Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

14 декабря 2025

Каменная одежда метро | ТМ 1940-06

Текст рассказывает о том, как в СССР началось широкое освоение месторождений мрамора в связи со строительством первых линий московского метро. Поиски декоративного камня по всей стране выявили богатейшее разнообразие пород — от белых кавказских до розовых биробиджанских и чёрных армянских. Для обработки огромных объёмов сырья был создан крупный мраморный завод в Москве, где внедрили современные на тот момент технологии распила, шлифовки и полировки камня.

Автор подробно описывает производственный процесс: распил массивных блоков рамными пилами, обрезку плит на фрезерных станках, многоступенчатую шлифовку и полировку до зеркального блеска. Параллельно объясняется геологическое происхождение мрамора и известняка — от накопления известкового ила на дне древних морей до перекристаллизации пород в ходе горообразования.

Завершает текст обзор использования различных видов камня в оформлении станций метро. Каждая станция получила уникальный облик благодаря породам из разных регионов СССР: уральскому «уфалею», крымским жёлтым известнякам, грузинским красным и серым мраморам, армянскому ониксу и другим редким материалам. Автор подчёркивает, что ассортимент декоративных камней продолжает расширяться и будет применён в новых архитектурных проектах.


Каменная одежда метро
Инж. Н. ЕРМАКОВ, Фото Н. ПАШИНА

В царской России были известны месторождения мрамора только на Урале. Грязновато-белые и серые уральские мраморы шли главным образом для изготовления электрораспределительных щитов, умывальников и на другие технические нужды. Некоторое распространение в стране имел ещё импортный итальянский мрамор. Под названием «заграничного камня» он в течение нескольких веков ввозился в царскую Россию как балласт для судов и продавался на поделку могильных памятников и других изделий.

Когда проектировались первые линии московского метро, было решено отделать все станции мрамором. По всей стране начались поиски месторождений этого красивого отделочного материала. Оказалось, что наша страна исключительно богата мраморами самых разнообразных расцветок. На Южном берегу Крыма были найдены жёлтые мраморы, на Кавказе — сахарно-белые, в Грузии и Армении — красные и черные, в Биробиджане — нежно-розовые и т. д. Ряд наших мраморов по внешнему виду и химической структуре не уступает всемирно известному каррарскому мрамору Италии.

Вслед за извлечением первых образцов мрамора, отколотых от массива молотком исследователей, началась промышленная разработка карьеров. Карта Советского Союза покрывалась все новыми точками эксплуатируемых месторождений. Поезда везли в Москву со всех сторон разноцветный груз.

Мрамор поступал с карьеров в виде крупных блоков весом от полутора до десяти тонн. Нужно было превратить эти массивные глыбы в тонкие отполированные плиты. Но где это сделать? Было только два небольших завода (в Ленинграде и в Москве), занимавшихся этим делом. Между тем для отделки подземных дворцов метро требовалось громадное количество мраморных плит.

По инициативе товарища Л. М. Кагановича, в очень короткий срок на Дорогомиловском валу в Москве был создан мраморный завод. Он вырос в крупнейшее в СССР предприятие, которое выпускает сейчас 60 тыс. квадратных метров мраморных плит в год.

Как же обрабатывается мрамор? Ознакомимся подробнее с этим интересным производством.

Около одного из корпусов завода навалены каменные глыбы разной формы и величины. Это склад сырья. Отсюда рельсы узкоколейки ведут в распиловочный цех. Каменные блоки, установленные на специальной платформе-вагонетке, подаются к громадным рамным пилам.

Около одного из корпусов завода навалены каменные глыбы разной формы и величины. Это склад сырья. Отсюда рельсы узкоколейки ведут в распиловочный цех.
Около одного из корпусов завода навалены каменные глыбы разной формы и величины. Это склад сырья. Отсюда рельсы узкоколейки ведут в распиловочный цех.

Мраморная пила представляет собой раму длиной в 4 метра, на которой туго натянуты ленты из мягкого железа толщиной в 3—4 миллиметра. Эти металлические ленты, или, как их называют, штрипсы, не имеют зубьев. Их роль в мраморной пиле выполняет песок. Он подаётся под штрипсы струёй воды, которая служит одновременно для охлаждения металла.

Пила подвешена на тросах к тяжёлой станете. Электрический мотор при помощи коленчатого вала и шатуна качает тяжёлую раму взад и вперёд. В течение минуты пила совершает 85 таких двойных качаний.

Качаясь взад и вперёд, пила вместе с тем очень медленно опускается — в час не более чем на 7 сантиметров. На этих же установках обрабатывается и гранит. Но он в 15—16 раз твёрже мрамора и поэтому распиливается ещё медленнее. Чтобы усилить действие пилы, в этом случае вместо песка под штрипсы подаются мелкие кусочки дроблёной стали.

Рамная пила разрезает мраморную глыбу сразу на несколько десятков досок.
Рамная пила разрезает мраморную глыбу сразу на несколько десятков досок.

Рамная пила разрезает каменную глыбу сразу на 50 досок. Эти плоские плиты сохраняют неправильные очертания, которые имела сама глыба, поэтому их неровные края обрезаются и окантовываются на специальных фрезерных станках. Режущим инструментом в таком станке является карборундовый диск диаметром 35—40 сантиметров. Он вращается со скоростью 1440 оборотов в минуту и обрезает мраморные доски под прямым углом или, если это нужно, наискось. Обрезки мрамора, остающиеся при фрезеровке досок, идут на изготовление чернильных приборов, пепельниц, шашек для полов и т. п.

Неровные края плиты обрезаются на фрезерном станке. Внизу — образец мозаики, которая изготовляется из мраморных обрезков.
Неровные края плиты обрезаются на фрезерном станке. Внизу — образец мозаики, которая изготовляется из мраморных обрезков.

Доска, снятая с фрезерного станка, имеет правильные очертания, но недостаточно гладкую поверхность. Мраморная плита с лицевой стороны шлифуется и полируется на специальном станке. Главной его частью является вращающийся вертикальный вал-шпиндель, на нижнем конце которого укреплён шлифовальный или полировочный круг. Шлифовальный круг плавно передвигается по плите, слегка нажимая на неё. Вначале производится грубая обдирка поверхности плиты карборундовым кругом; вслед за тем начинается более тонкая шлифовка. Для этого применяются абразивные круги со все более мелким зерном. В результате такой обработки поверхность каменной плиты становится гладкой, но остаётся на вид тусклой.

Мрамор ещё «мёртв». Его надо оживить, придать ему зеркальный блеск. Накатка глянца производится при помощи войлочного круга. Он смачивается водой с примесью очень тонкого полировочного порошка, зерна которого в поперечнике меньше микрона. В качестве полировочных порошков чаще всего применяется окись олова или хрома.

Мраморная плита шлифуется и полируется на особом станке.
Мраморная плита шлифуется и полируется на особом станке.

Отполированные плиты проходят технический контроль и затем поступают на склад готовой продукции. А мелкие обломки мрамора используются на заводе для изготовления мозаичных панно.

*

Завод в Дорогомилове снабдил мраморной одеждой все станции метро первой и второй очереди. В подземных залах и коридорах московского метрополитена уложено 52 тыс. квадратных метров мраморных плит. Каждой станции придан свой особый колорит.

Станция «Площадь Свердлова» облицована белым мрамором, привезённым с Урала. Он придаёт ощущение лёгкости этому капитальному сооружению. Зал станции имеет по стенам зубчатые полуколонны из цельных блоков. Эти полуколонны цвета слоновой кости выточены из мрамора, доставленного с Прохорово-Баландинского месторождения. Колонны изготовлялись на громадном фрезерном станке «Тисамен». В мире существует всего несколько таких станков, на которых из мраморных блоков можно выделывать различные фасонные части крупных размеров.

Станок «Тисамен» изготовляет из мраморных блоков различные фасонные части крупных размеров.
Станок «Тисамен» изготовляет из мраморных блоков различные фасонные части крупных размеров.

Почти на всех станциях можно встретить голубовато-серый уральский мрамор «уфалей». С ним соперничают по красоте жёлтые мраморизованные известняки, привезённые из Крыма. Золотисто-жёлтая их разновидность, добываемая на месторождении Биюк-Янкой, как бы несёт на себе следы южного жаркого солнца. «Биюк-янкоем» облицованы колонны станций «Красносельская» и «Арбатская».

Колонны, облицованные мрамором.
Колонны, облицованные мрамором.

Пёстрый, как персидский, ковёр, тагильский мрамор применён для отделки станций «Стадион «Динамо». Пилоны станций «Красные ворота» и «Площадь Революции» облицованы тёмно-красными мраморизованными известняками месторождения Шроша в Грузии. Грузия же дала столичному метро тёмно-серый мрамор месторождения Садахло. Он изобилует белыми и желтоватыми прожилками. Этот мрамор исключительно удачно использован для оправы нержавеющей стали, которой покрыты колонны станции «Маяковская».

Армения поставила столице черные мраморы. Мрамор, добываемый на месторождении Давалу (в 40 километрах от Еревана), отличается густой сетью золотисто-жёлтых прожилок. Прекрасные образцы «давалу» можно видеть на станции «Белорусская».

Один из наиболее замечательных камней, так называемый мрамор оникс, вывезен также из Армении. Его добывают на месторождении Агамзалу, в 10 километрах от Еревана. Это полупрозрачный камень медово-жёлтого, светло-розового или зеленоватого оттенка. Он отложился в древности из вод минеральных источников. Особенно богато представлен этот камень на станции «Киевская», где им облицованы 46 колони главного зала. Очень эффектно мрамор оникс использован также в световых коробах на станции «Стадион «Динамо». Пропускаемый через оникс электрический свет приобретает золотистый, солнечный оттенок.

*

Но как образовались в природе эти чудесные материалы?

И мрамор, и известняк состоят из углекислой извести — кальцита, — к которой иногда примешиваются и другие вещества. Кальцит представляет собой один из наиболее распространённых минералов верхней части земной коры. Стекающие с континентов реки несут в моря и океаны громадные количества углекислой извести. Подсчитано, что в течение каждых пятнадцати тысяч лет реки приносят её столько же, сколько имеется уже этого вещества в воде современных морей и океанов.

Куда же девается кальцит, если его количество в воде морей остаётся более или менее постоянным? Учёные установили, что этот минерал поглощают и отлагают в своих скелетах и панцирях морские животные. Крохотные кораллы за тысячи лет строят из кальцита громадные рифы и острова. Микроскопические корненожки извлекают из воды углекислую известь для построения своей узорной раковины и ажурного скелета, а более крупные моллюски создают из неё свои твёрдые панцири.

Наконец, кальцит концентрируют в себе и некоторые морские водоросли.

На дне морей постепенно скопляются обломки скелетов и раковин морских животных, вместе с остатками растительной жизни и продуктами гниения образуя известковый ил. Иногда кальцит выпадает, из воды в качестве химического осадка. Наконец, он отлагается на морском дне и в виде мелких механически взвешенных частиц, принесённых реками. Наиболее благоприятным для отложения извести на дне является мелкое море, так как там жизнедеятельность организмов протекает особенно интенсивно. В таких местах полужидкая масса известкового ила в результате ряда физико-химических процессов постепенно превращается в горную породу.

В течение многих миллионов лет в разных местах морского дна слой за слоем нарастали мощные толщи известняков. Белые известняки, которые можно видеть на наружной облицовке станции «Сокол», отлагались триста миллионов лет назад в глубинах моря каменноугольного периода. Если внимательно присмотреться к обломку известняка, то можно легко обнаружить, что он состоит из разнообразных остатков органической жизни: осколки ракушек, корненожки, мшанки, полипы, морские ежи, морские лилии, улитки перемешаны между собой и сцементированы в общую плотную массу.

В жизни Земли наступали периоды, когда на месте морского дна возникали мощные горные цепи. Толщи известняков, находившиеся ранее под водой, начинали участвовать в сложении гарных хребтов. В процессе горообразования подземные слои сильно изгибались, подвергались мощным сжатиям, прорывались огненно-жидкими гранитами и другими породами, изверженными из земных глубин. В результате всего этого известняки перекристализовывались, превращаясь в то, что мы называем мрамором.

Даже после таких сложных изменений в жёлтых крымских мраморах, в красной «шроте» я темно-сером «садахло» все ещё легко различаются остатки окаменелых организмов, населявших более ста миллионов лет назад южные моря, которые существовали на месте теперешнего Крыма и Кавказа. Другие же мраморы столь сильно перекристаллизовались, что органические окаменелости в них перестали быть различимыми.

*

Кроме мраморов и мраморизованных известняков, на многих станциях метро можно увидеть и другие камни. Среди них значительное место занимают граниты, представляющие собой затвердевшую изверженную породу. Серые и красные граниты Украины, в частности, широко использованы для изготовления лестниц.

Колонны станции «Маяковская» украшены красивым и дорогим облицовочным камнем — «орлецом». Этот розово-красный камень добывается на земном шаре только в двух месторождениях — у нас на Урале и в Калифорнии. Его своеобразная окраска и густая сеть тонких разветвляющихся прожилок обусловлены большим содержанием марганца.

На станциях метро третьей очереди ассортимент естественных облицовочных камней значительно расширяется. Для изготовления некоторых панно будут применяться яшма и малахит. Станция «Новокузнецкая» отделывается новой разновидностью мрамора — белого с розовой жилкой, найденного в Армении. К палитре мраморов, украшающих станции метро, прибавится ещё один цвет — зелёный. Мраморы такой расцветки будут доставлены из Биробиджана и с Урала. Из Ойротии поступят замечательные пёстроцветные мраморы с месторождения Ороктой.

Со всех концов нашей страны поезда везут в столицу мрамор и гранит для отделки станций метро.
Со всех концов нашей страны поезда везут в столицу мрамор и гранит для отделки станций метро.

Все эти камни не менее широко будут использованы и для отделки Дворца Советов. Фасад грандиозного здания будет облицован светло-серым гранитом, а внутренние помещения украсятся мрамором и другими камнями разнообразных тонов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Радиально-сверлильный станок-гигант | ТМ 1940-06

Текст посвящён созданию на Харьковском станкостроительном заводе имени Молотова крупного радиально‑сверлильного станка модели «2‑57». Автор ...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.