Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 декабря 2021

ЗИС-101

В экспериментальном цехе автозавода им. Сталина стоит большая легковая машина с красивым обтекаемым кузовом. На дощечке с номером четко выведена надпись: «Проба». Радиатор украшен хромированным значком «ЗИС».

Это — первая советская семиместная легковая машина. Выпускать такие автомобили будет автозавод им. Сталина в Москве.

29 апреля экспериментальные образцы новой машины осматривались в Кремле товарищами Сталиным, Молотовым, Орджоникидзе, Кагановичем, Микояном, Чубарем, Хрущевым, Межлауком. Для сравнения с двумя машинами «ЗИС» в Кремль были доставлены импортные машины «Бьюик» 1936 года и «Кадиллак» 1934 г.

Выпущенная автозаводом им. Сталина первая экспериментальная семиместная машина имела кузов типа «седан». Это значит, что шофер и пассажиры находятся в общем помещении. По указанию товарища Сталина, между шофером и пассажирами теперь устроена перегородка из зеркального стекла.

Таким образом новая машина, над образцом которой работает сейчас завод, будет иметь кузов уже типа «лимузин». Когда стекло внутри поднято, шофер оказывается как бы в отдельной кабине. Это особенно удобно в случаях перевозки больных или детей. Шофер может открывать окна в своей кабине, не беспокоя при этом пассажиров.

Чтобы пассажиры могли при этом разговаривать с шофером, в машине установлен внутренний телефон.

Когда пассажир, садясь в машину, открывает дверку, внутри автомобиля автоматически зажигается свет. Плафоны внутреннего освещения на первых образцах машины были установлены в задней части кузова. По указанию товарища Сталина они будут убраны оттуда и поставлены в центре кузова, на потолке. Выключатель переводится ближе к пассажиру, чтобы он мог доставать до него, не вставая.

Заднее широкое сиденье рассчитано на трех пассажиров. Перед ним расположены два откидных сиденья со складными спинками. В откинутом состоянии эти сиденья почти не занимают места. Еще два сиденья расположены впереди. Одно из них занимает шофер.

Это сиденье можно передвигать в зависимости от роста шофера. Вытянув небольшой рычажок, можно переставить сиденье так, чтобы шофер, откинувшись на спинку, легко доставал до всех рычагов и педалей управления.

По бокам заднего сиденья расположены изящные закрывающиеся пепельницы. Рядом с одной из них —  зажигалка. Надавив пуговку, пассажир через несколько секунд вынимает из гнезда небольшой патрон, на донышке которого оказывается раскаленный докрасна кружок. От этого электрического «уголька» очень удобно прикуривать папиросу. Такая же зажигалка находится около переднего сиденья.

Боковые стекла не опускаются вниз, как это часто устраивается на других автомобилях, а поворачиваются вокруг вертикальной оси. Стекло открывается только по ветру, образуя своеобразный закрылок, защищающий окно от пыли и брызг дождя. Пассажир может открывать вентиляционные стекла на ходу машины, даже во время дождя, не опасаясь, что капли попадут внутрь.

В передней части кузова имеется печка. Устроена она в виде радиатора, причем горячая вода поступает в нее из радиатора автомобиля. Сзади печки расположен электрический вентилятор, который прогоняет сквозь нее воздух. Шоферу достаточно открыть заслонки этой изящной печки и включить вентилятор, как немедленно струя теплого воздуха устремляется к ногам. Для проветривания своей кабины шофер может открыть изнутри особый клапан в передней части машины — тотчас же начинает поступать струя свежего воздуха.

Перед шофером расположены часы, различные приборы, небольшой запирающийся ящичек для перчаток и тому подобных вещей.

«Дворник» для очистки переднего стекла будет работать не сверху, а снизу. Когда в «дворнике» не будет надобности, он сможет убираться на уровень рамы и не быть заметным.

Все дверки могут быть заперты изнутри. Наружная ручка одной из них имеет отверстие для ключа. Отперев снаружи эту дверку, шофер может затем, сев в машину и протянув руку, отпереть все двери, нажимая соответствующие кнопки.

Снаружи кузова в задней части расположен багажник. Он представляет собою массивную решетку, которая может быть откинута или, если в ней нет нужды, убрана.

Второй багажник представляет собой как бы сундук. Он расположен под задним сиденьем, но открывается снаружи. Когда крышка его поворачивается в петлях, внутри автоматически зажигается свет, позволяющий рассмотреть, как лежат вещи.

Кроме больших фар впереди, машина имеет подфарники, установленные на массивных крыльях. Это сделано по предложению товарища Орджоникидзе. Подфарники значительно улучшают внешнее впечатление от машины. В условиях города, где часто приходится ездить по освещенным улицам, шофер сможет выключить фары, оставляя свет только в подфарниках. Большие фары могут давать полный свет или, по желанию, ослабленный. Наконец, еще одно удобство, рассчитанное также главным образом на водителей встречных машин: шофер «ЗИС», надавив ногой кнопку на полу, совсем выключает левую фару. При встрече с другой машиной, таким образом, «ЗИС» не слепит глаза водителю и в то же время освещает себе путь (правой фарой).

Шофер, разумеется, имеет зеркало, позволяющее ему, не оборачиваясь, видеть, что делается на шоссе или на улице сзади.

Особые козырьки защищают шофера от лучей солнца. Они переставляются в зависимости от того, откуда по отношению к автомобилю светит солнце.

Машина при первых испытаниях с полной нагрузкой развивала скорость в 110 километров. Это не является ее пределом. Восьмицилиндровый мотор с чугунными поршнями дает мощность в 110 лошадиных сил. Товарищ Орджоникидзе предложил ставить в мотор не чугунные, а алюминиевые поршни. Мощность двигателя со 115 сил может подняться до 125. В то же время мотор будет расходовать меньше горючего.

Тормозы установлены на всех четырех колесах. Ножной тормоз снабжен особым прибором — бустером, задача которого — облегчить шоферу торможение. Этот прибор состоит из цилиндра с поршнем. Нажимая педаль ножного тормоза, шофер тем самым открывает клапан, через который из цилиндра высасывается специальным насосом воздух. Давление атмосферного воздуха приводит в движение поршень бустера, связанный с тормозным устройством. Таким образом вместе с нажатием на педаль ногой в торможение включается бустер, помогающий шоферу «дожать» педаль.

Машина имеет бесшумную коробку скоростей. Переключение скоростей производится при посредстве синхронизатора, выравнивающего обороты первичного и вторичного валов. При всех оборотах мотора шестерня вставляется бесшумно. Такое устройство облегчает и вождение машины, так как отпадает необходимость специально подгонять обороты мотора для переключения на различную скорость.

На одной из машин установлен радиоприемник завода им. Орджоникидзе. Он дает возможность принимать большое количество радиостанций.

На радиаторе машины «ЗИС» устанавливается хромированная эмблема в виде флажка с художественно оформленной пятиконечной звездой.

Много разного рода указаний об улучшении отделки машины «ЗИС» было сделано при осмотре первого экспериментального образца в Кремле.

Завод работает над выпуском опытных машин со всеми сталинскими поправками.

С. ВИКТОРОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.