Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 апреля 2020

ПОД ШИФРОМ "10Х"

ВАЛЕРИЙ РОДИКОВ, кандидат технических наук

В ночь на 13 июня 1944 года на Лондон впервые обрушились нацистские самолеты-снаряды «Фау-1» (ныне подобного рода беспилотные летательные аппараты именуют крылатыми ракетами). «Фергельтунгс-ваффе» (оружие возмездия) — назвала «Фау-1» и баллистическую ракету «Фау-2» геббельсовская пропаганда. И хотя обе «Фау» поступили на вооружение со многими недоработками, урон англичанам они нанесли немалый. Достаточно сказать, что только за три месяца они полностью разрушили 25 тыс. лондонских зданий, убили и ранили 21 тыс. человек.

...Летом того же года, когда подразделения вермахта все еще оккупировали часть Советской Прибалтики и Карелии, у главарей СС возникла мысль применить самолеты Хе-111, оснащенные «Фау-1», для налетов на наши промышленные центры. «Бомбардировке должны были подвергнуться индустриальные комплексы Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, — вспоминал бывший начальник разведывательного управления Главного управления имперской безопасности, группенфюрер СС В. Шелленберг, — а также районы, расположенные за Уралом». При этом беспилотные доселе «Фау-1» на цель должны были наводить летчики-смертники. С этой целью небезызвестный диверсант О. Скорцени приказал набрать в люфтваффе и частях СС 250 нацистов-фанатиков. Кстати, с помощью пилотов-смертников гитлеровцы намеревались бомбардировать и Нью-Йорк двухступенчатыми ракетами А9/А10. Эта ракета, впрочем, как и «Фау-1», была сконструирована В. фон Брауном, обосновавшимся после войны в США.

Ставка Советского Верховного Главнокомандования, учитывая возможность применения противником «Фау-1» против тыловых городов, приказала командующему артиллерией Красной Армии Н.Н. Воронову принять необходимые меры по защите Ленинграда, который мог в первую очередь подвергнуться ударам беспилотных самолетов-снарядов.

Для перехвата «Фау-1» командование ленинградской ПВО выделило четыре истребительных авиаполка, оснащенных машинами новейших марок, свыше 100 зенитных батарей и более 200 аэростатов заграждения. При этом зенитчики дислоцировались так, чтобы появившуюся цель могло обстрелять сразу три батареи, взлетно-посадочные площадки для истребителей разместили там, где скорее всего могли появиться «Фау-1», а наблюдательные посты и радиолокационные станции могли обнаружить ракеты на расстоянии 120 км от города. Были предприняты и другие меры.

...В июне 1944 года в Государственный Комитет Обороны вызвали наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина, командующего ВВС генерала А.А. Новикова и конструктора В.Н. Челомея, работавшего над реактивными двигателями. Им предложили создать новое оружие — беспилотную боевую технику. Главным конструктором был назначен Владимир Николаевич Челомей. Но почему выбор ГКО выпал именно на него?

Во второй половине 1942 года, когда линия фронта проходила далеко от столицы, как-то ночью в одном районе Москвы вспыхнула частая стрельба. Неизвестную «батарею» обнаружили быстро. Оказалось, что столь необычно заявил о себе пульсирующий воздушно-реактивный двигатель конструкции Челомея. Приехав в Центральный институт авиационного машиностроения, Шахурин и Новиков убедились, что шум, издаваемый новой силовой установкой, действительно выдержать нелегко. Зато нарком и командующий остались довольны — такой двигатель как нельзя лучше подходил для самолетов-снарядов, которыми предполагалось оснастить наши дальние бомбардировщики. Тогда, не входя в зону ПВО противника, за сотни километров от цели, летчики запускали бы крылатые снаряды и благополучно возвращались бы на свои аэродромы. К тому же стоимость снарядов была невелика, и особых затруднений, связанных с их производством, не предвиделось. В 1943 году работа, над самолетом-снарядом, которой руководил Челомей, в основном была завершена, в декабре 1944 года (спустя менее чём полгода после упомянутого решения ГКО) были испытаны десятки «летающих бомб» Запускали их с тяжелых бомбардировщиков Пе-8, а потом с фронтовых Ту-2. Новое оружие оказалось весьма эффективным.

Артиллеристы-ракетчики заряжают боевую машину БМ-21-12.
Снимок военных лет.
«В начале 1945 года мы были уже готовы применить его, — вспоминав Шахурин, — но ЦК ВКП(б), Советское правительство приняли решение отказаться от применения этого оружия. Не менее сильное и, пожалуй, более эффективное, чем у врага, оружие у нас было, гитлеровцы знали о нем. Но мы не стали уподобляться фашистским варварам, воевавшим с помощью своих «Фау» с мирными жителями Британских островов. Ведь наибольший эффект приносили удары самолетов-снарядов по городам, где было много мирного населения. А советский народ сражался только с гитлеровской армией, а не с мирными жителями Германии. Поэтому готовые к бою эскадрильи тяжелых бомбардировщиков с подвешенными к ним снарядами, получившими название «10Х» (десятая модификация неизвестного оружия), так и не взлетели со своих аэродромов для нанесения боевых ударов».

Гитлеровцы не рискнули применить «Фау» против наших городов. Они явно опасались ответного удара большей силы. Так «изделие 10Х», не побывав в боях, оказало существенное влияние на планы главарей «третьего рейха».

А работа по созданию «10Х» не пропала даром. Накопленный опыт позволил советским конструкторам, в том числе дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий, академику Владимиру Николаевичу Челомею, начать мирное освоение космического пространства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.