М. Каплун
Капиталистический мир лихорадит небывалый по своим размерам кризис. Вслед за экономическим фундаментом сотрясаются и рушатся надстройки капиталистического мира—техника, культура, искусство.
Наука и знание, технические изобретения становятся проклятием, тяготеющим над миром, управляемым небольшой группой хищников, торгашей, спекулянтов и паразитов.
Закрываются высшие и средние школы, выбрасываются тысячами и десятками тысяч интеллигенция: инженеры, агрономы, врачи, учителя. Капитализм все больше устремляет свои взоры назад, в прошлое, пытаясь задержать технику, заменить машины киркой и лопатой.
Закрываются высшие и средние школы, выбрасываются тысячами и десятками тысяч интеллигенция: инженеры, агрономы, врачи, учителя. Капитализм все больше устремляет свои взоры назад, в прошлое, пытаясь задержать технику, заменить машины киркой и лопатой.
В это время в нашей стране успешно завершен фундамент социализма. Первая победоносная пятилетка закончена. Там, где убраны леса, перед взорами пролетариата всего мира предстали новые несокрушимые крепости социализма. Нет уже больше сотен гигантов новостроек, нет больше Челябтракторстроя, Уралмашстроя, Белморстроя: есть Уральский завод тяжелого машиностроения, есть Челябинский тракторный, есть Беломорский канал.
Эти успехи в нашей стране сопровождались колоссальным ростом культуры, науки, техники, искусства. Мы стали первой в мире страной по числу высших учебных заведений. За 16 лет мы из неграмотной страны стали в основном грамотной. Подрастающее поколение страны социализма идет к поголовному охвату обязательным семилетним политехническим обучением. Миллионы подростков охвачены школой Рабзавуча. Строится новая десятилетняя политехническая школа, готовящая кадры для высшей школы.
Политические и хозяйственные задачи второй пятилетки — завершение технической реконструкции нашей страны — властно требуют все новых и новых кадров собственной пролетарской интеллигенции.
На VII Всесоюзной конференции т. Косарев основную задачу воспитания и образования в комсомоле сформулировал лозунгом:
«Комсомол должен стать школой пролетарской интеллигенции».Центральным лозунгом воспитания комсомольцев т. Косарев выдвинул:
«Каждый комсомолец должен получить среднее образование во второй пятилетке».Эти лозунги большинством комсомольских организаций до сих пор не восприняты как программные, принципиальные и вместе с тем практически действенные лозунги сегодняшнего дня. Большинство комсомольских организаций не сумело эти лозунги поставить во главу своей воспитательной и образовательной работы. В этом сказывается недостаточная культура прежде всего наших комсомольских кадров, недостаточная поворотливость аппаратов комсомольских организаций.
Со времени VII Конференции прошел год, во время которого стихийно и самотеком союз накопил огромнейший опыт в борьбе за освоение техники, в борьбе за знания.
Но борьба за среднее образование каждого комсомольца во второй пятилетке ни в коем случае не допускает самотека и стихийности. Здесь требуется четкая плановость, организованное действие и главное—огромнейшая массово-разъяснительная работа, подымающая весь союз, каждого комсомольца на выполнение этой исключительной политической и народнохозяйственной важности задачи.
Как мы в нашем союзе, в комсомоле рассматриваем и понимаем лозунг — «Среднее образование — каждому комсомольцу во второй пятилетке»?
Неверно думать, что речь идет о стационарной девятилетке или десятилетке, через которую мы должны пропустить каждого комсомольца. Школой, в которой каждый комсомолец может и должен получить среднее образование, является сам комсомол, вся воспитательная и образовательная работа союза.
Мы говорим о школе жизни, о школе, не только не отрывающей комсомольцев от общественно-полезной работы, а наоборот, о школе, вооружающей каждого комсомольца в его повседневной борьбе за социализм знаниями, помогающими ему становиться все более культурным борцом за бесклассовое общество социализма.
Такая система воспитания и образования мыслима при исключительном многообразии форм, способов, методов, видов обучения, удовлетворяющих разнообразные запросы, разнообразные прослойки и профессии комсомольце. Начиная от узкого целевого кружка по химии, электротехнике, от изучения управления и работы трактора, автомобиля, кончая стационарной общеобразовательной школой, вечерним рабфаком, вечерним университетом без отрыва от производства и в самом производстве. Вот каким должен быть размах этих работ.
Когда мы говорим о среднем образовании для каждого комсомольца, мы конечно ни в коем случае не имеем в виду оторваться от всей остальной молодежи или организовать обучение только комсомольцев. Все курсы, кружки, университеты, заочное обучение будут не только для комсомольцев и не только для всей молодежи, но и общерабочие, общеколхозные.
Это значит лишь то, что комсомольцы в отличие от беспартийной молодежи должны обязательно учиться, должны быть обязательно охвачены какой-либо формой обучения, чтобы шаг за шагом, рубеж за рубежом завоевать себе к концу второй пятилетки среднее образование. Каждый комсомолец должен понять, что как во времена гражданской- войны для каждого комсомольца было обязательным военное обучение, чтобы подготовить себя к фронтам гражданской войны, так и сейчас каждый комсомолец должен получить среднее образование, чтобы ковать из своей среды кадры пролетарской интеллигенции.
Без этого нельзя увлекать за собой все новые миллионные пласты молодежи, подымающиеся на дорогу самостоятельного творчества.
Решение этой большой задачи, безусловно, потребует больших материальных и людских ресурсов, потребует умелого использования средств.
Мы не должны допускать никакого отрыва от реальной действительности. Мы не должны ставить вопрос вообще о городе и деревне. Единую для всего комсомола и для каждого комсомольца задачу необходимо разрешать с учетом экономических, исторических, национальных и культурных особенностей отдельных городов, отдельных сельскохозяйственных центров и районов.
Выполнение такой большой задачи, безусловно, невозможно стихийно, самотеком, кустарно. Надо разбить ее на годовые, полугодовые ,и даже квартальные отрезки. Каждый комсомолец должен видеть ту позицию, тот рубеж, тот трамплин, который ему нужно перепрыгнуть. Исключительно тщательно надо планировать эти рубежи и позиции в каждой комсомольской группе, в каждой ячейке, в районных, областных и национальных организациях, планировать людские и материальные средства.
Вся эта огромная работа под силу комсомолу только при четкости и взаимной связи всех звеньев комсомольских организаций и комитетов.
В частности производственные отделы союза должны сосредоточить свою работу на поднятии производственной ценности молодежи, на повышении квалификации молодежи на борьбе за освоение техники. Ближайшей задачей производственных отделов становится задача завоевания каждым комсомольцем предприятий и комсомольцами-колхозниками, обслуживающими машины, технического минимума. В 1933/34 учебном году все комсомольцы должны пройти технический минумум, должны получить минимальные знания техники, управления и обслуживания механизмов — вот боевая задача.
Уралмаш. Ковка деталей на мощном гидравлическом прессе |
Самое главное сейчас — развернуть борьбу за качество технического минимума. Прежде всего направить энергию комсомольца на организацию обязательного производственного инструктажа для каждого комсомольца, проходящего техминимум непосредственно у рабочего места. Необходимо тщательно пересмотреть программы в сторону максимального приближения их к квалификации обучающихся, к непосредственному изучению агрегата, механизма, машины.
Не каждый комсомолец может сразу вовлекаться в группы и кружки по техническому минимуму. Часть из них малограмотна, не имеет элементарных знаний (арифметических действий, дробей), без чего нельзя понять и усвоить минимальные технические знания. Для таких комсомольцев и молодежи должны быть организованы предварительные группы и кружки по изучению арифметики.
Рядом с малограмотными комсомольцами мы имеем и таких, которые уже имеют семилетнее образование. Однако они недостаточно знают обслуживаемые ими механизмы и точно так же должны обязательно пройти установленный технический минимум. Но в отношении этих комсомольцев наряду с групповыми занятиями возможно организовать самостоятельную заочную подготовку к сдаче технического , минимума, обеспечив для этого индивидуальную консультацию.
В отношении социалистической колхозной деревни, могущей уже сейчас семимильными шагами догонять в развитии и образовании своей молодежи уровень молодежи города необходимо добиваться, чтобы каждый комсомолец, сидящий за трактором, комбайном и другими сложными сельскохозяйственными машинами, вместе с рабочей молодежью в обязательном порядке сдавал бы государственный агротехнический минимум.
Одновременно необходимо разработать вопрос об обязательном агрономическом минимуме для тех комсомольцев, молодежи и колхозников, которые выдвинуты на квалифицированную работу в колхозы, совхозы и МТС. Здесь уже должны быть охвачены не только профессии и квалификации машинного производства, но такие специальности как бригадиры полевых, животноводческих, свиноводческих и других бригад и звеньев.
С особенной чуткостью мы должны отнестись к тем зародышам нового опыта, который имеется на местах в деле освоения техники. Широкую известность получили социалистические общественные экзамены, начатые по инициативе комсомольцев механического цеха Уралмаша и распространяемые сейчас во многих предприятиях Советского союза.
Общественные экзамены являются большим толкачом для каждого комсомольца в его производственном техническом и общеобразовательном обучении.
Цех крупных деталей. Рабочий-иностранец т. Горнич за производственным инструктажем молодых фрезеровщиков |
За последнее время новыми формами аналогичного порядка являются так называемые социалистические заказы, заочные общественные экзамены и технические зарядки, организуемые на Челябинском тракторном заводе.
Учитывая квалификацию рабочего, его грамотность, техническая газета и техпроп завода направляют заказы-задания на определенные книги в заводскую библиотеку с указанием домашнего адреса рабочего, его рабочего места в предприятии. Библиотека, получая этот заказ, немедленно направляет книгу рабочему, одновременно сообщая об этом в газете или техпропу. Вот например дается заказ: работнице Сапрыгиной, живущей на 7-м участке (дом 32, 2-й подъезд, 1-й этаж, комната 1), доставить учебник по элементарной арифметике; для рабочего Глинина предлагается подобрать книги по производству стержней в литейном производстве и т. д. Копия социалистического заказа направляется руководителям технических кружков с просьбой разъяснить рабочему непонятный или пропущенный им вопрос или техническую проблему. Поощряя всемерно это движение, его необходимо направить на изыскание путей контроля над усвоением прочтенной книги или проведенной беседы.
Но особенную ценность представляют собой технические зарядки. Организуются они по примеру сменно-встречных планов: за 10—15 мин. до работы инженер или мастер технически инструктирует, как выполнять работу. Он разъясняет рабочие чертежи, объясняет свойство материалов, указывает, как предупредить брак. Это первая попытка снизу вмешаться в организацию технического инструктажа, это зачатки систематического планомерного и повседневного производственно-технического инструктажа.
Наиболее ответственной задачей является массовое развертывание инициативного движения вокруг отдельных вопросов производства (массовое создание в цехах инициативных ядер и групп по изучению и внедрению технических норм, организации смазки и охлаждения оборудования и механизмов).
Уралмаш. Общественный паспорт станков, введенный по предложению выездной редакции "Комсомольской Правды" |
Всемерно закрепляя существующие виды и формы обучения, центр внимания необходимо направить на точное определение их целевых установок, на улучшение качества их работы, на ликвидацию условий, способствующих непосещаемости, срывов занятий и т. д.
Поощряя и развивая движение по созданию отдельных предметных общеобразовательных кружков по физике, химии, математике, литературе и т. п., одновременно необходимо сейчас разработать и поставить вопрос перед Народным комиссариатом просвещения и органами отделов образования на местах, а если нужно, и перед правительством о создании общеобразовательной школы при производстве.
Широкая сеть общеобразовательной школы в городе и деревне должна быть создана при одновременном расширении вечерних рабочих факультетов и университетов.
Наряду с привлечением финансовых средств государства нужно продумать вопрос о привлечении средств самой молодежи и комсомольцев. Квалифицированный комсомолец—молодой рабочий и работница—в состоянии покрыть определенную часть расходов на такую общеобразовательную школу. В самой деревне все больший рост материального благосостояния колхозников, все большее организационно-хозяйственное и политическое укрепление колхозов создают все возможности к привлечению для строительства общеобразовательных школ в деревне как организованных средств колхозников, так и индивидуальных средств колхозной молодежи.
Лозунг о среднем образовании должен найти место и в системе политического воспитания союза, в сети комсомольских политшкол. Нужно продумать не только пути организованного охвата политвоспитанием всех комсомольцев, обучающихся в общеобразовательных и технических кружках и школах, но и вопрос о сочетании политвоспитания в комсомольских политшколах с минимумом общеобразовательных знаний.
Для массового развертывания борьбы и работы за получение среднего образования каждым комсомольцем Центральный комитет комсомола созывает всесоюзное совещание по образованию. Центральным вопросом этого совещания будет отчет двух крупнейших промышленных организаций Союза—Урала и Иваново-Вознесенска—об опыте их работы по реализации лозунга VII Всесоюзной конференции «Каждому комсомольцу—среднее образование во второй пятилетке».
Посланная Центральным комитета комсомола бригада для помощи и привертывания этой работы на Урале совместно с Уральским областным комитетом наметила программу подготовки комсомольцев Урала к всесоюзному совещанию по образованию.
В решении Уральского областного комитета комсомола, предлагается тщательно изучить и обобщить опыт каждой ячейки в борьбе за знания и овладения техникой, мобилизовать массу комсомольцев и беспартийной молодежи на широкое обсуждение накопленного опыта, на изыскание путей, которыми каждый комсомолец должен достичь среднего образования в конкретных условиях работы своей ячейки. Выделено 4 предприятия, на которые посланы специальные бригады для изучения и обобщения имеющегося опыта. Такими предприятиями являются: Уральский завод тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный, Молотовский и Златоустовский металлургический заводы. Две бригады направлены в Ирбитский и Сарапульский деревенские районы.
ЧТЗ. Ударник овладения техникой—
рабочий инструментального цеха
т. Подрабов за работой на универсально-
фрезерном станке
|
Особенно тщательно обком комсомола предложил подготовить специальный союзный день, обобщив существующий опыт. Докладчиками на едином союзном дне должны быть ответственные секретари ячеек. Каждый секретарь ячейки обязан к союзному дню вьщзить, какое количество комсомольцев в ячейке уже достигло среднего образования, сколько комсомольцев охвачено различными формами обучения и сколько комсомольцев никакими формами не охвачено. До союзного дня каждая ячейка комсомола должна провести ряд индивидуальных бесед и, если это нужно, совещаний по отдельным видам обучения, обобщить на них все крупицы опыта.
Ячейки организуют сбор предложений комсомольцев, беспартийной молодежи, инженеров, руководителей всех видов обучения, квалифицированных рабочих по улучшению существующих форм обучения и организации дополнительных видов и форм.
Само обсуждение на комсомольских собраниях вопроса о среднем образовании каждому комсомольцу, как и решения этих собраний, должны носить характер конкретных практических мероприятий. Собрания должны дать боевую действенную программу дальнейшей работы всей ячейки и каждого комсомольца в деле превращения комсомола в школу пролетарской интеллигенции и достижения каждым комсомольцем среднего образования во второй пятилетке.
Опыт уральской организации необходимо широко распространить.
И прежде всего необходимо провести массовую разъяснительную работу среди комсомольцев, чтобы каждый комсомолец знал решения ѴII Всесоюзной конференции о среднем образовании, чтобы каждый комсомолец был подготовлен к борьбе за реализацию этих решений.
Нужно развернуть большую по размаху и глубине работу, чтобы начиная с первого года второй пятилетки, двигать весь союз по пути получения каждым комсомольцем среднего образования во второй пятилетке. Мы должны стать школой пролетарской интеллигенции и ею станем, дав стране своих собственных Эдиссонов и Менделеевых, ученых, инженеров, агрономов, врачей, учителей.
Техника в период реконструкции решает все
И. Сталин
Комментариев нет:
Отправить комментарий