РАССКАЗ-ЗАГАДКА
Бертольд называет себя «великим магистром философского камня». Он заявляет, что владеет секретом приготовления золота, но его уличают в плутовстве и подозревают в подделке монет. Бертольд своевременно скрывается и этим избегает обычной участи алхимиков — быть повешенным на вызолоченной виселице. Но вскоре ему удается втереться в доверие к одному из мелких князьков и получить звание придворного алхимика.
В чаянии будущих благ князь предоставляет Бертольду свою казну для устройства алхимической лаборатории и производства опытов. Благополучие «великого магистра» длилось бы долгое время, если бы его поведение не вызвало подозрений в среде окружающих. Особенно Франческо — один из приближенных князя, — узнав о прошлом лжеалхимика Бертольда, собирался разоблачить его. Это стало известным «великому магистру». Затаив злобу на Франческо, он стал подумывать, не пора ли ему вновь скрыться.
Бродя осенним вечером по дворцовому саду и обдумывая план своего побега, «великий магистр» неожиданно столкнулся с племянником и вместе с тем наследником князя. Этот молодой человек был одержим пагубной страстью к игре в кости и карты.
Не раз уже он встречался в азартном поединке с лжеалхимикам и всегда оставался в проигрыше. И на этот раз они сговорились...
Захватив с собой несколько бутылок вина, игроки нашли уединенное место в саду, так как и тот и другой были одинаково заинтересованы в том, чтобы их никто не видел вдвоем за игрой.
Не прошло и часу, как племянник князя проиграл все бывшее при нем золото.
— Проклятие, мне сегодня не везет, ставлю свой перстень! — воскликнул он.
Снова сданы карты, и так же быстро, как золото, перстень исчез в карманах «великого магистра».
— Мерзавец, ты плутуешь! — вскричал молодой человек. Он схватил рукой за горло алхимика, последний отпрянул назад, рука соскользнула, рванула плащ, фальшивая, вторая колода карт рассыпалась по траве.
Разоблаченному шулеру грозят тяжкие пытки и смерть. Зная это, «великий магистр» выхватил из-за пояса кинжал, и через несколько секунд юноша мертв.
Охваченный ужасом, убийца бросился бежать. Дворцовый сад уже перешел в лес для охоты. Когда рассудок вернулся к Бертольду, он решил, что внезапное исчезновение навлечет на него подозрение, его разыщут, и тогда не будет пощады. В этот день его никто не видел с наследником князя, поэтому благоразумнее вернуться во дворец.
Сделав большой круг, он с противоположной стороны подходил ко дворцу. Сбегающиеся отовсюду придворные, дымное зарево факелов в саду свидетельствовали, что преступление обнаружено. Но каково же было удивление «великого магистра», когда он узнал, что «убийца» уже задержан и оказался не кем иным, как его врагом — Франческо. Ночной обход стражи застал его наклонившимся над трупом наследника. Несмотря на то, что Франческо отрицал свою причастность к убийству, его вина казалась несомненной. С трудом скрывая свою радость, лжеалхимик вместе с другими вошел в зал, где на постаменте лежало только что принесенное тело убитого. Внезапно Бертольд ужаснулся: он увидел около убитого свой кинжал. «Сейчас, ночью, в обстановке общего смятения и подавленности вряд ли кто из придворных сможет опознать, чье это оружие, но завтра... завтра все откроется!»
Быстро и незаметно он удалился из зала и побежал в подземелье замка, где находилась его лаборатория.
«Захватить золото и бежать». Оно было запрятано в углу,
Поспешно раскидывая всякий хлам, стеклянные сосуды, колбы и реторты, он толкнул и опрокинул чашу с желтоватой, распространяющей едкий запах жидкостью. Брызги ее попали ему на одежду и руки. Сразу руки покрылись желтыми пятнами, а новая одежда оказалась прожженной во многих местах. «Великий магистр» выругался, но в следующий момент радостно улыбнулся.
Разлитая жидкость встретила на своем пути обрывок железной цепи. Немедленно жидкость вскипела, металл стал медленно разъедаться в ней, заколебались и поползли вверх контуры «духа», таящегося в жидкости я выходящего при встрече ее с металлом.
«Великий магистр» и ранее наблюдал такое действие жидкости, но тут новая мысль пришла ему в голову. Теперь он уничтожит кинжал, которым он убил племянника князя и вместе с тем окончательно уверит всех в виновности Франческо.
Быстро приведя все в порядок, «великий магистр» поднялся наверх и с таинственным видом подошел к телу убитого, около которого стоял, убитый горем князь.
— Ваше величество, подлый убийца, несмотря на то, что его застали на месте преступления, отрицает свою вину. Я, ваш верный слуга, при помощи великих сил алхимии берусь обличить его. Могущественными заклинаниями я приготовил воду, которая впитала в себя всю горечь, весь гнев убитого на того, кто лишил его жизни. Пусть убийца возьмет сам в свои руки орудие своего подлого преступления — этот кинжал, которым убит покойный, — и опустит его в чашу с жгучей водой. Тогда жидкость вскипит гневом, дух покойного покажется над ней и уличит убийцу.
*
Кровавым светом пылает горн в лаборатории. Что-то закипает, булькает и бьется в реторте. Странные тени пляшут на сводах подземелья. Стены покрыты таинственными символами алхимических формул.
Князь садится на высокое дубовое кресло. Боязливо жмутся друг к другу придворные и свита князя.
— Приведите убийцу! — коротко бросает князь, и спустя несколько тягостных. минут входит под стражею Франческо.
— Клянусь перед богом, что я не виноват перед ним и своим государем!
«Великий магистр» чертит мелом круг на каменных плитах пола, обводя заранее приготовленную чашу, стоящую на небольшом возвышении.
— Напрасно ты отрицаешь свою вину, убийца, возьми кинжал, которым ты убил, и опусти в чашу. В ней волшебная вода, в которую я силами алхимии собрал всю ненависть покойного к убийце. Если ты действительно убил, то жидкость в гневе вскипит, из нее выйдет дух убитого и уличит тебя.
Франческо побледнел, но смело взял в руки кинжал:
— Клянусь еще раз, что я не виноват, и этот кинжал не мой.
Только накануне для некоторых, якобы необходимых, алхимических опытов «великий магистр» приготовил «aqua fortis», или «крепкую воду», как звали ее алхимики, действуя купоросным маслом на селитру в стеклянной реторте. Часть полученной жидкости, он отлил в чашу, а остальное в глиняном сосуде тщательно убрал в темный угол лаборатории. Жидкость в чаше стояла у него на столе на свету со вчерашнего дня. Он знал хорошо ее силу на ряде опытов, и сегодняшний случай с растворением обрывка железной цепи только укрепил его веру в «жгучую воду».
Теперь Бертольд, для вида шепча заклинания, осторожно достал хранящийся в темноте остаток жидкости и осторожно налил ее в чашу. Эта жидкость была чуть светлее той, которая стояла на свету. Но так же резко распространился едкий запах, и бурый еле заметный дымок заколебался над чашей в сыром воздухе.
— Смотрите, князь, дух покойного уже гневается, — проговорил «великий магистр».
— Войди в круг я опусти кинжал! — воскликнул ослепленный гневом князь.
Бледный, но твердой поступью вступил Франческо в магический круг. Медленно опустил он в жидкость кинжал. Окружающие в страхе ждали чудесного обличения..., но жидкость оставалась спокойной.
Секунда, две, три, пять, десять; минута, и затем отовсюду послышались возгласы: «Не виновен, он не виновен, не виновен!»
Не веря своим глазам, «великий магистр» поднял руку, как бы заклиная, но «дух покойного» безмолвствовал. Прошли еще две-три минуты.
— Не виновен! — громко сказал князь.
Франческо вышел из магического круга. «Великий магистр» пытался его удержать и, сам того не желая, приблизился к чаше.
И вдруг жидкость неожиданно бурно вскипела, заставив всех испуганно шарахнуться назад. Над чашей заколыхался и пополз багрово-кровавый «дух». С широко раскрытыми глазами, испуганный, недоумевающий лжеалхимик окаменел. А кругом поднялся шепот, который, казалось ему, возрос до громового раската: «Это дух наследника, дух убитого, — вот кто убийца!»
И вдруг жидкость бурно вскипела... Испуганный лжеалхимик, казалось, окаменел. |
— Проклятый волшебник, ты готовил смерть мне, но сам уличил себя! — воскликнул Франческо. «Великий магистр» наконец скинул с себя состояние оцепенения. Он пытался бежать, но его удержали. Во время короткой борьбы из складок плаща Бертольда что-то упало со звоном на каменный пол и покатилось к ногам князя. Князь нагнулся и поднял.
— Перстень моего племянника! — воскликнул он. — Возьмите его, вот кто убийца!
Лжеалхимик упал на колени.
— Пощады, — простонал он в ужасе. Образы ужасных пыток и казни возникли перед ним.
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы обратились к специалисту-химику, проф. Ю. В. Ходакову, с просьбой сообщить, в какой степени правдоподобен рассказ-загадка «Неудача волшебника». Ответ Ю. В. Ходакова, являющийся в то же время решением рассказа-загадки, приводим:
Был ли или не был в действительности мрачный случай, описанный в этом рассказе, но с химической точки зрения он вполне правдоподобен. То, что во времена алхимии казалось таинственным и мистическим, сейчас легко объяснимо. В современной химической практике широко применяются катализаторы — вещества, при добавлении которых в сильнейшей степени ускоряются реакции. Без катализаторов некоторые реакции протекают слишком медленно, а иногда и вообще не происходят.
Теперь обратимся к фабуле рассказа. Азотная кислота (ибо «могучей водой» (аква фортис) алхимики называли именно азотную кислоту) энергично действует на металлы лишь в присутствии катализатора, каковым являются низшие окислы азота. Находясь на свету, чистая азотная кислота частично разлагается и желтеет от появляющихся в ней при этом окислов азота. Поэтому, когда «великий магистр» опрокинул сосуд и азотная кислота расползлась по полу лаборатории, она немедленно начала действовать на железную цепь. При этом выделялись бурые пары низших окислов азота, причудливые клубы которых, по идее алхимика, должны были быть «духом» убитого племянника князя. Однако, для своей «демонстрации» алхимик взял другую бутыль с азотной кислотой. Как указывал автор, она находилась в темном месте и тем самым более или менее была предохранена от разложения. Поэтому реакция между ней и железом вначале протекала совершенно незаметно, до тех пор пока не накопилось достаточное количество окислов азота. Тогда реакция почти внезапно приобрела бурный характер на беду алхимика. Такие реакции, при которых сам продукт (в данном случае низшие окислы азота) становится в то же время ускорителем, то есть катализатором, носят в химии название автокаталитических реакций. Всякий читатель журнала может проверить в химической лаборатории все то, что здесь изложено. Для этого лучше взять медь и концентрированную азотную кислоту. Следует лишь соблюдать необходимые предосторожности во время опытов с крепкой азотной кислотой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий