Дорогой отец!
Сегодня у меня особенно радостный день: за всю свою работу получил благодарность в приказе директора завода.
Благодарность, полученная заслуженно, большая радость.
Октябрьскую программу закончил успешно. Заработал 1227 руб.
Хочется побывать у вас, но о билете пока еще не позаботился, так что не знаю, что из этого получится.
Пришлю телеграмму.
Привет матери, братьям и сестрам
2/XI 1935 г.
Здравствуй, дорогой отец!
Был делегатом на заводском, районном и общегородском слетах.
На районном слете был избран в президиум и выступал в прениях.
Завтра иду на обще городской слет ИТР.
Учиться продолжаю. Живу по-старому.
Пиши, как у тебя там дела.
Привет всем!
Твой сын
20/XI 1935 г.
Как ты здоров? Газеты три номера и телеграмму от тебя мы получили. (От редакции. Речь идет о заводских газетах, в которых описываются стахановские методы работы Виктора Тюнева.) Я очень рад за твои успехи. Мы все здоровы, в праздник я отдыхал четыре дня. Все очень тебя ждем, жалеем, что не приехал.
Я работаю и зарабатываю в час 5 р. 50 к. Пиши, как ты провел праздник, как твое ученье. Зоя тоже хочет поступать на вечерние подготовительные курсы для подготовки в вуз, у нее рабочий день 6 часов. Ребята все учатся, кроме Юры, он наверное пойдет через месяц.
Как твоя выучка? Это ведь самое главное.
Пиши, как ты живешь. Любящий тебя твой отец.
22/XI 1935 г.
Я очень рад за твои хорошие успехи. Желаю тебе еще лучших успехов. Виктор, я вспоминаю, когда и ехал на курорт, то ты со мной говорил насчет кондуктора дли сверления отверстий для спиц. Сделал ли ты что в этой области и что сделал. Если еще нет, то я, пожалуй, могу помочь. Токарная работа много будет лучше, чем слесарная. Только надо к ней хорошо подойти. Если нужно, я тебе пришлю эскиз и ты там обдумаешь и начнешь.
Петров очень рад за твои успехи. Борис ему дал почитать газету, он прочел и тут же пришел ко мне поделиться восторгом.
Виктор, это паста для доводки, может быть она у вас и есть, а если нет, то попробуй работать, понравится — можно еще прислать.
(От редакции. В письмо был вложен кусочек пасты.)
Попробуй и напиши мне, как она у тебя будет работать. У нас она на некоторых участках прививается. На резьбовом почты еще нет. Но я с ней работаю и считаю, что она незаменима для окончательной отделки резцов и гребенок. Употребляю, чтобы дать окончательный блеск.
Как у вас на заводе с мелким наждаком для доводки?
Мы все здоровы. Пиши, ждем твою фотокарточку.
Любящий тебя твой отец
27/Х1.
Здравствуй, дорогой Виктор!
Письмо я твое получил. Я стахановец, хотя не первый, по стахановец. Работаю все на выработке гребенки. Теперь очень много самокальных, но и их после нарезки прокатываю.
Для уплотнения калим при температуре 1300°. Крайние нитки я снимаю по спирали. Сделал фрезок в прибор наподобие сверла для меди и им фрезерую по спирали.
Передний шпиндель вращаю рукой. Надо сделать один оборот или два, если крупная резьба. Но прибор ставлю не под прямым углом, а — я бы так сказал — поднутряю и оставшиеся усы снимаю после калки кружком.
Такую гребенку приходится точить только сверху, так как нитки по всей окружности заправлены.
Твое испытание хочу показать в мастерской. По-моему ты прав, если хочешь написать в газету — нужно. Будет ли сильный протест против большого припуска под доводку? По-моему сильного не будет, так как насколько я помню МИЗ или «Калибр» снимает доводкой 0,1.
У нас затерло с лекалами. Хотели создавать бог знает что: раздать доводчиц по шаблонщикам. Я на совещании протестовал и настаивал, чтобы делали стажировки и вообще организовать лучше нарезку шлифовок. Сделали по-моему, вышли хорошо из положения. Делали резец слесарный и круглый, вот такой:
А я рекомендовал сделать такой, и поставить его так:
а кружок заправить и извернуть так:
и все пошло хорошо.
Я тебя понимаю и радуюсь за тебя не меньше, чем ты. Я понимаю, как приятно получить заслуженную благодарность. В общем я работаю и все в порядке, имею такой же авторитет, как и при тебе, даю норму 200 процентов.
Вот и все пока.
Любящий тебя твой отец
29/XI 1935 г.
Письмо, которое ты послал, я получил.
Повторяю, что я нарезал так: 1) гребенку точил на 9 мм ниже центра, 2) оправку ставил выше центра на 3 мм, 3) резал в центр. Следовательно, у меня задний угол оставался без изменения 8°36, а увеличился передний угол до 15°. Будет время, я тебе подробно напишу, как это подсчитать. Я говорил с инженерами, с конструкторами. Они говорят, что вообще принято передний угол в зависимости от материала доводить до 25°. Так что в моем случае ничего теоретически абсурдного нет. Задний угол принято иметь от 8 до 12°. и, конечно, дальше 12° идти не нужно — это уже закон, пожалуй.
У Аристархова (От редакции. Аристархов известный токарь-стахановец завода МИЗ.) передним угол равен 9°. Газету «Техника» не читал, но видел в брошюре следующее по методу Аристархова:
1. Передний угол = 9° (задний не знаю).
2. Обдирал простым резцом. Оставлял 0,5—0,6 мм под зачистку.
3. Зачищал на скорости 120 метров в 1 минуту дисковой гребенкой.
Не знаю, какая и из чего сделана его гребенка.
По-моему нет смысла обдирать простым резцом. Нужно гребенкой.
Пока до свиданья.
Любящий тебя сын
6/ХII 1935 г.
Отец, я хочу попробовать нарезать метчики на быстром ходу и фрезерованные. Только, пожалуй, надо бы прокатать гребенку, а у меня сейчас нет времени приспособиться к этому. Ты все же напиши свое мнение. По-моему плашки от 20 миллиметров, нарезанные гребенкой, можно также предварительно разделать. Как ты думаешь?
Можно ли каким-либо путем довести гребенку из победита? Можно ли отполировать резьбу на мощном резьбошлифовальном станке с большим камнем?
Отец, я хочу подать заявление в сочувствующие. Сообщи мне отдельные моменты из твоей жизни по годам. С Балтийского завода и т. д. (От редакции. В скобках поставлены фразы, написанные рукой Тюнtва-отца, который, видимо, подготовлял ответ на это письмо.) — (С Балтийского уволен за июльскую забастовку в 1916 г. и подлежал отправке в село Медведь в дисциплинарный батальон. И. Т.)
Пот мне непонятно, почему ты не имеешь партизанского билета? (Потому что я вступил добровольцем в Красную армию в марте 1919 года. И. Т.) Ведь ты пошел на фронт раньше приказа об оформлении постоянной Красной армии. Что считаешь нужным, то и напиши, а что напишешь, то я при вступлении в партию и укажу.
Я, конечно, и без этого завоевал себе право быть в рядах партии, но меня это интересует лично. Так что если скромничаешь, то на пиши, что скромничаю, и я об этом буду молчать.
На каком фронте ты был ранен?
А когда ты убежал от военно-полевого суда что ли, помнишь, рассказывал, то документы твои где были? Ты, кажется, был в черный список занесен.
Напиши по годам, если можешь, не обязательно, но желательно.
Твой сын
12/XII 1935 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий