В. ОКУНЕВ
Говорят, что железные дороги — это нервы страны и «ноги армии». Едва ли нужно доказывать, что это действительно так, что значение железных дорог в мирное и особенно в военное время неизмеримо высоко.
Но большая роль железных дорог заключается не только в том, что они позволяют осуществлять важнейшие перевозки и питать фронт всем необходимым для ведения войны, — две стальные полосы, пересекающие вдоль и поперек любое государство, позволили создать особый вид оружия, действенность которого была уже проверена историей.
Так же как шоссейные дороги вызвали к жизни специально приспособленный для ведения войны автомобиль, т. е. бронемашину, так и железные дороги породили особый вид поезда — бронепоезд.
Пожалуй, больше чем в какой-либо другой стране, нам хорошо знаком бронепоезд. В годы гражданской войны красные бронепоезда творили великие дела; они часто решали успех боевых операций; своими молниеносными и смелыми до дерзости ударами они наводили ужас на врага, вносили в его ряды панику и приносили победу частям Красной армии.
И теперь, когда мы читаем сообщения из далекой Испании, нам близки и понятны действия испанских железнодорожников, для которых уроки истории не пропали даром. Они их научили многому. Об этом, между прочим, свидетельствует следующий отрывок из корреспонденции М. Кольцова, напечатанной не так давно в «Правде».
«Республиканские поезда сыграли в борьбе большую роль. Они вряд ли действовали точно по военному уставу, которого они, кстати, еще не читали. Но делали повсюду, где могли, все, что могли. Проникали на десятки километров в глубь территории противника, атаковали маленькие города, высаживая из поездов десанты по 50, по 100 человек. Боролись даже с танками,
В одной из недавних операций бронепоезд под командой Хуана Морильо неожиданно подошел к Роблеро, где стояла полуторатысячная колонна полковника Москардо, бывшего коменданта Толедского Альказара. Поезд продвинулся на 300 м к вокзалу, на главный путь, и сразу открыл яростный огонь. Колонна в панике пустилась в бегство. Железнодорожники вышли из поезда и без особого труда забрали 3 пушки, пулеметы и патроны.
Бронепоезд правительственных войск на мадридском фронте. |
У Посуэло был случай, когда железнодорожники спасли 300 республиканских карабинеров, которых окружил враг. Бронепоезд послал одного бойца передать карабинерам, чтобы они с боем подвигались к линии железной дороги. Затем поезд ворвался почти в центр боя. Он вернулся оттуда с потерями, весь в пробоинах, но уводя с собой 300 товарищей. Военный министр специальным приказом отметил эту героическую операцию».
Русский бронированный поезд на западном фронте во время империалистической войны. |
*
Что же представляли собой первые бронепоезда эпохи гражданской войны?
Само собой разумеется, что это не были поезда особой конструкции. В те времена бронепоезда сооружались чрезвычайно быстро. Это были обыкновенные угольные полувагоны с железными бортами. «Броней» для защиты от пуль служил слой песка или глины толщиной 12 дюймов, уложенный между наружной железной стенкой и внутренней стенкой, сделанной из досок. В бортовых стенках проделывались четырехугольные окна, служившие бойницами. Ходовая часть закрывалась железными листами — фартуками.
С течением времени устройство этих простейших бронепоездов усложнилось. На бронеплощадках уже можно было увидеть примитивные железные башни для пушек и установленные в бойницах пулеметы. В дальнейшем бронепоезд уже имеет полностью забронированные бронеплощадки. Они снабжены башнями, дающими возможность вести почти круговой обстрел. Такой бронепоезд тянет забронированный паровоз. Правда, броня этих поездов оставляла желать много лучшего по своей пулестойкости, но все же она служила более или менее надежным укрытием для бойцов.
Наряду с совершенствованием боевой техники бронепоездов закалялись в боях их командиры и бойцы. Уже в 1920 г. польский генеральный штаб был вынужден писать: «Красные бронепоезда — самый могущественный и самый грозный наш враг; они хорошо оборудованы, решительны и смелы».
*
У бронепоездов могут быть различные боевые задачи, и это находит свое отражение в их конструировании и строительстве. Так, например, существуют полевые бронепоезда и бронепоезда-батареи. В свою очередь полевые бронепоезда могут быть двух типов: тяжелые и легкие. Легкие полевые бронепоезда вооружены орудиями калибра не выше 76 мм, станковыми и ручными пулеметами. Они ведут бои в непосредственной близости от противника, производят на него огневые налеты, расстреливают в упор и рассеивают его войска.
Тяжелые полевые бронепоезда снабжены более стойкой броней. Они вооружены орудиями больших калибров, благодаря этому они имеют возможность издалека поражать тылы противника, разрушать железнодорожные станции, водокачки и другие сооружения.
Бронепоезда-батареи представляют собой артиллерию на железнодорожных колесах. Они способны разрушать крупные железнодорожные сооружения, вести огонь по артиллерии противника и бороться с его бронепоездами.
Каждый бронепоезд, как правило, снабжен товарными платформами, число которых колеблется от 2 до 4. Они прицепляются к бронепоезду спереди паровоза и в хвосте поезда. На эти платформы, которые называются контрольными, погружается железнодорожное имущество, необходимое для восстановления пути, подъема боевых единиц при сходе с рельсов и т. п. На этих же платформах устанавливают легкие вагонетки и дрезины.
Кроме того, контрольные платформы, как показывает само их название, несут и другую службу. В пути бронепоезд может ждать целый ряд неприятностей, о которых «заботится» враг. На рельсах устанавливают замаскированные препятствия, отдельные участки пути минируют. И если при прохождении поезда следует внезапный взрыв, то контрольные платформы страдают первые, а сам бронепоезд может и уцелеть. Помимо этого, контрольные платформы оказываются полезными в том случае, если возникает необходимость перебросить десант.
К каждому бронепоезду или дивизиону бронепоездов придаются дрезины. Они служат для разведки и охранения тыла. Кроме того, некоторые дрезины в начале атаки могут нанести первый удар и привлечь на себя огонь противника. Роль таких бронедрезин весьма велика, так как они действуют в непосредственной близости от бронепоезда и поддерживаются его артиллерийским огнем. Бронедрезины способны решать и самостоятельные оперативно-тактические задачи.
Заслуживают большого внимания бронеавтомобили с приспособлениями для перехода на железнодорожный ход. Имея возможность быстро переходить с грунтовой дороги на железнодорожное полотно, они незаменимы для разведки и, как бронедрезины, выполняют самостоятельные боевые задачи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий