Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 мая 2022

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ В КАРИКАТУРАХ

В. ВИРГИНСКИЙ

Железные дороги с 40—50-х годов XIX века быстро распространялись по всему миру. Если в 1840 году мировая железнодорожная сеть составляла около 9 тыс. км, то в 1875 году —  294 тыс. км. Железные дороги приходилось проводить в самых различных условиях: по болотистым равнинам Польши и в горах Испании, в снегах северной Европы и в песках Египта. Пассажиры нередко сильно страдали от холода, жары и иногда расплачивались жизнью при крушениях поездов в опасных для езды местах.

Железнодорожные компании, интересуясь прибылями, уделяли немного внимания защите здоровья и жизни пассажиров, особенно последних классов. На севере Европы вагоны III класса вначале пускались открытыми даже зимой. В России жесткие вагоны первое время не отапливались. На строительстве железных дорог в Испании владельцы компаний, иностранные капиталисты, расхищали и растрачивали средства, а потом экономили на строительстве, оставляя крутые подъемы, делая слабый путь.

Карикатуристы отразили все эти моменты в ряде рисунков, посвященных главным образом тем мучениям, которые испытывали пассажиры, засыпаемые «снегом холодной России» и «знойным песком пирамид», как сказали бы мы, перефразируя Лермонтова.

Французская карикатура 1840 года изображает несчастных пассажиров открытого вагона III класса к концу путешествия во время снегопада. Вагоны I и II классов, как мы видим, закрыты, администрация дороги проявляла об их пассажирах большую заботу.

Русским неотапливаемым вагонам посвящена карикатура известного французского журналиста Амедэ де Ноэ, писавшего под псевдонимом «Хам» (1860 r.).

Кондуктор стучит в вагон (по-видимому, I класса): «Выходите, господа, проверка». — «Чего проверка? Багажа?» — спрашивает пассажир. — «Нет, проверка замерзших пассажиров; может, среди них есть ваши знакомые».

Перу того же карикатуриста (1860 г.) принадлежит рисунок, изображающий прокладку железной дороги во французских ландах, болотистых юго-западных равнинах. Не надеясь, что компания осушит эти болота, Хам предлагал ей воспользоваться опытом местных пастухов, которые расхаживали по болотам на ходулях. Ко всему составу Хам предлагал приделать ходули, заканчивающиеся колесами.

Ряд карикатур того же Хама в журнале «Шаривари» высмеивает строительство дороги в Испанских Пиренеях (1860 r.). Было известно, что компания строит эту дорогу наспех, не потрудившись освоить как следует дикую местность, прорыть туннели, построить мосты.

На рисунке — дикие медведи поджидают пассажиров на конечной станции дороги в Пиренейских горах. Служащих станции они, видимо, уже съели и смотрят в бинокль — скоро ли придет поезд.

Еще более ядовита другая карикатура де Ноэ. Бригада поезда и пассажиры убеждаются, что в середине «построенной» Пиренейской дороги зияет бездонный провал. Подпись гласит: «Преждевременный конечный пункт».

Предполагавшаяся постройка железной дороги в Месопотамии (она была осуществлена лишь несколько десятилетий спустя) вызвала карикатуру (1860 г.) с подписью: «Пассажир III класса Евфратской дороги вступил в спор с кондуктором». Предполагалось, что на месопотамских дорогах будут перевозить слонов и других животных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.