Какая сегодня погода?
Многим читателям приходилось, вероятно, не раз смотреть в недоумении на барометр, когда он показывал «ясно», а между тем шел дождь. Как же объяснить это странное явление? Нельзя же в самом деле удовлетвориться ходячей поговоркой — будто «все барометры врут». И действительно, вина здесь вовсе не барометра, а тех, кто не знает принципа его устройства и хочет, чтобы он непосредственно предсказывал погоду. Это очень понятно и просто разъясняют своим читателям авторы «Занимательной метеорологии» Д. Святский и Т. Кладо в главе о барометре и погоде.
В этой книжке, вышедшей недавно из печати, рассказывается о науке, изучающей погоду. Наука это мало известна в широких кругах, а между тем она имеет огромное значение для человеческой деятельности и хозяйственного развития любой страны. Авторы не стремились исчерпать все вопросы климатологии и метеорологии, а взяли лишь те, которые наиболее занимательны для читателя, впервые знакомящегося с этой отраслью знания.
Погода делается в воздухе, окружающем нашу Землю. Давление атмосферы играет при этом важнейшую роль. А знаете ли вы, сколько весит воздух? — спрашивают читателя авторы «Занимательной метеорологии». Несложные расчеты показывают, что над каждой площадкой в один квадратный метр находится столб воздуха весом в 10,5 тонн. Так даются начатки учения об атмосферном давлении.
Перелистывая одну страницу за другой, читатель знакомится с деятельностью солнца в образовании нашей погоды, авторы уносят читателя в высокие слои атмосферы, он путешествует на ракете в стратосфере, он видит северное сияние, он пытается разгадать тайну космических лучей.
Читатель «Занимательной метеорологии» испытывает самые удивительные превращения погоды. Вот над ним идут легкие перистые облака, но они быстро сменяются кучевыми, ясный день кончается дождем, затишье — страшным ураганом. Читатель находится то в самом холодном месте на земном шаре, то в самом жарком. Он то изнемогает от засухи, то страдает от избытка влаги. Он находится то в полосе туманов, то под градом, то борется с самыми сильными ветрами или гололедицей. При этом авторы раскрывают перед ним, казалось бы, самые невероятные явления. Вода замерзает при 9° тепла, охлаждение происходит от нагревания, в тропиках лежит лед. Читатель «Занимательной метеорологии» убедится, что все это не простые словесные шутки, а вполне реальные явления, научно объяснимые.
*
Весьма интересна глава, посвященная электрическим явлениям в атмосфере. Вот что, например, рассказывают авторы о чрезвычайно интересном грозовом явлении, известном под названием шаровой молнии.
«Шаровая молния появляется иногда внезапно, проникая в помещения, движется обычно медленно, совершая причудливые повороты, и затем или разрывается на части с сильным взрывом, причиняя разрушения, или же, как бы по течению сквозняка выходит из помещения и исчезает, не всегда непременно разрываясь. После взрыва шаровой молнии в воздухе иногда чувствуется запах озона или серы.
Приведем некоторые из новейших описаний шаровых молний.
В июле 1934 г. в Донбассе, в Чистиковом районе, во время грозы и дождя в открытую дверь дома рабочего влетела молния в виде шара желтого цвета и последовал удар грома. Жена рабочего упала, получив ранения щеки и верхней губы, а дочь и муж ее упали оглушенные. Рана на лице без признаков ожога. В двух соседних квартирах сильно оглушило находившихся там людей; все это случилось как раз в тех кварталах, в которых проходили электрические провода.
В августе 1933 г. в Курской обл. в одном из сел шаровая молния появилась через раскрытое окно в виде ярко голубого шара, медленно движущегося и вращающегося вокруг своей оси, что отчетливо было видно. Обходя встречающиеся предметы — стол, стулья и др., шар прошел через комнату и, выйдя в другое окно, разорвался на дворе у близ стоящего дерева, на котором оказалась сорванной вся кора до самой кроны, но без всяких следов ожога...
Явление шаровых молний, оставшееся до последнего времени загадочным, начало постепенно объясняться, благодаря работам Теплера и Матиаса. По-видимому, шаровая молния происходит от особой грозовой материи, образующейся в воздушном канале, по которому проскакивает обычная линейчатая или искровая молния. Эта «грозовая материя», т. е. светящаяся масса сильно сжатого газа, образуется под влиянием очень высокой температуры (не менее 2000°) и энергии линейчатой молнии. Охлаждаясь, эта масса становится неустойчивой и с силой взрывается.
Но вследствие поверхностного натяжения, стремящегося стянуть внешнюю поверхность грозовой материи, последняя принимает форму четок, ожерелья, разбиваясь на отдельные шарики или сливаясь в один большой общий шар.
Выйдя из грозового канала, шаровая молния приобретает самостоятельное, иногда очень причудливое движение. Все случаи причудливых движений и вращения, иногда вокруг оси, шаровой молнии Матиас объясняет термической неоднородностью поверхности шара».
«Занимательная метеорология» дает возможность читателям понять многие атмосферные явления, которые казались ему раньше необъяснимыми и загадочными. Вместе с тем читатель узнает, насколько сложна и многообразна наука о погоде, позволяющая человеку более успешно бороться с различными «капризами» природы.
Язык математики
Чрезвычайно распространено мнение, будто математика — это самая сухая и скучная наука. Для многих геометрия — это только замысловатое переплетение белых линий на черной классной доске.
Разбить это ложное мнение, показать математику с ее новой, увлекательной стороны, — такова цель новой книги Я. И. Перельмана «Занимательная геометрия».
«Первые основы геометрии, — писал известный физик и математик Альберт Эйнштейн, — должны быть заложены не в школьной комнате, а на вольном воздухе. Покажите мальчику, как измеряется площадь луга, обратите его внимание на высоту колокольни, на длину тени, отбрасываемой ею, на соответствующее положение солнца, — и он гораздо быстрее, правильнее и притом с большим интересом усвоит математические соотношения, чем когда понятия измерения угла, а то и какой-либо тригонометрической функции внедряются в его голову помощью слов и чертежа на доске».
Следуя этому совету великого ученого, автор «Занимательной геометрии» ведет своего читателя в лес и заставляет измерять, например, высоту дерева, не срубая его и не забираясь на верхушку. Он показывает читателю, как это делали древние греки, как такие измерения предлагал производить Жюль Верн, как это можно сделать при помощи простой записной книжки или зеркала. Так, изучение геометрии становится увлекательной прогулкой.
Но вот читатель выходит к берегу реки. И здесь скова возникает целый ряд интереснейших задач. Надо определить ширину реки, не переплывая ее, надо узнать скорость течения реки и сколько воды протекает в ней за сутки. Вот автор бросает в воду камешек и это опять достаточно для весьма интересной математической беседы.
Точно так же изучает читатель геометрию в открытом поле, у дороги, в горах, на море. Книжка Я. Перельмана является прекрасной иллюстрацией к словам знаменитого Галилея — «природа говорит языком математики: буквы этого языка — круги, треугольники и иные математические фигуры».
Проявляя большую педагогическую чуткость, автор подбирает для иллюстрации тех или иных положений геометрии объекты из мира явлений, особенно близких и интересных читателям тех возрастных групп, которым приходится заниматься геометрией в порядке академическом. Тем не менее книгу Я. Перельмана с интересом прочитают самые широкие слои читателей, включая и тех, которым в практической работе уже не приходится иметь дела с геометрией. Почти каждый раздел книги раскрывает перед читателем с самой неожиданной стороны такие факты, ставит перед ним такие вопросы, которые казались давно ясными, совершенно понятными, а теперь вдруг оказываются забавно неразрешимыми.
*
Вторая часть «Занимательной геометрии» — это пестрый подбор упражнений и задач, любопытных по сюжету и весьма неожиданных по результату. Здесь автор широко использовал, казалось бы, такие далекие вещи от «сухой и скучной» математики, как произведения Жюля Верна, Майн-Рида, Марка Твена, Л. Н. Толстого и др.
Вот характерный пример занимательного изложения математических вопросов — это задача: «Голова или ноги?»:
«Кажется, один из героев Жюля Верна подсчитывал, какая часть его тела прошла более длинный путь за время его кругосветных странствований — голова или ступни ног. Это очень поучительная геометрическая задача, если поставить вопрос более определенным образом. Мы предложим ее в таком виде. Вообразите, что вы обошли земной шар по экватору. Насколько при этом верхушка вашей головы прошла более длинный путь, чем кончик вашей ноги»?
Несложный подсчет убеждает читателя, что голова прошла путь на 10,7 метров больше, чем ноги.
Так, пользуясь занимательной формой, автор приучает читателя прибегать к языку математика и решать самые разнообразные задачи, которые предлагает ему окружающая живая действительность. Так воспитывается вкус к одной из самых точных и красивых, наук — геометрии.
Ю. ВЕБЕР
Комментариев нет:
Отправить комментарий