Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 апреля 2020

Заявка диспетчера

Из-за этих ковшей часто задерживался
выпуск плавки на домнах завода
им. Петровского
К. Ливанский

Не более года назад одного передового производственника спросили: кто таков диспетчер и чем он занимается?
Он сосредоточенно стал думать и в конце концов очень путано и неуверенно ответил, что диспетчер это человек, который сидит на железнодорожной станции и открывает и закрывает семафор. Короче говоря, он просто ничего не знал о диспетчере.
О человеке, задавшем вопрос, и о самом вопросе производственник скоро забыл, а через год этому производственнику суждено было воочию увидеть диспетчера и не на железнодорожной станции, а на том самом заводе, где он работал...
Чрезвычайно сложное поточное производство наших новых заводов, их огромные. размеры и высокая производительность требуют высоко совершенного, оперативно технического руководства предприятием.
Бестолковая беготня, суета, споры — все это привычные спутники руководства работой предприятий сегодня. Конец этой вакханалии кладет диспетчер.
Диспетчирование на железной дороге служит ярким наглядным примером такого централизованного управления, где один человек управляет крупным и ответственным участком.
За границей диспетчер цеха, завода и комбината стал обычной производственной фигурой. На некоторых предприятиях, весьма крупных, работа регулируется и управляется диспетчером, находящемся в центральном пункте. Так, в штате Нью-Джерси (САСШ) заканчивается постройка автоматической текстильной фабрики, которая будет обслуживаться диспетчером из Нью-Йорка. Владея средствами совершенной связи, диспетчер улавливает все колебания технологического процесса и своим непосредственным воздействием проводит четкое непрерывное планирование производственного потока. Снабженный последними достижениями электротехники, телефонии, радио, автоматики, точной измерительной аппаратуры, он получает возможность немедленно реагировать на всякое событие в производственном процессе и планово руководить им.
Для нас ясно, что диспетчирование как революционно-техническая проблема в капиталистическом мире обречена на жалкое прозябание. Загнивающему капитализму не до новых технических идей. В противовес этому в социалистической промышленности в условиях борьбы за новую технику для диспетчирования подготовлена самая благоприятная почва.
К сожалению, у нас до сих пор очень мало сделано для внедрения диспетчерских методов управления. И лишь сейчас наши заводы со все возрастающей инициативой приходят к диспетчированию, хотя это диспетчирование возникает в их представлении в весьма неясных и туманных формах. Но и при всем этом опыт многих наших заводов, проведших хотя и примитивное, неполноценное диспетчирование, показывает, каких огромных результатов можно достигнуть даже этими средствами.
В прошлом году на Калужском машиностроительном заводе у телефона был посажен человек, принимавший от всех цехов завода жалобы на неполадки в работе и сообщавший о них руководству. Сразу же технический персонал почувствовал облегчение. Постоянно возникавшие неполадки быстро разрешались, сократилась бестолковая беготня.
Через некоторое время завод ввел усовершенствование. Вместо телефона связь стала осуществляться через аппарат селектор системы Булата Работа управления предприятия стала еще более четкой и продуктивной.
Впоследствии на заводе создали специальное диспетчерское бюро в составе: главного диспетчера. старшего диспетчера, цеховых диспетчеров и связистов. Вся текущая жизнь заводя, в каком бы уголке она не протекала, точнейшим образом отражается в комнате диспетчера, знающего производство и умеющего выправлять перебои в работе цехов.
Другой пример: из-за систематической задержки подачи сырья, ковшей для чугуна и шлака, печи доменного цеха на Днепропетровском заводе им. Петровского использовались на половину и даже на четверть их производственной мощности. Цех работал с большими перебоями. Причины неполадок некоторые руководители объясняли недостатком' ковшей. Вскоре им пришлось убедиться, что причина не в этом: ковшей не хватает потому, что часы выпуска чугуна и потребность в горячем металле мартеновского и бессемеровского цехов не были согласованы.
Когда в жизнь цеха вошел сменный диспетчер, работники доменного цеха сразу же освободились от бесконечных увязок и согласований. Под неослабным наблюдением и постоянным контролем находится распределитель сырья, сменный распределитель на рудном дворе, старшие ковшевые чугунных и шлаковых ковшей, старший чугунщик запасного литейного двора и газовщик коллекторов.
Используя все средства связи, диспетчер знает состояние снабжения цеха сырьем. По графику он наблюдает за своевременным выпуском чугуна и шлака, согласовывает с мартеновским и бессемеровским цехами поставку жидкого чугуна, следит за своевременной поставкой ковшей мартеновского цеха к борту доменного. Диспетчер тесно связан также с работой транспортного цеха, обеспечивая своевременную подачу платформ под холодный чугун и коробок под гранулированный шлак.
Результат введения диспетчировании немедленно сказался. Снизились простои печей, увеличился оборот ковшей, уменьшились аварии, улучшилось качество чугуна и т. д.
Подобные примеры можно бы было привести и на опыте шахты «Бутовка», и обувной фабрики им. Микояна, и депо им. Ильича, и др.
Но пока это еще первые шаги нашей советской диспетчиризации, призванной сыграть огромную роль в социалистической промышленности. Нетрудно видеть, что диспетчирование у нас еще не вышло из младенческого возраста. Заграничная практика и опыт наших заводов создают все предпосылки для организации диспетчирования на наших предприятиях. Однако до сих пор заводы и научно-исследовательские организации если и занимались диспетчированием, то их работа протекала без взаимной связи. Сейчас совершенно необходим обмен опытом постановки этой работы и форсирование научно-исследовательской работы по производству специальной аппаратуры для осуществления технически совершенной связи, являющейся решающим моментом в организации диспетчирования.
Мы создали передовую в мире технику. Для того чтобы ее полностью использовать, мы должны решительно внедрять диспетчирование — этот новейший метод управления — в нашу промышленность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.