Чтобы поднять или опустить судно с одной водной ступени на другую, современная гидротехника сооружает шлюзы.
Но пропуск судна через шлюз — довольно длительная операция. В однокамерном шлюзе она занимает не менее 30 минут. Для того же, чтобы пропустить судно через двух- и трехкамерные шлюзы, требуется еще больше времени.
Шлюзование уменьшает пропускную способность рек и каналов и замедляет движение грузов и пассажиров.
Особенно досадны такие задержки, когда мы имеем дело со спортивными судами и внутригородским водным транспортом, водными трамваями. Здесь каждая минута промедления обесценивает всю выгодность передвижения по воде.
Строители канала Москва— Волга встретились с необходимостью добиться быстрого пропуска судов по реке Яузе, протекающей в черте столицы.
Воды в Яузе вообще не так много, и расходовать ее на обычное шлюзование крайне невыгодно.
Надо было найти такое решение, которое обеспечивало бы быстрый пропуск судов и потребовало бы минимального количества воды.
Такое решение было найдено. Это — проект первого в мире судоходного лотка, в котором шлюзование производится непрерывно, без задержки. С помощью такого лотка, можно будет пропускать одно судно за другим через каждые 2—3 минуты.
В чем же заключается сущность проекта?
Водный, эскалатор представляет собой лоток с наклонным дном. На протяжении лотка устанавливается несколько щитов, которые могут быстро опускаться на дно. |
Верхний и нижний участки peки соединяются не шлюзами, а двумя параллельными лотками с наклонным дном. На протяжении лотка устанавливается несколько щитов, которые могут быстро опускаться на дно. Taким образом, вместо одного шлюза лоток образует как бы несколько камер — ступеней. В частности, для реки Яузы, где верхний участок на 4 м выше нижнего, запроектированы 15 таких камер.
Особенность лотка заключается в том, что щиты автоматически опускаются при движении судна. Как только судно дойдет до определенной точки в лотке, щит перед ним опускается, уровень воды снижается, и судно проходит в следующую камеру. После того как судно миновало данный участок, щит так же автоматически поднимается за его кормой и, следовательно, поднимает уровень воды для пропуска следующего судна.
Теперь представим себе, что судно движется не вниз, а вверх по лотку. После того как судно вошло в первую камеру, щит за его кормой поднимается и задерживает подаваемую течением воду. Уровень в этой маленькой камере, образованной поднятием щита, повышается на 30 см. Тогда другой щит — перед носом судна — опустится, и судно, приподнятое на 30 см, войдет в следующую камеру.
Щит за его кормой тотчас же снова поднимается, и быстрое накопление воды опять поднимает судно на следующие 30 см.
Испытания модели лотка показали, что небольшой пассажирский теплоход, рассчитанный на 150 человек, может двигаться по лотку со скоростью, примерно, в 1 м в секунду. При длине лотка на реке Яузе в 300 м судно может быть пропущено с одного участка реки на другой в 5 минут. Иначе говоря, лоток даст возможность пропускать суда в шесть раз скорее, чем обычный шлюз. Кроме того, за полчаса (время шлюзования в обыкновенном шлюзе) лоток сможет пропустить 10—15 судов. Такая быстрота позволяет назвать лоток своеобразным «водным эскалатором».
Инж. А. Козловский
Статья опубликована в подразделе "В лабораториях Москваволгостроя"
Комментариев нет:
Отправить комментарий