Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 ноября 2021

Звук на экране

Фото Л. РИХТЕРА. Текст Н. ПАШИНА

Знаете ли вы, что кусочек кинокартины, промелькнувший перед вами за 4—5 секунд, создавался в течение многих часов? Целый коллектив разнообразных профессий участвует в создании звукового кинофильма. Здесь артисты, режиссеры, операторы, гримеры, музыканты. Здесь работают плотники, архитекторы, художники, электрики и еще много людей —  вплоть до пожарников и вахтеров, охраняющих порядок и безопасность работы при съемке.

Вы видите большой зал киноателье в студии Мосфильма. Он настолько велик, что в нем свободно размещаются целые здания, строятся декорации гор, скал, клубов, макеты яхт и даже больших пароходов. Избы, скалы, пещеры, библиотеки, вся обстановка, в которой происходит съемка, выполнены весьма точно и художественно, и только торчащие по краям доски, бревна, куски фанеры и обрывки материалов напоминают вам о том, что все это только декорация.

Особую убедительность приобретает вся эта обстановка под влиянием ослепительно яркого освещения во время съемки. В технике киносъемки огромную роль играет освещение и искусство управлять им. Этим искусством обладает оператор. От того, как ярко освещение, как оно распределено, во многом зависят успех игры актера и естественность обстановки, в которой он играет.

Несмотря на большие трудности, возникающие при постройке декораций и размещении источников света, все же большинство съемок проходит в ателье. Это объясняется тем, что натурные съемки (в природных условиях) очень трудны и слишком ограничивают работу оператора. Он не может, например, заставить солнце светить когда нужно ровным светом, или же наоборот все время меняющимся. Точно так же часто необходимо, чтобы освещение падало на место съемки только с одной стороны. Вечно мешает оператору и ветер.

Ателье, в котором происходит съемка звукового кинофильма, тщательно изолируется от вторжения внешних звуков. Заглушается и эхо, происходящее от голоса артистов. Стены ателье делаются толстыми и звуконепроницаемыми. Со всех сторон свешиваются звукопоглощающие ткани со множеством складок. Попадая в эти складки, звук теряет свою силу.

Это висячие агрегаты мощных 500-ваттных ламп, укрепленных на металлических крестовинах. К крестовинам приделан трос, переброшенный через блок, который в свою очередь укреплен на движущейся раме. Таким образом лампы могут быть подняты или опущены, приближены или удалены от места съемки. К этим ламповым агрегатам присоединяются еще так называемые зеркальные светильники и прожекторы. Во время съемки включается уже полный свет. Прибавляется еще боковое и переднее освещение, состоящее из комбинации мощных ламп с ртутными трубками и прожекторами.

Все ламповые агрегаты и светильники установлены на подвижных треножниках. Самый мощный из светильников — зеркальный. Вы видите его на нижнем правом снимке. Он дает 20 тысяч свечей.

Требования кинооператора к источникам света очень многочисленны и разнообразны. Для съемки какого-либо момента картины необходимо самое различное освещение отдельных мест сцены. Одна часть освещается более ярко, другая меньше, а третья почти скрывается в полумраке.

Правильное расположение грима на лице актера помогает большей выразительности его мимики. Но можно еще выгодней подчеркнуть его игру, если выделить из общего освещения, например, только глаза, рот или ухо. В таких случаях применяется линзовый прожектор, отбрасывающий направленный пучок света.

Свет и декорация помогают работникам кинофабрики "обманывать" кинозрителя. Так, ослепительно белый воротничок героя в действительности является желтоватым, а лоснящееся соболье манто, в котором щеголяет его подруга, в действительности имеет пурпуровый цвет. Все платья и украшения, поражающие своим блеском и нарядностью зрителя, сделаны из самых простых и дешевых материалов.

— Приготовились!.. Абсолютная тишина!.. Начали! — командует режиссер. Оператор включил автоматически действующий съемочный аппарат. В тот же момент и в аппаратной комнате принимается через микрофон приказание режиссера и включается звукозаписывающий аппарат. — Хлопушка! — продолжает режиссер. Перед съемочным аппаратом выступает монтажница и громко произносит: —  "Зори Парижа!" Сценка в штабе! Вариант второй!". При этом она хлопает двумя плоскими деревянными дощечками, на одной из которых висит номер эпизода. Так, на кинопленке и фонограмме одновременно запечатлевается начало какого-то куска фильма. Режиссер дает знак артистам. Съемка началась.

Этот экран находится в студии озвучивания. На нем демонстрируются сценки из немого фильма. Актеры, участвующие в этих сценах, располагаются здесь же у экрана и, следя за своими движениями в картине, произносят в строгом соответствии с ними слова, фразы или поют и играют на музыкальных инструментах. Находящийся тут же микрофон передает эти звуки в звукозаписывающий аппарат. Так озвучиваются немые, игровые и хроникальные фильмы.

Особый аппарат, называемый микшером, показанный на верхнем снимке, регулирует звуковые эффекты. Так например, если бывает нужным выделить на всех сопровождающих эпизод звуков, скажем, человеческий голос и приглушить шум моря и мелодию музыки, то это достигается соответствующей регулировкой микшера, панель которого напоминает радиоприемник.

Съемки изображения и звука не всегда проходят одновременно. Часто для кадров, в которых участвует сразу несколько звуков —  шум моря, человеческая речь, музыкальная мелодия, каждый звук записывается отдельно. Затем разрозненные фонограммы всех этих звуковых моментов пропускаются через агрегат звуковой перезаписи, изображенный на нижнем снимке. С помощью такого агрегата получается одна целая фонограмма, на которой звуки наложены друг на друга, и таким образом создается необходимое общее звуковое сопровождение эпизода.

Картина создается отдельными, небольшими кусками-эпизодами. Затем эти куски последовательно склеиваются. Также склеиваются и фонограммы звука. Это называется монтажом картины. Вот здесь-то и пользуются хлопушкой, когда возникает необходимость совместить заснятые на разных пленках звук и изображение. После монтажа изобразительной части картины в нее впечатывается звук, запись которого располагается сбоку пленки. Кинокартина готова. Ее размножают и рассылают на экраны кино.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.