Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 января 2022

Мои прыжки

Г. ФИЛОНОВ

В 1935 г. я был командором пробега на мотоциклах no маршруту Ленинград—Карелия—Москва—Ленинград. Надо было проqти 5 000 км. В этом пробеге наши советские мотоциклы ленинградского завода «Красный Октябрь» показали прекрасную выносливость и высокое качество своего производства.

За 32 ходовых дня по дорогам, совершенно не приспособленным для мотоцикла, «Красный Октябрь» прошел, не дав ни одного отказа, и ни одна деталь не была на нем заменена.

Во время пробега мы часто бывали в затруднительном положении, когда наш путь преграждался широкими рвами, узкими, но быстрыми и глубокими речушками, разрушенными мостами и т. п.

Помню один случай.

В одно ясное утро, когда погода дала нам отдых от дождя, а земля — прекрасную, ровную дорожку, я шел впереди колонны. Стрелка спидометра показывала скорость около 60 км в час. Смолистый ветер приятно освежал лицо.

Неожиданно лес расступился, и и увидел зеленую лужайку. Неподалеку от полянки протекала речонка и ныряла под мост, бугром вздыбившимся над дорогой.

Мотоцикл быстро нес меня к мосту. Всего в нескольких шагах, когда машина почти уже влетела на шаткий настил, я увидел, что второй половины моста не было. Вместо нее виднелся противоположный скалистый берег и бешеный поток воды.

Остановиться было невозможно, свернуть некуда. Оставалось прыгать вперед, через небывалое еще препятствие.

Взлетев на мост, я дернул кверху руль, и мотоцикл сделал прыжок. Первый диковинный трамплин «Красный Октябрь» взял очень хорошо. Длина прыжка была около 2,5 м.

Этот случай и навел меня на мысль о необходимости делать прыжки на мотоцикле.

*

Опыта таких прыжков у нас в Советском союзе не было, если не считать попыток отдельных спортсменов, окончившихся неудачно.

Я решил начать изучение этого дела теоретически и осуществить его практически на советском мотоцикле, работая в этом направлении планомерно и систематически.

Разрабатывая эти прыжки теоретически, я получил полную картину полета мотоцикла. Высчитал, какой высоты должен быть трамплин и под каким углом он должен быть направлен, чтобы прыжок хорошо удался. Но я не был уверен в практической правильности этих расчетов, так как масса привходящих моментов могла изменить на практике мои теоретические расчеты. Скажу заранее, что в дальнейшем, при прыжках, это предположение подтвердилось.

Техника прыжка проста. Мотоцикл на скорости 60— 70 км в час влетает на обычный мертвый гимнастический трамплин. От трамплина мотоцикл получает бросок вверх и по инерции летит вперед в воздухе.

Первый свой прыжок и сделал с трамплина, имеющего высоту 40 см и 1 м в длину. Скорость мотоцикла была 34 км в час.

Здесь была моя первая ошибка, которая заключалась в том, что трамплин был высок, а скорость мала. Благодаря этому переднее колесо, сорвавшись с трамплина, сразу же пошло вниз, провалилось, а заднее, оттолкнувшись от трамплина, пошло вверх. Машина сделала в воздухе сальто, но осталась цела, а я, к счастью, отделался только несколькими ушибами.

Тогда я снизил трамплин до 20 см, увеличил скорость мотоцикла до 40 км в час и сделал свой первый прыжок в длину на 1,7 м.

Постепенно тренируясь в прыжках, я увеличивал скорость мотоцикла до 60—70 км в час и соответственно повышал трамплин.

Вместе с тем увеличивалась и дальность моего прыжка —1,9; 2,1; 3,7, и, наконец, при высоте трамплина в 40 см и скорости 65 км в час, я достиг дальности прыжка в 10 с лишним метров.

Утвердившись на этих прыжках, я перешел к более серьезной ступени — к прыжкам через препятствия.

Я стал тренироваться в преодолении разрушенного моста и, постепенно увеличивая пролет разрушенной (отсутствующей) части моста, довел прыжок до 6.7 м.

14 июля этого года я побил свой прежний рекорд, сделав прыжок в 12 м. А через три дня я достиг уже 13 м.

Одновременно я совершил около 10 прыжков через препятствие — через легковой автомобиль.

Слушатель артакадемии им. Дзержинского, старший лейтенант Г. Н. Филонов, совершает прыжок на мотоцикле через автомобиль.

При выборе мотоцикла для осуществления своих прыжков я остановился на мотоцикле «Л-300» ленинградского завода «Красный Октябрь». Он отличается хорошей устойчивостью, крепостью и выносливостью.

Надежды мои оправдались, и мотоцикл «Л-300» вышел из этого серьезнейшего и труднейшего испытания с честью. Он работает прекрасно и безотказно.

После 36 прыжков мотоцикл был полностью проверен специальной комиссией. Ои был в полном порядке. Покрышка и камера из советского синтетического каучука еще раз доказали свое высокое качество.

*

Необходимо подчеркнуть, что для прыжков желательно шины накачивать полностью, не так, как обычно при езде, а значительно сильнее. Это нужно для того, чтобы при приземлении и продавливании покрышки обод не ударил землю, так как это может привести к деформированию обода и повреждению спиц.

Теперь несколько слов о трамплине.

Трамплин при высоте, предположим, в 40 см может быть различной длины. Если сделать его длиной около 4 м, то угол трамплина надо взять примерно в 6°. Это наиболее «приятный» угол. При въезде на него не чувствуешь никакого удара на переднюю вилку, а следовательно, и на руль.

Если при той же высоте сделать трамплин длиною в 2 м и меньше, то дальность прыжка от этого увеличивается, но зато появляется неприятный удар в руль при въезде на трамплин.

Приземление мотоцикла происходит в большинстве случаев относительно мягко, т. e. удар о землю невелик. Но это зависит от того, как произойдет посадка. Если машина приземляется сначала на переднее колесо, а потом на заднее, то удар невелик. Если машина приземлится одновременно на оба колеса, то удар ощущается еще меньше.

Но бывали случаи, когда машина опускалась на заднее колесо. Это, пожалуй, самая неприятная посадка. При ней удар о землю значительно увеличивается, и бывали случаи двойного прыжка: мотоцикл, приземлившись на заднее колесо и имея переднее еще в воздухе, делает еще один-два прыжка п 1,5—2 м. Такое приземление несколько выбивает из равновесия.

Что же мешает приземлению на оба колеса?

Причин очень много. Я уверен в том, что мне удастся их более или менее систематизировать и уточнить. Пока скажу только о том, что мне уже стало вполне ясным.

Более прямая посадка при вытянутых руках дает возможность приземлиться на оба колеса одновременно. Но чуть отброшенный корпус по отношению ко всей системе уже приводит к посадке на заднее колесо.

Наклон корпуса вперед, чуть согнутые руки приводят к посадке на переднее колесо.

Удачное сочетание скорости с высотой трамплина дает посадку на обо колеса.

Сниженная скорость приводит к посадке на переднее колесо.

Повышенная скорость дает больше шансов на приземление обоими колесами.

Но все же каждый прыгающий должен сам почувствовать посадку. Рассказать и описать это исчерпывающе невозможно. Здесь может помочь только собственное чувство, когда надо больше нагнуться или откинуться.

Большую роль играет также количество бензина в баке, особенно, при высоком и длинном прыжке. Я заметил, что полный бачок обеспечивает больше шансов на приземление на оба колеса, в то время как наполовину заправленный бак ведет к увеличению шансов на приземление передним колесом.

Прыжки на мотоциклах развивают смелость и решительность у водителя. Они часто смогут ему пригодиться в пути.

Я получаю большое количество писем со всех концов нашего Союза. Мне пишут мотоциклисты и просят рассказать о моих прыжках и поделиться с ними своим опытом. Это вызывает уверенность в том, что этот вид спорта найдет широкое применение у нас. Я не сомневаюсь, что мы скоро услышим имена товарищей, которые на основе моего опыта покажут еще лучшие достижения.

Советский мотоциклист имеет все данные к тому, чтобы стать лучшим мотоциклистом в мире.

Я только хочу предупредить всех товарищей, собирающихся последовать моему примеру, что к этой работе надо прежде всего подходить, как говорят, «с головой». Здесь не может быть места нелепому лихачеству, безрассудной, никому не нужной храбрости. Если подойти к этому вопросу на авось, без предварительной упорной тренировки с постепенным повышением трамплина, то можно дорого заплатить за такое «геройство».

Прыжки на мотоцикле — это не только увлекательное занятие, но и занятие весьма серьезное и ответственное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.