Иногда приходится слышать о том, что затонувшее судно не достигло дна океана, а повисло где-то на полпути. Этого мнения придерживаются зачастую даже моряки. Жюль Верн, столь осторожный в своих суждениях, также высказывал подобную мысль: в его знаменитом романе «80000 льё под водой» рассказывается о свободно повисших остовах кораблей.
Мнение это подкрепляют обычно тем доводом, что давление в глубине океана чрезвычайно велико, и поэтому вода на больших глубинах обладает таким удельным весом, что в ней не тонут даже весьма тяжёлые тела. Соображение это представляется на первый взгляд убедительным. Действительно, давление воды в океане возрастает на 1 атмосферу по мере погружения на каждые 10 метров.
Рассуждая так, забывают, однако, что вода, как и все вообще жидкости, почти не сжимаема: под сильнейшим давлением она изменяет свою плотность в очень слабой степени. Известно, что при увеличении давления на 1 атмосферу вода сжимается примерно на одну двадцатитысячную долю своего объёма. Легко рассчитать, что под десятикилометровой толщей океанской воды, где господствует давление в 1 тыс. атмосфер, вода должна быть сжата всего на 5%. В такой, слегка уплотнённой жидкости тонут почти все тела, способные затонуть в нормальной воде. Отсюда ясно, что, начав тонуть, корабль должен непременно достигнуть дна, как бы глубоко оно ни находилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий