Н. Спицын, кандидат технических наук
Без вращающихся частей нет машин. Трение этих частей в точках опоры уменьшают подшипниками. Без них коэфициент полезного действия машины, ее мощность резко снижаются. Много пара и электричества поглощается непроизводительно на преодоление силы трения в самой машине, увеличивается расход топлива, машина становится менее экономичной. Вот почему сейчас нет ни одной машины, не имеющей подшипников.
Почти все машины переведены на подшипники качения — шариковые и роликовые, Их преимущества очевидны. В самом деле, чтобы сдвинуть одну тонну груза на подшипниках скольжения требуется приложить силу до 60 килограммов, а на шарикоподшипниках только 4 килограмма!
Силы надо в пятнадцать раз меньше, потому что шарикоподшипники почти уничтожают трение, приближают его к нулю. Исключительное значение шарикоподшипники имеют для сверхскоростных машин, где число оборотов выше 120 тысяч в минуту. Только шарикоподшипники могут работать в таких машинах. Другие подшипники при сверхскоростях плавятся.
Шарикоподшипник-гигант, почти равен росту человека. Вес —около тонны. Шарики в нем не меньше старинных пушечных ядер. |
Шарикоподшипник-лилипут, конструкции лауреата Сталинской премии Я. В. Марусоѳа. В два раза меньше блохи. Диаметр 1,5 миллиметра. В нем всего четыре шарика размером с маковое зерно. |
Бочку, стоящую на плоском днище, трудно сдвинуть с места. Легче ее катить на боку. В технике стремятся всюду заменить скольжение качением. |
Наступит время, и в карманных часах камни уступят место шарикоподшипникам. В прошлом году лауреат Сталинской премии Я. В. Марусов сконструировал шарикоподшипник-лилипут. В наперстке их помещается около тысячи штук.
В машинах-гигантах уже давно работают подшипники качения, выдерживая нагрузки до 300 тонн. Существует уже много типов подшипников качения — шариковые, роликовые — цилиндрические, конические, игольчатые, витые. Каждый подшипник предназначен для особых условий работы.
С некоторыми подробностями устройства и работы подшипников качения вы познакомитесь, если внимательно рассмотрите и прочитаете эти страницы журнала.
Советское подшипникостроение только за восемь лет —с 1932 по 1940 год—увеличилось в 20 раз. За время Отечественной войны у нас введено в строй несколько крупных шарикоподшипниковых заводов. Сейчас в СССР производятся все типы подшипников качения. Как самые большие, так и самые маленькие шариковые и роликовые подшипники выпускают наши заводы.
Самолеты, танки, автомобили, станки, велосипеды, мотоциклы и прочие машины в нашей стране работают на отечественных подшипниках качения.
Упорные подшипники, шариковые -до 10 тонн —и конические роликовые —до 300 тонн предназначены для вертикальных валов, осевых нагрузок. Применяются в подъемных кранах, вертлюгах и даже каруселях. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий