Текст и фото И. ФРЕЙБЕРГА
Через десятки грандиозных шлюзов, выемок,
насыпей, через созданные рукой человека моря и озера проходит путь сверкающего
полноводного канала Москва—Волга. Рассекая воду, мчится теплоход.
Вот он выходит на широкий простор
колоссального озера-водохранилища... Наступают сумерки... Как же пройти кораблю
по его прямому пути — фарватеру, не сев на затопленные водами искусственного
моря кладбище или церковную ограду?
Но вот перед судном начинают зажигаться,
приветливо мигая, сигнальные огоньки, установленные на гигантских красно-белых
поплавках — бакенах. Они указывают путь корабля — фарватер.
Кто же успел так быстро и своевременно зажечь эти огни? Как их зажгли?
*
На канале Москва—Волга установлены
электробакены системы советских инженеров тт. Щекина и Синицына. Бакен этой
системы — большой металлический поплавок цилиндрической формы, сваренный из
железных листов. Для большей устойчивости поплавка внутрь, на его дно, насыпан
слой балласта, покрытого бетонной коркой. Поверх балласта уложена деревянная
решетка — стеллаж. На ней укреплена батарея, состоящая из 12 сухих
электрических элементов. Энергии батареи хватает на обслуживание целой
навигации, т. е. на семь месяцев. Сверху поплавок имеет люк, через который
можно производить смену электробатареи. Люк этот закрывается герметически для
того, чтобы в поплавок бакена не могла попасть вода.
Электромеханизмы бакена заделаны в
герметически закрытый корпус цилиндрической формы. Корпус крепится на трех
стойках, приваренных к крышке поплавка. На крышке этого корпуса установлен
фонарь бакена с сигнальной лампочкой.
Провода, соединяющие батарею с
электромеханизмами и фонарем, проходят через специальную трубку. При помощи
другой трубки происходит обмен воздуха в поплавке бакена.
Корпус с электромеханизмами — это «машинное отделение»
бакена. В нем находится автоматический «пульт» управления. Там же помещается
командир управления огнем бакена — селеновый фотоэлемент.
Окно машинного отделения расположено и
устроено так, что через него проходит дневной свет и никак не может попасть
прямой солнечный луч, вредно действующий на фотоэлемент. Чем больше света
проходит через окно, тем сильнее действие фотоэлемента, тем больший ток
проходит по электроцепи. Ток этот, воздействуя на электромагнит чувствительного
реле автомата, оставляет разомкнутой цепь сигнальной лампочки. Когда же день
клонится к концу, сила света падает. В окно, а через него и на фотоэлемент
попадает меньше света, сила электрического тока уменьшается, и якорь
электромагнита отпадает. При этом цепь электролампочки замыкается, а наверху
бакена загорается сигнальная обыкновенная 5-ваттная автомобильная лампочка.
Лампочка помещена внутри специальной цилиндрической линзы Френеля, во много раз
усиливающей свет и дающей соответствующий сигнальный огонь бакена. Для того
чтобы нельзя было спутать сигнал бакена с каким-нибудь другим, установленные в
машинном отделении проблесковые реле через определенные промежутки времени
прерывают ток, идущий в фонарь.
Сигнальный огонь мигает.
Наступают сумерки... Обозначая фарватер, зажигаются сигнальные огоньки на электробакенах. |
Утром, когда свет становится ярче, фотоэлемент
вновь посылает ток, достаточный для того, чтобы притянуть якорь электромагнита
и разомкнуть цепь освещения.
Тогда фонарь гаснет, давая до вечера отдых
электрической батарее, находящейся в «трюме» поплавка.
Бакены стоят на якоре с двух сторон фарватера. Одна линия бакенов окрашена в красный цвет, а другая — в белый. Обе линии хорошо выделяются днем на фоне воды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий