Л. ВОРОНЦОВ А. БАЛАГЕЗЬЯН М. ГУРЕВИЧ
Пленум Центрального Комитета партии постановил: „Сделать обучение техническому минимуму всеобщим и обязательным для всех рабочих и работниц, подчинив это важнейшее дело задачу подъема культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда“.
Это решение Центрального Комитета партии направлено в первую очередь к нам — Ленинскому комсомолу. Мы являемся организаторами коммунистического воспитания и образования молодежи. Мы должны это решение Центрального Комитета нашей партии довести до сознания миллионов нашей молодежи, поднять их на учебу и учебу эту образцово организовать.
Ленинский комсомол обязан поддерживать всякую инициативу, всякий опыт, направленный на решение этой большой задачи. Широко развернуть сеть среднетехнических школ без отрыва от производства. Организовать по примеру Донбасса индивидуальное обучение отдельных стахановцев, отставших в своем общеобразовательном уровне. Широко распространить замечательный опыт комсомольцев Донбасса, организующих стахановские семинары и инструктаж, как формы массовой передачи лучших методов работы передовых стахановцев. Пересмотреть программы техминимума с тем, чтобы максимально насытить их конкретными примерами и методами работы наших стахановцев. Организовать для самих стахановцев разнообразные курсы и школы, повышающие их культурно-технический уровень до уровня инженерно-технических работников. Таковы наши важнейшие и первоочередные задачи.
Борьба за высокую производительность в шахтах Донбасса вызвала в массах горняцкой молодежи огромную тягу к учебе. Сотни и тысячи молодых стахановцев хотят серьезно учиться. Перед комсомольскими организациями «всесоюзной кочегарки» непочатый край работы: возглавить тягу молодежи к науке и культуре, суметь построить свою работу так, чтобы воспитать комсомольцев и молодежь грамотными и знающими бойцами на угольном фронте.
Передовые организации Донбасса сумели очень быстро понять эту большую и благодарную задачу. Кадиевские комсомольцы выдвинули новые формы общеобразовательной и технической учебы, о первом опыте которой следует рассказать.
Культурный уровень горняцкой молодежи значительно ниже рабочих других отраслей промышленности. Достаточно привести хотя бы такой пример: из 160 комсомольцев шахты Центральное Ирмино 80 учатся в школах малограмотных, или ставший знаменитым комсомолец-забойщик Митя Концедалов до последнего времени был совсем неграмотным. Только сейчас он по-стахановски успешно наверстывает потерянное время.
Стахановское движение обнажило одно из слабых мест в работе комсомольской организации Донбасса. Люди до последнего времени слабо занимались действительным воспитанием молодежи. На той же шахте Центральное Ирмино совсем не было технической учебы. Общественно-технический экзамен и вслед за ним государственный технический экзамен прошли как внезапные кампании, свалившиеся на комсомольских работников, как снег на голову. Лучшие люди комсомола, поднятые сейчас на большую высоту стахановским движением, долгое время оставались забытыми организацией. Такие товарищи, как Концедалов, неоднократно приходили в шахтком, просили помочь им учиться, но их просьбы оставались без ответа вплоть до самого возникновения стахановского движения. Поэтому многие низовые ячейки комсомола стали на правильный путь, как только стахановское движение во всю ширь поставило перед ними задачи воспитания. Люди сделали главный упор на общеобразовательную учебу.
Через несколько дней после рекорда Стаханова школьники и учителя десятилетки шахты Центральное Ирмино организовали вечер в честь знаменитого забойщика. На этом вечере педагоги взяли шефство над Стахановым и его товарищами. К ним были прикреплены педагоги, которые начали заниматься с шахтерами на дому. Комсомольские организации шахты подхватили инициативу учителей и созвали культурную конференцию, где перед педагогами, инженерами, врачами была поставлена задача — помочь комсомолу шахты организовать учебу. Результаты этой конференции быстро сказались. Наряду с индивидуальным обучением возникли группы и школы стахановцев, школы малограмотных, школы повышения квалификации, стахановские семинары. Все эти виды обучения, возникшие на шахте Центральное Ирмино, быстро перекинулись на другие шахты района и всего Донбасса.
Комсомольская организация шахты Центральное Ирмино отобрала лучших стахановцев-комсомольцев и прикрепила к ним преподавателей. Преподаватель прежде всего определяет уровень знаний своих учащихся и затем приступает к работе. Почти все преподаватели поставили себе задачу — дать образование своим подшефным за семилетку. Метод работы простой — учителя по два или три часа занимаются вместе со своими учениками, два раза в пятидневку учитель оставляет задание ученику, которое должно быть выполнено к следующему разу.
У каждого учителя оставлен график, в котором учитывается сменность работы его ученика.
На комсомольском комитете систематически заслушиваются сообщения учителей о ходе учебы отдельных товарищей, каждый случай нарушения графика учебы является предметом обсуждения.
Однако ограничиться только индивидуальным обучением было бы неправильным; поэтому комсомол шахты совместно с местной интеллигенцией провел большую работу по определению знаний подавляющего большинства молодежи. В результате этой работы образовался целый ряд групп, в которых занимаются люди сообразно со своей подготовкой. 80 малограмотных разбили на три школы. Комсомольская школа среднего образования охватывает 85 человек, в школе по повышению квалификации занимаются 35 человек.
Если комсомол в шахте Центральное Ирмино явился инициатором серьезной и разветвленной общеобразовательной учебы, то комсомольцы шахты «Ильич» выдвинули одну из новых форм технической учебы, известной под названием «стахановский инструктаж». Чрезвычайно быстро стахановский инструктаж получил самое широкое распространение. По сути дела эта форма технической учебы является непосредственной передачей опыта стахановцев тем рабочим, которые еще не овладели высокой производительностью труда.
Рабочие шахты "Центральное Ирмино" поздравляют Алексея Стаханова с награждением его орденом Ленина |
Делу передачи опыта стахановцев секретарь Донецкого обкома партии т. Саркисов придает огромное значение. На одном из слетов стахановцев т. Саркисов говорил: «Когда вы докладываете комсомольской организации, что вы перевыполнили свою норму, вы должны к этому прибавить — сколько у вас имеется учеников».
Как происходит стахановской семинар?
Это дело началось на шахте «Ильича» среди рабочих-забойщиков. Каждый день перед работой мастер стахановец Полещук собирает забойщиков своего участка и рассказывает, как ему удалось добиться более высокой производительности по сравнению с другими. Выступление Полещука вызывает оживленный обмен мнениями. Как-то раз во время такого инструктажа выяснилось, что некоторые забойщики рубили уголь сверху вниз, и это было причиной низкой производительности. Тов. Полещук подробно объяснил, что уголь надо брать наоборот снизу вверх. Он объяснил также, как надо крепить забой и т. д. Стахановский инструктаж на участке Полещука дал первые результаты. Забойщики повысили свою производительность на 25 процентов, и участок идет с перевыполнением плана. Интересны результаты стахановского семинара среди коногонов. Когда первые коногоны стали работать на двух лошадях вместо одной, комсомольская организация шахты «Ильич» собирала три раза всех коногонов. На каждом слете выступали разные товарищи, делившиеся своим опытом работы на двух лошадях. После слета 48 коногонов перешли на работу на двух лошадях. Их заработки повысились с 290 руб. до 600 руб.
Среди забойщиков шахты «Ильич» стахановский инструктаж принимает более глубокие формы. Администрация решила освободить от работы несколько лучших забойщиков, с тем чтобы они работали инструкторами.
В комнате, где рабочий получает наряды, инструктор на доске чертит эскиз лавы и показывает, откуда и как надо начинать брать уголь, как производительней его рубать. После этого инструктор спускается в шахту со сменой забойщиков и передает на практике опыт своей работы. Таково содержание стахановского инструктажа.
Таким образом стахановское движение породило многие формы общеобразовательной и технической учебы. Эта учеба еще только начинает охватывать широкие массы рабочих Донбасса. Времени еще прошло так мало, что по сути дела законченного опыта новых форм учебы еще нет. Но то, что уже есть в Донбассе, представляет собой большое поле деятельности для комсомола. Всеми силами работать над образованием молодежи, глубже руководить техническим обучением молодежи, внедрять на всех предприятиях стахановские семинары — не в этом ли заключается конкретность одной из больших задач воспитания молодежи!
*
Опыт стахановцев должен стать достоянием и методом работы многих тысяч рабочих. Обмен опытом, передача стахановцами своих методов работы — цель работы стахановских школ завода им. Фрунзе.
Первое занятие этих школ посвящается организации рабочего места, этим начала занятия и школа фрезеровщиков цеха № 3.
Лучший фрезеровщик, инициатор стахановского движения т. Рыжовцев рассказал, как он улучшил организацию рабочего места. Предложив стеллаж деталей придвинуть на полметра ближе к станку, он увеличил производительность на 5—7 процентов (раньше приходилось за деталью тянуться к стеллажу). После фрезеровки эту же деталь он теперь кладет обратно на стеллаж, не теряя времени.
На этом же стеллаже лежала измерительная скоба и при измерениях каждый раз приходилось терять время, тянуться за скобой. Теперь стеллаж на полметра ближе к станку, скобу Рыжовцев держит на свободном конце станка, подкладывая снизу скобы фанерную доску.
— Когда, припоминаю, как раньше я работал, — говорит Рыжовцев, — становится ясно, сколько времени терялось непроизводительно. Раньше в начале работы я брал из инструментальной кладовой один фрез, а за день мне нужно 4—5 фрезов. Работая по-стахановски, я сразу в начале работы беру 4—5 фрезов и в дальнейшем сберегаю 15—20 минут, повышая производительность на 5—7 процентов.
Тов. Рыжовцев за полчаса до окончания партии деталей предупреждает бригадира, что пора подготовить работу и инструмент.
Вторым «лектором» в школе выступил комсомолец-фрезеровщик Сазанов. При жесткой норме 125 проходов в смену он дает 200. Добился перемещения стола фрезерного станка Рейникер одновременно в трех направлениях. Прекрасно организовал свое рабочее место.
— Окончательная фрезеровка шатуна, — говорит т. Сазанов, — требует перемещения стола станка вручную во всех трех плоскостях: продольной, поперечной и вертикальной подачи стола. Для этого нужно, чтобы все ходовые винты ходили легко без задержки. Прежде чем начать работу, я тщательно осматриваю свой станок, смазываю все трущиеся части, особенное внимание уделяя механизму стола.
На своей операции т. Сазанову приходится делать два прохода для каждого шатуна. Для каждого прохода он в определенном порядке раскладывает шатуны, чтобы они лежали радиусом к радиусу. Это дает возможность не выбирать из общей кучи шатуны для каждого прохода.
Сазанов рационально использует время работы станка, приспосабливая очередную деталь к работе. Чтобы не было перебоев в работе, всегда под рукой запасной фрез. Сазанов строго рассчитал, насколько надо подвигать стол и отводить фрез в сторону, рассчитал минимальное расстояние, чтобы удобно и быстро снять готовую деталь и приспособить новую деталь к обработке. Другие при снятии деталей далеко отводят фрез и стол и на этом теряют время.
Освещение лучших методов организации рабочих мест было наглядно показано на доске начальником отделения, инж. Фоминым. Тов. Фомин сообщил, что школа пройдет еще три темы: измерение деталей, режущий инструмент, режим резания.
*
По инициативе комсомольской организации заводя им. Лепсе в обмоточном цехе организована школа передачи опыта стахановцев. Учатся 12 молодых обмотчиц. Комсомольцы-стахановцы взяли обязательство обучать недавно работающих обмотчиц.
Вера Павлова обучает Клюеву и Малинину, Нина Павлова — Гусеву и Соловьеву. Не только комсомолки, но и беспартийные девушки-стахановки обучают молодых работниц. Ученица Гусева, работая на катушках, вместо нормы 32 штуки стала делать в смену 45—50. Акимова почти вдвое повысила выработку на якорях Ш-1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий