Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 октября 2022

МИНИАТЮРЫ В КОНСТРУКЦИЯХ

А. ТОЛИН

Французский конструктор-часовщик Болье ухитрился сконструировать и собрать электрический мотор, вышина которого немногим меньше половины диаметра монеты в 50 сантимов (около 16,5 коп. на наши деньги, причем монета приблизительно равна нашей 20-копеечной). Общий вес этого лилипута вместе с подставкой — всего 0,9 г. Он смонтирован на эбонитовой пластиночке длиной 13 мм, шириной 7 мм, толщиной 1,5 мм; напряжение моторчика —  4 вольта, «вал» делает 2 тыс. оборотов в минуту. Вся конструкция состоит из 27 деталей. Статор из мягкого железа прямоугольной П-образной формы снабжен обмоткой, изолированной двумя кожаными прокладками. Ротор снабжен двумя диаметрально расположенными катушками. Диаметр ротора — 3,5 мм. Коллектор состоит только из двух пластинок, изолированных двумя эбонитовыми детальками. Стальной «вал» длиной 8 мм кончается двумя шейками диаметром 0,3 мм. Одна из них длиной 2 мм приспособлена для насадки на ее конец миниатюрного вентиляторного пропеллера или приводной шестерни. При изготовлении коллекторных щеток пришлось преодолеть наибольшие трудности. Надо было добиться хорошего контакта без торможения движения; щетки получились исключительно тонкими.

Само собой разумеется, что описанный моторчик-лилипут вряд ли может иметь какое-либо практическое применение из-за крайне незначительной отдачи (вследствие трения, потерь и нагрева). Но его способность работать по образу и подобию промышленного мотора достаточно примечательна.

Моторчик-лилипут, высота которого немного меньше половины диаметра французской монеты в 50 сантимов (нашей 20-копеечной монеты).

Если мощность описанного моторчика почти не может быть измерена, настолько она мала, то в той же области другой любитель-конструктор, француз Биребен, добился постройки моторчика с определенной мощностью в 0,001 л. с.

Этот «мотор» почти вдвое больше своего миниатюрного предшественника, т. е. его высота равна полному диаметру все той же монеты в 50 сантимов. Вся конструкция изготовлена только с помощью напильника, включая и корпус, на который пошел кусок железного прутка диаметром 22 мм.

Электромоторчик в 1/1000 л. с. в сравнении с монетой в 50 сантимов.

Моторчик с последовательным возбуждением, двухполюсный, развивает мощность в 1,8 ватта, или 0,00244 л, с. Так как коэффициент полезного действия этого моторчика очень мал, то отдаваемая полезная мощность немногим меньше 0,001 л. с. Высота моторчика — 18 мм, якорь — длиной 6 мм и диаметром 0,1 мм, а всего на катушках навито 30 м проволоки. Коллектор диаметром 3,7 мм выполнен в виде двух медных пластинок, закрепленных на цилиндре, изготовленном из кости. Щетки сделаны из медной проволоки диаметром 0,1 мм. Вал «мотора» длиною 26 мм и диаметром 1,8 мм со стороны коллектора имеет шейку диаметром 1 мм. В коробчатом основании мотора находится выключатель с рубильником, расположенным слева.

Киевский школьник Коля Осипов сконструировал микроскопический электромоторчик. Размеры «мотора» позволяют поместить его на узкой стороне спичечной коробки.

В большинстве случаев конструкторы-сборщики миниатюрных машин изощряют свои способности именно на моторах, но вот не так давно с личного «стенда» француза-часовщика Поля Якоба сошел велосипед-карлик.

Этот невероятный по своей миниатюрности велосипед (показан на фотографии) помещен на чашке чувствительных лабораторных весов. Старая французская монета экю, весом 25 г, оказалась тяжелее крохотного велосипеда и переткнула коромысла весов в свою сторону. Тем не менее велосипед-карлик представляет собой копию нормального двухколесного велосипеда, и седок соответствующего веса и роста, пожалуй, мог бы проявить на нем свои спринтерские способности.

Велосипед-карлик, весом 20 г, состоящий из 608 деталей.

Исключая шарики подшипников, этот велосипед длиной 135 мм, вышиной 60 мм и весом 20 г собран из таких же деталей, что и настоящая большая машина. Всего и нем 332 части, считая звенья цепной передачи и ее соединительные болтики только за две детали (цепь сама по себе состоит из 278 частей, но весит не больше 0,5 г).

Рама собрана из стальных трубочек диаметром 2,5 мм, подшипники из закаленной стали. Диаметр ободьев колес — 45 мм, каждая спица диаметром 0,3 мм снабжена нарезкой и крепится гайкой. Все сцепления деталей сделаны путем пайки серебром, а трубки рамы в стыках привинчены друг к другу. Педали и шестеренка передачи были изготовлены и отделаны вручную напильником, без применения какого-либо станочка или специального инструмента. Наконец, диаметр передачи велосипеда равен всего 3,8 мм (деталь выдолблена из куска алюминия). Щиты для колес также выкроены из тонкого листового алюминия. Весь велосипед-карлик представляет собой мастерское произведение искусства точной механики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.