Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 июля 2022

ФАНТАСТИКА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

В конце прошлого века в США печаталась серия книжек под заманчивым названием «Сенсационные романы». Предприимчивый издатель этих книжек — Франк Рид — за пустяковую цену в 5 и 10 центов давал юному американцу небольшой роман, в котором описывалось увлекательное приключение или путешествие. Бесстрашные герои романа совершали смелые подвиги, неизменно побеждали в борьбе с врагом и вырывались из ужасного плена с помощью различных фантастических машин, аппаратов и средств передвижения.

Малоизвестные писатели, создававшие «сенсационные романы», в то время мало думали о том, что их «несбыточные» проекты, навеянные литературной фантазией и поверхностным знакомством с техникой, явятся не чем иным, как промежуточными звеньями в развитии реальных технических и военно-технических проектов.

В своем последовательном развитии техника воспользовалась и этими литературными проектами. Спустя несколько десятков лет оказалось, что некоторые фантастические проекты авторов книг Франка Рида воплотились в жизнь в форме, имеющей явное сходство с формой своих прототипов, описания и иллюстрации которых мы находим на страницах «Сенсационных романов».

К примеру укажем, что в одной из книг Франка Рида мы находим описание полета к полюсу на причудливом воздушном корабле, движущемся по принципу геликоптера. Это была, пожалуй, первая мысль о достижении полюса с помощью летательного аппарата весьма оригинальной конструкции. Здесь же мы наталкиваемся на описание возможности достижения Северного полюса на подводной лодке. Сравнительно недавно обсуждался подобный проект, и, вероятно, эта мысль еще не оставила некоторых исследователей, имеющих возможность воспользоваться современными, весьма совершенными подводными лодками. Однако, автор не ограничился одним описанием похода подводной лодки на полюс: он привел подробную конструкцию этой лодки. Несомненно, что-то в этой конструкции оказалось жизненным и было использовано последующими конструкторами.

Так оказалось, что задуманные чисто литературные «Сенсационные романы» приобрели ценность и как документы технического прогресса. Любопытно, что серия «Сенсационных романов» считается в настоящее время библиографической редкостью и стоит очень дорого. Так, недавно за коллекцию 191 книги одним американцем было уплачено 2 тыс. долларов.

Приводим краткое описание некоторых видов транспорта, описанного в «Сенсационных романах». Не всегда являясь оригинальными по замыслу, они, однако, могут быть справедливо названы переходными от первых, весьма несовершенных проектов, предложенных еще раньше, к вполне современным видам воздушного, водного и земного транспорта.

Механический конь. Благодаря этому коню карета могла передвигаться с большой скоростью и таким образом позволяла избегать столкновений с разбойниками, нападавшими на ценную почту. Рядом — «механический конь», сконструированный одним итальянским изобретателем. Он снабжен легким мотором и позволяет передвигаться галопом.

Военная подводная лодка. Если Жюль Верн придал своей известной подводной лодке «Наутилус» миролюбивый вид, то автор одного из «сенсационных романов» снабдил подводную лодку «Нонеймс» («Безыменная») орудиями и таким образом почти вплотную приблизился к современным подводным кораблям.

Бронированная повозка. Проект бронированной повозки с пулеметной башней. Название «бронированная повозка» не должно нас удивлять, другого названия для этого сооружения на колесах и не придумаешь. Однако, все же ее можно считать ближайшим предком современных автобронемашин и танков. Рядом показан танк одного из последних типов, находящийся на вооружении английской армии.

Прототип геликоптера. Проект воздушного корабля, подымающегося в воздух при помощи вращения винтообразных колес. Эти колеса явились прототипом вращающихся лопастей современных геликоптеров, один из которых показан на фото.

Дирижабль «Монитор». 50лет назад автор одного из «сенсационных романов» описывал военный дирижабль «Монитор». «Монитор» нашел свое отражение в современных военных дирижаблях, строящихся в фашистской Германии, Америке и других странах.

Автомобиль для передвижения по снегу. В этом npoекте снегового автомобиля автор воспользовался принципом вращающегося лопастного колеса, подобного колесам речных судов. Вращение колеса производилось с помощью электрического тока аккумуляторов. При сильном попутном ветре, а также при порче механизмов можно было ставить паруса и продолжать езду. Рядом —  современный грузовик-вездеход, применяемый в Канаде, Аляске и других северных областях Америки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.