Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 января 2024

№ ? | ТМ 1938-08/09

№?
Математический рассказ Я. ПЕРЕЛЬМАНА

Пятеро студентов математического отделения, весело беседуя, вышли после лекций из университета. Они не подозревали, что через несколько минут будут единственными свидетелями несчастного случая, и поэтому беспечно и невнимательно смотрели на быстро мчавшийся по улице автомобиль. Развив недозволенную скорость, машина сшибла с ног переходившую дорогу женщину с ребенком и, пользуясь возникшей суматохой, не сбавляя хода, скрылась, провожаемая негодующими взглядами пятерых студентов.

Через несколько дней все пять студентов были вызваны к следователю в качестве свидетелей. Однако назвать номер умчавшегося автомобиля никто из них не мог: они не помнили этого числа.

— Не вспомните ли хоть некоторые цифры? Первые? Последние? — допытывался следователь. Для нас важно всякое указание.

Но ни одна цифра не всплывала в памяти обескураженных молодых людей, хотя все пятеро видели номер машины и даже, по свойственной математикам привычке, успели подметить некоторые его особенности. Следователь попросил сообщить ему их математические наблюдения, и секретарь записал эти показания. Вот они:

1-й СВИДЕТЕЛЬ. Номер составлен из шести различных цифр.

2-й СВИДЕТЕЛЬ. Первые три цифры — квадрат целого числа.

3-й СВИДЕТЕЛЬ. Последние три цифры — куб целого числа.

4-й СВИДЕТЕЛЬ. Средние две цифры выражают число простое.

5-й СВИДЕТЕЛЬ. Номер делится без остатка на три.

Никаких других сведений о номере скрывшейся машины собрать не удалось.

— Нечего сказать, хитроумную вы задали мне задачу! — сказал в недоумении следователь, перечитывая эти показания. — Ни одной конкретной цифры, только отвлеченные математические особенности. Извольте по таким признакам найти преступника! Для этого надо быть математиком, а не юристом. Квадраты и кубы совсем не по моей части...

Вдруг следователя осенила счастливая мысль.

— Ба! — воскликнул он. — Ведь здесь собралось полдесятка почти готовых математиков! Вот что, молодые люди, попробуйте решить эту задачу сами. Я не математик и, кроме бумаги и карандашей, ничем снабдить вас не могу. Но мне кажется, что дело это не безнадежное и что установить номер скрывшейся машины вам удастся.

Студенты ретиво взялись за работу. Оставим их на время за этим занятием, подробный отчет о котором будет дан в следующем номере журнала.

А пока пусть наши читатели попытаются сами справиться с этой задачей и обнаружить номер скрывшегося автомобиля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.