Длина рельсового пути железных дорог на земном шаре достигает 1300 тыс. км.
Представьте себе, какое огромное, поистине циклопическое количество человеческого труда затрачено только на ручную укладку рельсового пути, если рельсовый путь земного шара вместе со шпалами и креплениями весит около 200 миллионов тонн.
Укладка пути с начала постройки железных дорог до самого последнего времени ведется вручную, укладывается шпала за шпалой, присоединяется рельс к рельсу, вручную поднимаются большие тяжести.
Иностранная техника не достигла больших результатов в деле механической укладки пути. Американские путеукладочные машины близки к ручной укладке. Путеукладчики Робертса, Клайда, Харлея и Вескотта, Гарриса и другие, несколько снижая трудоемкость транспортных работ, все, же имеют дело с отдельными рельсами и шпалами, укладывая за смену не более одного километра пути.
В 1929 году автор этой заметки впервые предложил укладывать рельсовый путь механически сболченными, готовыми рельсовыми плетями вначале длиною только в 250 м. Сейчас уже укладка ведется плетями длиною в 650—1000 м.
Как же происходит укладка пути по новому методу?
На базовом складе укладочных материалов грузится материальный состав шпалами и рельсами.
Только платформы состава, груженные шпалами, чередуются с двумя платформами, нагруженными рельсами и скреплениями.
Так на материальный поезд грузится укладочных материалов на 2½—3 км пути.
Поезд отправляется на укладку, где разгружается на последних уложенных звеньях. Путем передвижения состава рельсы и шпалы разгружаются так, что они ложатся около рельсового пути, где сплошной линией стоит материальный состав.
Путем передвижения состава рельсы и шпалы при разгрузке ложатся около рельсового пути. |
Поезд уезжает за новой погрузкой на базовый склад, а из разгруженных материалов здесь же на рельсовом пути, пользуясь им как шаблоном, собирается второй ярус рельсового пути длиной 650 м с полным количеством шпал и скреплений.
Здесь будет широко применена пневматическая забивка костылей, механическая заболтовка путевых болтов.
В плети, в промежутках между шпалами заложены по два направителя-ролика на каждое 12,5 км звено рельс. Направители — особые ролики: они имеют на оси две пары колес, на одной из которых может плеть двигаться по рельсовому пути, а на другой паре плети катятся по особому временному уголковому пути, уложенному на земляном полотне в голове укладки. Направители имеют опорные рамки с винтом-домкратом, которые могут подвесить, поднять плеть над рельсами, подхватывая звенья плети под шпалы. К подвешенной плети опорными винтами подходит паровоз и толкает ее сзади, упираясь в торцы рельсов метельниками.
Направители имеют на оси две лары колес, на одной из которых плеть может двигаться по рельсовому пути, а на другой — по особому временному уголковому пути. |
Плеть вначале идет по рельсовому пути, на средних колесах направителей, потом в конце пути автоматически переходит на крайние колеса на уголковый путь. Столкнутая на уголковый путь рельсовая плеть присоединяется к ранее уложенному пути, причем осаживается назад гусеничным трактором на зазор присоединения. Нвправители вынимаются из-под плети, которая опускается на земное полотно. Освободившийся уголковый путь, состоящий из соединенных между собою звеньев уголка, перетягивается вперед под новый канат плети гусеничным трактором. Паровоз, привезший плеть, возвращается обратно на полевой склад материалов. За время его отсутствия здесь уже собрана новая плеть.
Плеть вначале идет по рельсовому пути на средних колесах направителей, потом в конце пути автоматически переходит на уголковый путь. |
Освободившийся уголковый путь, перетягивается вперед под новый канат плети гусеничным трактором. |
Как же паровозу снова стать позади плети, чтобы транспортировать ее на укладку? К плети приставлены особые наклонные плоскости, которые дают возможность паровозу подняться на плеть, пройти по ней и спуститься по такой же наклонной плоскости уже сзади плети. Наклонные плоскости убираются в сторону, на бровку земляного полотна. Плеть подвешивается опорными винтами, и новая плеть двигается толканием паровоза на укладку для прироста очередных 650 м рельсового пути, весящих 115 т.
К плети приставлены особые наклонные плоскости, которые дают возможность паровозу подняться на плеть. |
Чрезвычайно просто решен вопрос об укладке кривых участков пути.
Кривые участки рельсового пути на железной дороге разбиваются по кругам большого радиуса — от 2006 м и меньше. Во внутренней нитке кривой укладываются укороченные рельсы на 80 м/м против нормальной стандартной длины рельсов 12,5 м. Количество укладываемых укороченных рельсов во внутренней нитке кривой определяется по таблицам и соответствует крутизне кривой, ее радиусу.
При сборке плети на прямом участке пути учитывается план линии, где ляжет плеть на земляном полотне, и в будущей внутренней нитке при сборке укладывается расчетное количество укороченных рельсов. Температурный зазор, оставляемый между звеньями рельсов, будет увеличенным на укорочение рельса, т. е 80 м/м. Болты в стыке с одной стороны не вставляются, и конец рельса имеет возможность перемещаться в накладках. Такой стык получил название «свободного стыка».
Что же произойдет с плетью, когда она, толкаемая паровозом, будет входить на уголковый путь? Под влиянием жесткости уголкового пути, лежащего на земляном полотне и несколько врезавшегося в землю, плеть начнет изгибаться, причем в наружной нитке появится растяжение, а во внутренней нитке сжатие, как во всякой изгибаемой балке. Растянуться наружной нитке мешают болты стыков, но зато во внутренней нитке, под влиянием сжимающей силы, свободные стыки сойдутся и станут в нормальное положение. Таким образом укладываются кривые участки пути.
Проход рельсовых путей по различному плану линии предусматривается при сборке, для чего оставляются необходимые свободные стыки.
На строительстве магистрали Москва— Донбасс укладывались плети длиною 1000 м, имевшие несколько десятков свободных стыков.
Зимой укладчики Казжелдорстроя продолжали вести укладку. Гусеничный трактор ЧТЗ 50—60 лош. сил перетягивает один, при 10 см толщине снега, нитку уголкового пути длиною 700 пог. м. Эту же длину уголкового пути летом перетягивают два трактора ЧТЗ.
Укладчики Казжелдорстроя выполнили план механической укладки IV квартала 1934 года.
Летом они укладывали за смену 3900 м, чем перекрыли нормы всех известных заграничных путеукладчиков.
Летом прошлого года укладчики Казжелдорстроя укладывали за смену 3900 метров. |
Руководство Казжелдорстроя считает, что применение путеукладчика на строительстве себя полностью оправдало.
Всесоюзный съезд инженерно-технических работников пути постановил «признать, что метод механизации путевых работ, разработанный Чижовым, является крупным вкладом в дело механизации путевых работ, применение которых бесспорно даст крупный материальный эффект».
На строительстве линии Караганда — Балхаш за 1934 г. уложено 120 км рельсового пути плетями длиною 650 м, причем экономия от механической укладки против ручной достигает 40—45 проц.
НКПС недавно сделал указание о внедрении механической укладки пути на строительствах Караганда—Балхаш, Рубцовска — Усть-Каменогорск, Москва — Донбасс и на дорогах Московско-Курской, Московско-Казанской, Закавказской, Западной и Южно-Уральской.
Инж. А. ЧИЖОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий