В. ЮРЬЕВ
Тысячи москвичей, собравшихся во время авиационного праздника на Тушинском аэродроме, были поражены необычайным зрелищем. В небе появился огромный самолёт. Он как бы завершал блестящее шествие новых советских воздушных кораблей. Все остальные машины показались вдруг пигмеями по сравнению с этим великаном. На самолёте видны большие буквы: «СССР Л-760». Это — новый самолёт типа «Максим Горький», выпущенный недавно одним из наших заводов. Среди пассажирских сухопутных самолётов нет ему равного в мире.
Командовал исполинским кораблём Герой Советского Союза комбриг М. М. Громов. С ним летели лётчики-орденоносцы Э. И. Шварц, и Н. И. Новиков, лётчики-миллионеры, как их называют, так как они налетали уже более миллиона километров каждый.
Под водительством искусных мастеров воздуха гигантский самолёт величественно проплыл над головами изумлённых зрителей. В конце поля пилоты сделали крутой вираж. Машина встала почти на крыло. Даже видавшие виды боевые лётчики восторженно ахнули от такого мастерского и смелого управления этой летающей громадой. Машина сделала ещё такой же головокружительный вираж, затем легко выровнялась и ушла на Центральный аэродром. Вскоре самолёт-великан приземлился, совершив посадку поразительно легко и свободно.
Подойдём поближе и рассмотрим этот замечательный воздушный корабль. Гигантский цельнометаллический моноплан широко распластал свои крылья. 64 метра — таков их размах! Вот огромные колеса, на которые опирается шасси. Они выше человеческого роста; диаметр каждого колеса достигает 2 метров. Колеса укрыты обтекателями каплевидной формы. Благодаря этому уменьшается сопротивление воздуха в полёте. Между колёсами под брюхом фюзеляжа может свободно пройти любой автомобиль.
С земли на борт самолёта ведёт широкий трап с перилами. Он сделан из того же серебристого металла, что и весь самолёт, и напоминает трапы морских пароходов. По нему можно забраться внутрь машины. Оказывается, это целый летающий дом. Здесь много самых разнообразных помещений: в них могут жить 72 человека — 64 пассажира и 8 человек команды.
В носовой части самолёта находится застеклённая рубка. Здесь устроен уютный салон. Стены его отделаны материалом стального цвета. В мягких удобных креслах могут спокойно отдыхать 14 пассажиров и любоваться сквозь стеклянные стены-окна раскрывающейся панорамой.
В этой же рубке находится и штурман корабля, имеющий специально отгороженное место. В штурманской рубке размещены новейшие приборы для вождения корабля. Здесь можно увидеть такие последние новинки авиационной техники, как радиополукомпас, прибор для подсчёта путевой скорости и т. п.
Дальше находится изолированная кабина пилотов. Самолёт ведут поочерёдно два лётчика. Пилотские места возвышаются над пассажирскими помещениями. В распоряжении лётчиков имеются все новейшие технические средства кораблевождения. Здесь установлен автопилот — умнейший аппарат, который может автоматически вести самолёт по заданному курсу. Здесь есть все приборы для вождения самолёта ночью и вслепую. Управление машиной в значительной мере электрифицировано; так, например, одним нажатием кнопки пилот может при посадке или взлёте менять положение стабилизатора. Обычно стабилизатор управляется вручную.
Рядом с кабиной пилотов расположен второй салон. Он рассчитан на 16 человек. Третий салон значительно меньше: это небольшой, уютный уголок, в котором всего 8 мест.
Наконец, ещё ближе к хвостовой части находится четвёртый салон. Он представляет собой ресторан. Стены обиты светло-коричневой материей. В салоне — приятное, мягкое освещение. За буфетной стойкой, в особом помещении, устроена кухня. Она также первоклассно оборудована. Горячие блюда приготовляются на электрической плите, продукты хранятся в холодильнике, к услугам обслуживающего персонала имеется вместительный термос. В этой летающей кухне есть даже специальная установка для мойки посуды. Никакая «болтанка» не может выплеснуть воду из этой установки.
В центроплане, в том месте, где крылья прикреплены к фюзеляжу, по обе стороны от главного прохода отходят боковые коридоры. Здесь находятся четыре спальные кабины для пассажиров. Перед кабинами — свободное пространство. Оно представляет собой своеобразные пароходные палубы: пассажиры могут проводить здесь время, наблюдая за землёй сквозь специальные застеклённые люки.
Самолёт «СССР Л-760» — не только самый большой из всех сухопутных самолётов в мире, но и самый комфортабельный. Печать тщательной заботливости о пассажире, о максимальных удобствах для него видна повсюду на этом воздушном корабле. Звуконепроницаемая обивка устраняет одну из основных неприятностей воздушных путешествий — сильный шум мощных моторов. На «СССР Л-760» пассажир проводит время в спокойной и тихой обстановке. Везде можно разговаривать, нисколько не повышая голоса.
Внутренность корабля прекрасно освещается. Здесь и оригинальная арматура, и многочисленные настольные лампы, придающие необычайный уют салонам и кабинам, и софиты, льющие мягкий, отражённый свет.
На самолёте «СССР Л-760» имеется собственная электростанция. Она вырабатывает энергию, необходимую не только для освещения, но и для запуска моторов и обслуживания всех агрегатов корабля. Электростанция помещается в центроплане. 14 километров электрических проводов разносят отсюда ток по всему самолёту.
Рядом со вторым салоном устроено особое помещение. Это — воздушная радиостанция. Она работает на длинных и коротких волнах. Находясь в полёте, «СССР Л-760» поддерживает непрерывную связь с землёй. Его голос может быть слышен на очень далёкие расстояния.
Но пройдём в крылья этого гиганта. Внутри их размещено целое хозяйство. Здесь спрятаны те 6 моторов, которые поднимают самолёт, весящий при полной нагрузке 45 тонн. 7,2 т. л. с. — такова мощность, заключённая в этих испытанных советских моторах. (марки АМ 35 текст в печатном издании заштрихован).
Недалеко от моторов находятся кабины механиков. Во время полёта за моторами ведётся непрерывное наблюдение. В случае необходимости механики могут даже исправлять мелкие недочёты в работе двигателей.
Моторы питаются бензином из баков, расположенных тут же, в крыльях. Их очень много, целых двадцать восемь. Они занимают почти всю площадь внутри крыльев. Некоторые баки настолько велики, что напоминают собой цистерны.
Самолёт-гигант «СССР Л-760» является замечательным достижением советской авиационной техники. Его строители — почти исключительно молодёжь. Самолёт спроектирован группой молодых конструкторов. Все они не старше 25 лет. Начальник цеха, в котором строился самолёт, также представитель нашей молодой и талантливой технической интеллигенции. Ему всего 28 лет. Постройка «СССР Л-760» явилась прекрасной школой для этой молодёжи. И надо сказать, что труднейший экзамен выдержан блестяще: молодой коллектив создал одну из лучших машин в мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий