Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

06 ноября 2021

Улица социализма

Проф. Д. Ф. ФРИДМАН

Архитектура — это искусство весьма сложное и многогранное. Архитектор в своей творческой работе должен разрешить одновременно три основные задачи. Во-первых, он должен разрешить строительно-техническую задачу; это значит строить дешево, прочно, быстро и хорошо. Затем он должен предусмотреть, чтобы проектируемое строительство вполне отвечало своему производственному или бытовому назначению, т. е. он должен предусмотреть все удобства жизни или работы человека; это будут вопросы освещения, проветривания, связи отдельных помещений и т. д. Наконец, он должен позаботиться о художественном оформлении здания, так, чтобы воздействовать в нужном направлении на чувства человека, т. е. вызвать чувство радости или горя, мощи или слабости, движения или покоя, энтузиазма, пафоса, реальности или мистики и т. д.

Архитектура старого мира создала очень много ценных памятников. Это творчество обычно совпадало с расцветом экономики и культуры данной эпохи. Греция создала замечательные архитектурные творения — Акрополь, Парфенон, эти мощные по своему замыслу и гениальные по простоте своих форм постройки. Точно так же Рим создал свой стиль на новой технической базе, применяя арку, свод, купол, чего не знала Греция. В эпоху своего наивысшего расцвета Рим построил многочисленные ценные памятники архитектуры, которые служат нам и поныне образцами, — это Пантеон, Колизей, театры и т. д. Все основные задачи, стоящие перед архитектурой, наиболее гармонично разрешены были в этих памятниках. Именно поэтому они носят название «классических».

Особый интерес представляют собой архитектурные памятники с их художественной стороны, воздействующей сильнейшим образом на психику и чувства человека. Вспомним, например, средневековые религиозные храмы готической архитектуры, с их полумраком высоких сводов, с их стрельчатыми арками, узкими разноцветными окнами, сквозь которые проникал фантастический свет. Еще вопрос, что больше действовало на чувства людей, на формирование их религиозного ощущения, на подавление воли и всякого сознания — священник ли, читающий проповедь, или мрачная и давящая архитектура готических храмов! Я думаю, что архитектура готических храмов значительно больше влияла и действовала на зрителя, чем проповедь. Такова сила воздействия архитектурной формы на человека. Это один из видов использования старым миром архитектурного искусства.

Но времена меняются. Один общественный класс сменяется другим. Во главе государства становится пролетариат. Он строит новое социалистическое общество, создавая новые формы быта. Гигантски растут техника и общие богатства страны. Разумеется, что все это находит свое отражение в нашей сегодняшней архитектуре.

Мы должны отразить в архитектуре наш новый складывающийся быт. Мы должны закрепить в материальных формах наши новые чувства восторга и радости перед торжеством социализма и коммунистических идей. Мы должны выразить в архитектуре мощь и пафос нашего роста, наших побед. Ведь это — чувства нашего многомиллионного пролетариата, колхозного крестьянства и всего трудящегося населения. Они хотят, чтобы архитектура, украшающая города, радовалась бы и торжествовала вместе с ними.

Мы сейчас создаем новых людей, новую культуру, новую технику, новый быт. И в этом отношении архитектура получает совершенно новое содержание, новые задачи ставятся перед ней. Однако мы еще вынуждены пользоваться старыми строительными материалами — кирпичом, камнем, — и поэтому наша архитектура именно с этой стороны связывается с формами архитектуры прошлых эпох. Но мы отталкиваемся от культурных ценностей прошлого, для того чтобы на их базе выработать наш новый современный стиль. Тот же камень и кирпич дают нам полную возможность создать новые, невиданные ранее архитектурные образы. Дело здесь не столько в материале, сколько в том, в чьих руках находится этот материал и какой идее он подчинен.

Вот перед вами проект улицы социалистического города. Основная мысль проекта — максимум заботы о человеке. Улица буржуазного капиталистического города по существу выполняет исключительно техническую функцию транспортного пути, связывающего отдельные центры города. Между тем этого далеко не достаточно, особенно в тех частях города, в которых размещаются жилища человека, т. е. где он отдыхает.

Улица социалистического города должна быть совершенно иной. Она может, например, представлять собой систему террас, вынутых в грунте. Это нечто вроде гигантских ступеней огромной лестницы. На самой нижней террасе расположен водоем небольшой глубины, достаточной для движения мелких катеров, моторных лодок, глиссеров. В зимнее время водоем используется для лыжного и конькобежного спорта. С двух сторон этого водоема устроены небольшие заливы для купания и лодочных пристаней. К ним примыкают пляжи с павильонами для раздевания, буфетами и т. п.

Далее по обеим сторонам помещаются террасы, на которых расположены площадки для всех видов игр. Здесь теннис, крокет, волейбол и пр. Эти площадки чередуются с зеленью, фонтанами, скульптурой и трибунами для публики, наблюдающей за ходом игр.

Следующая терраса — бульвар, на котором расположены кафе, рестораны, оркестры. Вдоль этой террасы, под вышележащей ступенью, проходит полуоткрытый метрополитен. Освещенный дневным светом, он дает возможность обозревать из окон большую часть улицы.

Следующая терраса представляет собой также бульвар, на котором расположены все торгующие предприятия.

Далее располагается автомагистраль. Она примыкает к жилым домам.

Такая система террас дает возможность наблюдать с различных точек все архитектурное богатство улицы. Большой простор ее наполняет зрителя чувством радости, легкости.

Расположение различных форм транспорта на нескольких уровнях создает колоссальные удобства. Автомобили могут двигаться с большей скоростью, не останавливаясь на перекрестках, так как перекрестков не будет. Люди могут гулять, не встречая движения машин.

Уголок улицы будущего. Проект арх. Фридмана

Так нам рисуется одна из возможных улиц будущего социалистического города. Несомненно, что применение новых материалов и новые технические методы строительства внесут определенные изменения в архитектурные формы будущего. Следующая ступень развития строительной индустрии подведет нас к самому широкому применению металлов. Различные элементы здания будут изготовляться из наиболее прочных, устойчивых, но вместе с тем легких материалов. Полная механизация строительства, которая позволит нам просто монтировать готовые элементы здания, привезенные с заводов, вызовет, конечно, существенные изменения архитектурной формы. Нарисованная нами улица — пока только фантазия, но в ней, несомненно, можно найти какие-то действительные элементы будущего бытия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.