направлении.

Воздушный корабль Франца Леппиха. Рисунок относится к 1811 г.

Сохранившееся с 1812 г. изображение недостроенной «летучей машины» Леппиха.

Попытка применения воздухоплавания для военных целей представляет огромный интерес, ибо только через 100 лет эта идея была воплощена в дирижаблях Цеппелина, который мечтал превратить эти дирижабли в летающие крепости.

Несмотря на неудачу с «летучей машиной» Леппиха, ее постройку нужно расценивать как одну из первых попыток в истории мирового воздухоплавания использовать воздушный шар для уничтожения неприятельской армии, вторгшейся в чужую страну.

А раз так, то это событие заслуживает самого пристального внимания и изучения. Оно является одним из звеньев в истории русской культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.