Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

28 февраля 2025

Подвесные дороги | ТМ 1939-10/11

Подвесные дороги
А. КОВТУНОВ

Воздушно-канатные дороги — лёгкий, удобный и дешёвый вид транспорта. Каждый, кто проезжает через Донецкий бассейн, может наблюдать из окна вагона, как катятся по протянутому в воздухе канату груженные углём вагонетки. Канатная дорога успешно конкурирует с другими транспортными средствами в равнинных местностях и совершенно незаменима в горах. В горах это часто единственно возможный вид связи.

История канатных дорог уходит в глубь веков.

В горных местностях издавна применялись примитивные канатные дороги. Через пропасть перебрасывали пеньковый канат, который с двух сторон крепили к деревьям или скалам. К канату на петле, а позднее на деревянном ролике подвешивали корзину, которую при помощи верёвки тянули то в одну, то в другую сторону.

Канатная дорога в древности.
Канатная дорога в древности.

Значительное распространение канатные дороги получили в XIX и XX вв. Их начали широко применять на угольных шахтах для выгрузки угля и пустой породы. С 1923 г. в СССР построено около ста пятидесяти воздушно-канатных дорог протяжением от 1 до 6 километров. В 1932 г. в Кузнецком бассейне была сооружена канатная дорога Тельбес—Мандыбаш. Рельеф местности — большие горные перевалы и реки — делал невозможным всякий другой вид транспорта. Длина дороги равнялась 6 километрам. В настоящее время она удлинена ещё на 6 километров.

Пролёты между опорами дороги, поддерживающими канат, достигают почти 600 метров. Вместимости вагонетки — 1,5 тонны, скорость движения — 2,5 метра в секунду. По этой дороге ежесуточно перевозят до 1 тыс. тонн железной руды.

В том же 1932 г. на Кавказе была пущена в эксплуатацию горная канатная дорога для перевозки серного колчедана от рудника на станцию Гянджа (ныне Кировабад) Закавказской железной дороги. Длина канатной дороги — 6 километров. Прежде колчедан перевозили по шоссе на автомобилях; длина пути равнялась 25 километрам. Канатная дорога удешевила перевозку тонны груза почти в двадцать раз.

Сейчас в 100 километрах от города Нальчика в горах строится канатная дорога для перевозки молибденовой руды от рудника на обогатительную фабрику. Верхняя — погрузочная — станция расположена выше нижней — разгрузочной — на 1500 метров. Длина дороги, равна 6 километрам. Пролёты между опорами достигают 500 метров. Гружёные вагонетки будут спускаться вниз, а порожние по другому канату — подниматься к руднику, вверх. Такое расположение рудника даёт возможность канатной дороге работать на тормозе, без затраты электроэнергии.

Подвесная канатная дорога для перевозки торфа к Орехово-Зуевской ТЭЦ.
Подвесная канатная дорога для перевозки торфа к Орехово-Зуевской ТЭЦ.

Большое число канатных дорог построено в Донбассе для подачи угля от шахт на железную дорогу и на металлургические заводы. Очень часто можно встретить канатные дороги в портах, где они служат для погрузки и разгрузки пароходов. Такие канатные дороги имеются в. Новороссийске, Керчи и других советских портах. Разгрузочная станция устроена в море, в таком месте, куда может подходить пароход. Станция обычно устанавливается на высоком фундаменте. Вагонетки разгружаются автоматически, опрокидываясь над бункером, и груз по лотку спускается в трюм парохода.

Воздушно-канатная дорога в Новороссийском порту для погрузки на суда угля и цемента.
Воздушно-канатная дорога в Новороссийском порту для погрузки на суда угля и цемента.

Слева — погрузка угля на пароход при помощи канатной дороги. Разгрузочная станция находится в море. Вагонетки канатной дороги автоматически разгружаются в бункер, а из бункера уголь по лоткам спускается в трюм парохода.
Слева — погрузка угля на пароход при помощи канатной дороги. Разгрузочная станция находится в море. Вагонетки канатной дороги автоматически разгружаются в бункер, а из бункера уголь по лоткам спускается в трюм парохода.

Большое значение канатные дороги приобрели в военном деле. Во время мировой войны, главным образом в гористых местностях, где прокладка наземных путей сообщения связана с большими трудностями, широко применялись специальные переносные дороги для обслуживания района военных действий. Такие дороги служат преимущественно для доставки на возвышенные места различных строительных материалов для постройки укреплений, провианта и военного снаряжения. Ими пользуются также для перевозки раненых, а в отдельных случаях и для переброски войск.

Война. Мост взорван. Для переправы через реку спешно устроена переносная канатная дорога.
Война. Мост взорван. Для переправы через реку спешно устроена переносная канатная дорога.

Переносные воздушно-канатные дороги сооружаются очень быстро. Канатная дорога длиной до 2 километров может быть смонтирована за восемь часов. Опоры таких дорог часто изготовляются из труб, которые состоят из отдельных секций. Секции легко складываются на автомобиль и перебрасываются к месту постройки. Этот тип канатных дорог применяется также и на горных разработках, и на различных предприятиях в тех случаях, когда не требуется большой производительности. Такая переносная канатная дорога, предназначенная для перевозки руды, монтируется в настоящее время в Средней Азии в городе Джамбуле.

Переносные канатные дороги обычно приводятся в действие автомобильным или тракторным двигателем.

Самым интересным видом канатных дорог являются пассажирские дороги. Практическое применение подвесных канатных дорог для перевозки пассажиров началось в 1907 г., но широкое развитие пассажирские канатные перевозки получили только после мировой войны. В период с 1923 по 1932 г. было построено около пятидесяти пяти таких дорог.

Пассажирские дороги делаются исключительно с маятниковым движением, т. е. один вагон находится на одном конце дороги, а второй —  на другом. Вместимость вагонов достигает двадцати семи человек.

Большое применение пассажирские канатные дороги имеют в Италии и Швейцарии, где они служат главным образом для доставки туристов в горы. Проезд по такой дороге представляет большой интерес: из кабинки открываются прекрасные горные панорамы.

Пассажирская воздушно-канатная дорога. Вагон подходит к станции.
Пассажирская воздушно-канатная дорога. Вагон подходит к станции.

Пассажирские канатные дороги имеют совершенно другой тип тележки, чем грузовые дороги. Как правило, тележка имеет не менее восьми колёс; иногда число их доходит до шестнадцати. В грузовой тележке больше четырёх колёс не бывает. Сама кабина для пассажиров напоминает трамвайный вагон. Кабину обслуживает кондуктор.

Если он заметит в пути неполадки, то может по телефону из кабины сообщить об этом на станцию дежурному.

В ближайшее время на Кавказе, в Сванетии, предстоит постройка пассажирской канатной дороги, которая будет поднимать рабочих на рудник. Подъем на рудник пешком отнимает около трёх часов и очень утомителен. Пассажирская канатная дорога доставит рабочих на рудник в течение пятнадцати минут. Вагон рассчитан на шестнадцать человек. Скорость движения будет достигать 6 метров в секунду.

Такая же дорога запроектирована для Молибденстроя на Военно-Осетинской дороге, также для подъёма рабочих на рудник.

Строительству воздушно-канатных дорог в нашей стране принадлежит большое будущее. Богатые рудные залежи часто находятся в высокогорных, трудно доступных районах. Канатные дороги в таких условиях — незаменимый вид транспорта. Наши инженеры сейчас работают над проблемой увеличения скорости движения на канатных дорогах. Большая скорость позволит резко повысить пропускную способность дорог и ещё больше удешевить стоимость перевозок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Начало русского книгопечания | ТМ 1939-10/11

М. ЩЕПКИНА Книги появляются в России в X в. и первоначально служат нуждам церкви. Пишутся они от руки, грамотных людей — писцов — мало. Вмес...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.