Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 января 2021

По следам капитана Немо

В 1870 году известный научно-фантастический писатель Жюль Верн написал свой роман «Восемьдесят тысяч километров под водой», в котором он так увлекательно описывает путешествие на легендарном подводном корабле «Наутилус».

Если сравнить пророческое создание фантазии Жюля Верна с современными нам подводными лодками, то мы придем к заключению, что техника наших дней в одном отношении превзошла «Наутилус» капитана Немо (героя романа «Восемьдесят тысяч километров под водой»), но в другом пока еще сильно отстает от него.

Скорость хода новейших подводных лодок пока еще вдвое меньше быстроты «Наутилуса»: 24 узла против 50. Самый длинный переход современного подводного корабля не превышает 30 тысяч км, а «Наутилус», как нам известно из романа, прошел 80 тысяч км.

Но во многом фантастический корабль Жюль Верна уступает своим собратьям XX века. «Наутилус» обладал водоизмещением в 1500 т, имел команду из трех десятков человек и мог, не всплывая, оставаться под водой только 48 часов. В наши дни военный флот родины Жюль Верна (Франции) располагает подводным крейсером в 3200 т, с командой из ста человек; корабль этот способен держаться непрерывно под водою до ста часов.

Лишь в одном отношении до последних лет нельзя было соперничать с «Наутилусом» — в глубине погружения. Надо признать, впрочем, что здесь воображение романиста перешло за пределы правдоподобия. «Капитан Немо» —читаем мы в одном месте романа, —  достигал глубины в три, четыре, пять, семь, девять и десять тысяч метров под поверхностью океана». А однажды «Наутилус» погрузился даже на ... шестнадцать тысяч метров. «Я чувствовал, как содрогались скрепы железной обшивки подводного судна, как изгибаются его распоры, как дрожат перегородки, как прогибаются внутрь окна, уступая давлению воды. Если бы корабль наш не обладал прочностью цельного литого тела, его мгновенно сплющило бы в лепешку».

Объяснить это можно тем, что когда писался роман «Восемьдесят тысяч километров под водою», океанографическая наука не располагала еще правильными данными о глубинах океана. Глубин в 16 км океанографы нигде на земном шаре до сих пор не обнаружили.

Прежние преувеличенные представления о глубине океана объясняются несовершенством способов измерения. Негладкий пеньковый трос лотов того времени задерживался трением об воду тем сильнее, чем глубже его спускали; на больших глубинах он уже фактически не спускался а спутывался, внушая ложное убеждение о громадной глубине в этих местах. Отсюда те небывалые 16 км глубины, на которой будто бы побывал «Наутилус».

Инженеры нашего времени не могут еще построить подводного корабля, способного безнаказанно выдерживать давление более чем стометрового столба воды. О судах, обладающих «прочностью цельного литого тела» и могущих противостоять давлению 1600 т на 1 см² пока еще не приходится мечтать.

Однако уже изобретен и испытан особого устройства аппарат, в котором человек спускается в десять раз глубже подводной лодки. Он походит не на «Наутилус» Жюль Верна и не на старинный подводный колокол, а на глубоководный шар английского писателя-фантаста Уэлса, описанный им в рассказе «В морской глубине». Герой рассказа погрузился до 9 км глубины внутри прочной шарообразной кабины без троса. Но кабина имела съемный груз. Достигнув дна, шар освободился от груза и, облегченный, стремительно взлетел на поверхность воды.

Спуск батисферы в океан.

Реальный аппарат, соперничающий с этой фантазией, называется «батисферой» (то есть глубинным шаром) и изобретен недавно американским биологом Вильямом Бийби. Это — стальной полый шар в 180 см поперечником и весом в 2 т. Он спускается на тросе с надводного судна, с которым пассажир батисферы поддерживает телефонную связь в течение всего времени погружения. Вильям Бийби спускался в своем шаре трижды: в 1932 году — до глубины 660 м; в 1934 году — до глубины 760 м и затем в том же году — до 917 м. Батисфера снабжена окном из плавленого кварца (гораздо прочнее стекла), через которое можно не только наблюдать в лучах прожектора глубоководных животных, но и снимать их на киноленту.

Прежде чем спуститься в батисфере, американский ученый подвергал ее испытанию, опустив на глубину 900 м без людей. Вот что рассказывает он об этих опытах:

«Испытания батисферы были сопряжены с большой опасностью. После одного из пробных погружений батисфера оказалась полной воды почти доверху; находившийся в ней воздух был сжат до ничтожного объема. Я принялся отвинчивать огромный запорный болт в центре люка. После нескольких поворотов раздался высокий певучий звук. Затем вырвалась тонкая, но сильная струя водяной пыли. Я осторожно и медленно вращал рукоятку запорного винта ... Предвидя возможные последствия, я распорядился очистить палубу перед люком батисферы. Вдруг запорный болт вырвался у меня из рук и пулей перелетел через палубу. Затем вылетел мощный столб воды. Очутись я на пути, я был бы обезглавлен».

Наружный вид батисферы, построенной американцем Бийби в 1932 г.

Подробности последнего, рекордного, спуска на глубину 917 м еще не опубликованы. В газетах сообщалось лишь, что чем глубже спускалась батисфера, тем более крупных животных видели участники спуска. Одно животное достигало 6 м длины и было залито фосфоресцирующими огнями «подобно небоскребу». Невольно приходят на память страницы романа Жюль Верна и картины, открывавшиеся перед окнами плавучего «салона» капитана Немо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.