Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 июня 2020

САМОЛЕТЫ ДЛЯ... ПЕХОТЫ

Коллективный консультант: Центральный музей Вооруженных Сил СССР

Однажды летчик-штурмовик А. Недбайло решил подвести итог своей боевой работы за год. С 1943 по 1944 й он сто раз вылетал на боевые задания, выпустил по врагу 800 реактивных снарядов, около 40 тыс. пушечных снарядов, 150 тыс. пуль из ШКАСов, сбросил на неприятельские позиции более 50 т бомб. В результате Недбайло уничтожил 5 нацистских самолетов в воздухе и 17 на земле, сжег 30 автомашин, 16 танков и самоходок, разбил десяток железнодорожных вагонов. При заходах на цель его штурмовик подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей. Более трехсот оккупантов было уничтожено огнем краснозвездного штурмовика... К 9 мая 1945 года Недбайло удвоил число боевых вылетов и закончил Великую Отечественную войну дважды Героем Советского Союза.


Надо сказать, что среди летчиков —  Героев Советского Союза каждый третий сражался на самолетах-штурмовиках, тех самых, о которых Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин сказал. «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб...»
...Работы по созданию самолета для непосредственной поддержки пехоты на поле боя велись во многих странах еще со времен первой мировой войны. Но все попытки сделать его неуязвимым от огня с земли оказались неудачными: машины, сочетающей мощное вооружение, высокую скорость, маневренность и надежную защиту, изготовить так и не удалось. Дело в том, что броня, просто «надетая» на конструкцию, утяжеляла самолет. Кроме того, листы брони, скрепленные под прямым углом, ухудшали аэродинамику боевых машин.
Реальная возможность создать бронированный штурмовик появилась у наших авиаконструкторов после того, как инженеры С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров разработали авиационную броню АБ-1, пригодную для изготовления сложноштампованных изделий. Эту возможность первым оценил С. В. Ильюшин. «Сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы»,— писал он в правительство 28 января 1938 года. Получив одобрение, С. В. Ильюшин оставил пост начальника Главного управления авиационной промышленности и полностью переключился на конструкторскую деятельность. Проектирование и постройка опытного экземпляра шли ударными темпами, и 2 октября 1938 года летчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял двухместный ЦКБ-55 № 1 в воздух. Особенностью новой машины был обтекаемый бронекорпус, который не только надежно защищал экипаж, мотор, бензо- и маслосистемы от пуль, осколков и даже малокалиберных снарядов (они нередко рикошетировали от него), но и «работал» в силовой схеме планера машины. Так броня перестала быть «мертвым грузом» и стала воспринимать усилия, которые приходятся на фюзеляж, крыло и оперение. В ходе испытаний конструкторы усилили наступательное вооружение штурмовика, оснастили его более мощным двигателем, но... лишили оборонительной огневой точки: кое-кому показалось, что стрелок, прикрывавший самолет с хвоста, не нужен.
К 20 мая 1941 года Ил-2 запустили в серийное производство. Они заметно отличались от прототипа. Если у последнего фонарь кабины плавно переходил в гаргрот, то у серийных возвышался над фюзеляжем. За это фронтовики и прозвали Ил-2 «горбатым». В первой половине 1941 года промышленность выпустила 249 штурмовиков, что позволило переучить на них ряд авиационных частей. Одним из первых получил Ил-2 4-й легкобомбардировочный полк, переименованный в 4-й штурмовой. В самом начале войны его летчики уничтожили на Березине девять вражеских переправ, на трое суток задержав наступление подразделений вермахта.
Эффективному боевому применению «летающих танков» во многом способствовала уверенность летчиков в живучести их машин. Один из первых Героев Советского Союза, Н. П. Каманин, командовавший дивизией штурмовиков, вспоминал: «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе — продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме».

Ил-2 (1941 год) Ил-10 (1944 год)
Длина, м 11,653 11,12
Размах крыла, м 14,6 13,4
Площадь крыла, м²
38,5 30,0
Двигатель АМ-38 АМ-42
Мощность двигателя взлетная, л. с. 1665 2000
Вес взлетный, кг 5310 6335
Дальность полета, км 725 800
Скорость у земли, км/ч 418 507
Вооружение:
пушечное 2 ШВАК (20 мм) 2 ВЯ(23 мм)
пулеметное 2 ШКАС (7,62 мм) 2 ШКАС (7,62 мм), оборонительное 1 УБТ (12,7 мм) или Б-20 (20 мм)
вес бомб, кг 600 600
Экипаж летчик летчик и стрелок

В 1942 году на основании боевого опыта штурмовик модернизировали. Он вновь стал двухместным, причем стрелка вооружили крупнокалиберным пулеметом. Изменился и прицел. Вместо коллиматорного ПБП-1Б, который нередко был причиной травм при вынужденных посадках, на лобовое стекло кабины стали наносить метки ВВ (визира Васильева). К боям на Курской дуге арсенал Ил-2 пополнился противотанковыми бомбами. В четырех крыльевых кассетах их размещалось по 78, каждая из которых поражала любой танк противника. Некоторое число штурмовиков оснащалось двумя 37-мм пушками в подкрыльевых гондолах.
Умело используя высокие летно-тактические данные и оружие самолетов, советские летчики не только успешно «обрабатывали» на них наземные цели, но и порой действовали как истребители. Так, 8 октября 1943 года восьмерка штурмовиков встретила в воздухе 30 «юнкерсов», готовившихся бомбардировать нашу переправу через Днепр, и сбила 8 из них. В Сталинградской битве «Ильюшины» нередко уничтожали транспортные самолеты люфтваффе, пытавшиеся прорваться к окруженной группировке врага.
Не прекращая совершенствовать серийный Ил-2, конструкторский коллектив разрабатывал и новые варианты бронированной крылатой машины. Так, в феврале 1944 года были построены три первых, пока опытных экземпляра штурмовика Ил-10. В его удлиненный бронекорпус включили кабину стрелка, часть верхней брони сделали тоньше —  эта зона реже подвергалась обстрелу. Одним словом, за счет рационального распределения толщины брони удалось повысить живучесть самолета, не увеличивая его веса. Значительный прирост скорости на Ил-10 был достигнут за счет применения более мощного двигателя и улучшения аэродинамики.
В отчете о войсковых испытаниях новой машины было сказано: «Наличие большого диапазона скоростей и лучшая маневренность облегчают задачу истребителей сопровождения и позволяют самолету вступать в активный воздушный бой с противником; полное бронирование экипажа повышает живучесть самолета, простота в технике пилотирования и сравнительно легкий переход в эксплуатации как летным, так и техническим составом дают возможность перевооружать штурмовые части на этот самолет в кратчайшие сроки».
Действительно, наши летчики быстро освоили Ил-10 и успешно сражались на этих штурмовиках на завершающем этапе Великой Отечественной войны и боях на Дальнем Востоке против японских милитаристов. В частности, при налете на вражеский порт Расин группа Ил-10 потопила два вражеских транспорта.
Да и после войны Ил-10 долгое время оставались на вооружении, пока на смену им не пришли, новые, более совершенные машины.
Ильюшинские штурмовики строились самой массовой серией в истории авиации — за годы войны промышленность дала фронту 41 тыс.!
В наши дни заботливо восстановленные Ил-2 установлены на мемориальных площадках на местах былых сражений в Новороссийске, Сафонове, там. где рождались летающие танки. в Воронеже, Куйбышеве, Москве. А оба штурмовика — Ил-2 и Ил-10 можно увидеть в Музее авиации в подмосковном городе Монине.

Павел КОЛЕСНИКОВ, инженер

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.