Архитектурные колонны, облицованные под естественные камни и мрамор, а также различные трубчатые элементы для каркасов зданий делались у нас до сих пор сплошными и требовали при этом затраты большого количества труда, материалов и средств. Недавно профессор Тбилисского института сооружений В. В. Михайлов разработал заводский способ, позволяющий изготовлять архитектурные колонны любых форм и трубчатые элементы пустотелыми.
Способ этот основан на использовании центробежной силы, возникающей при вращении металлической формы. Установка представляет собой форму, расположенную на роликах, приводящихся в движение от мотора. При скорости вращения 150 об/мин. в форму заливаетcя расплавленный парафин, который, быстро застывая, образует тонкую пленку. Затем в форму забрасывается мраморная или какая-либо другая крошка, в зависимости от желаемого характера облицовки, и, наконец, — бетон. Загрузка всех материалов производится специальной механизированной ложкой. Скорость вращения формы постепенно увеличивают до 600 об/мин.
Благодаря центробежной силе происходит равномерное распределение и сильное уплотнение загруженных материалов по необходимому контуру. Внутри образуется полость правильной формы, не заполненная массой. Выделяющаяся при уплотнении материала вода также отбрасывается центробежной силой к краям и только после остановки формы свободно стекает.
Изготовленная таким образом колонна высушивается и окончательно шлифуется на станке. Естественно, что колонна получается при этом без шва.
Таким же путем изготовляются и трубчатые элементы для каркасов зданий. В этом случае до забрасывания бетона в форму закладывается железная арматура в напряженном состоянии, то есть растянутая до предела упругости. Затем забрасывается и бетон. По мере уплотнения бетона при вращении формы арматура стремится прийти к первоначальному, не напряженному состоянию и обжимает бетон. Такое введение напряженной арматуры позволяет намного увеличивать прочность сооружения. Наряду с этим способ проф. Михайлова уменьшает расход материала и вдвое удешевляет строительство.
Пустотелые элементы получаются намного легче обычных. Два человека легко переносят огромную трубу.
В настоящее время начинается строительство специальных заводов для изготовления пустотелых архитектурных колонн и трубчатых элементов.
Инж Л. ЛЕОНИДОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий