Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

06 ноября 2021

Прогулка в электромобиле

Инж. И. И. ДЮМУЛЕН

Описав плавный круг, самолет мягко опустился на бетонную площадку аэродрома, сделал разворот и покатил по совершенно гладкой дороге к стоящему в стороне зданию. В этом здании, по своей форме напоминающем два полукольца, помещалось все хозяйство большого аэродрома.

Самолет подкатил к подъезду, над которым была надпись «Аэро-отель». Мотор вздрогнул последний раз и затих.

Заняв в великолепной гостинице номер, я позвонил по радиотелефону моему другу, профессору Института моторного транспорта. В небольшом экранчике телевизора, висевшем около телефона, появилось изображение стола с телефонным аппаратом и части какой-то комнаты. К телефону никто не подошел. Тут я увидел в экран, что на столе моего друга лежит раскрытая записка: «Нахожусь на лекции, буду в 12 часов».

Оставалось ждать еще около часа. Я решил пока позавтракать. Лифт поднял меня на последний этаж, представлявший собой стеклянную

веранду над всем зданием, на которой помещались ресторан, танцевальный и шахматный залы, библиотека, бильярдная. Я занял столик и заказал себе завтрак. Сквозь открытое окно и стеклянные стены мне было все хорошо видно во все стороны.

Вдалеке, в легкой дымке большого города, возвышались великолепные здания.

Справа и слева тянулись два дорожных полотна, пересекавшиеся около самого аэропорта. Их я сначала принял за железнодорожные пути, но, присмотревшись внимательнее, я увидел, что это великолепные железобетонные автомобильные дороги.

Вот только что совершенно бесшумно и очень быстро промчался пассажирский автопоезд, состоящий из четырех восьмиколесных великолепно отделанных вагонов. Никакого «паровоза» или тягача спереди не было, только головной вагон несколько отличался от остальных в своей носовой части. Почти сейчас же прошел встречный товарный автопоезд.

Все полотно дороги было разделено вдоль на четыре линии. По двум внутренним двигались только автопоезда, а по крайним — отдельные автомобили и автобусы. Каждая линия отделялась от соседней солидным каменным забором высотою около 1,5 метров. Движение по каждой линии шло только в одном направлении. Пересечение дорог было сделано на разных уровнях с помощью моста-путепровода с целой системой остроумно расположенных соединительных путей, благодаря которым можно было перейти с одной дороги на другую, не попадая во встречное движение.

Все полотно дороги било разделено вдоль на четыре линии. По двум внутренним двигались только автопоезда, а по крайним — отдельные автомобили и автобусы. Каждая линия отделялась от соседней солидным каменным забором.

Все автомобили, а также автопоезда двигались совершенно бесшумно и имели обтекаемую форму. Большинство автомобилей приводилось в движение колесами, некоторые же имели воздушные винты, как у самолетов.

Кроме того мне удалось заметить, что часть автомобилей имела три колеса, часть — четыре колеса, а маленькие авто — только два, автобусы же все имели восемь колес,

*

Раздались три специфических сигнала проверки времени — 12 часов. Взяв трубку радиотелефона, стоявшего на моем столе, я снова позвонил. Сейчас же в экранчике появилось лицо моего друга, правда, несколько постаревшее, и послышался его знакомый голос.

Он обещал заехать за мной через полчаса и отвезти к себе на дачу.

Вскоре мой друг приехал. Мы спустились во внутренний круглый двор. Здесь стоял целый ряд автомобилей. Мы подошли к одному из них.

Автомобиль по своей форме напоминал перевернутую лодку, поставленную на четыре колеса. Кузов не имел никаких выступов, был гладко зализан и отполирован. Нельзя было сказать, где находится у такого автомобиля двигатель. Профессор открыл дверь и сел за руль, пригласив меня сесть рядом. Кузов оказался внутри очень вместительным благодаря своей обтекаемой форме; на переднем сидении совершенно свободно можно было бы поместиться троим, второе такое же сиденье находилось сзади.

Управление автомобилем значительно отличалось от обычного. Всего только один рычаг, одна педаль и одна маленькая рукоятка на руле. На переднем щитке были расположены: указатель скорости — спидометр, вольтметр и две небольшие рукоятки, одна красная и другая белая. Никаких кнопок, манометров, указателей уровня топлива, температуры воды, — ничего этого не было.

На переднем щитке были расположены: указатель скорости спидометр, вольтметр и двусторонний рубильник.

Борис (так звали моего друга) отпустил рычаг и слегка нажал педаль, — автомобиль плавно и бесшумно тронулся. Выехав со двора и пройдя соединительную дорогу, мы сразу въехали в нужную нам линию движения на главной дороге. По мере нажатия педали автомобиль плавно ускорял свой ход. Вот мы уже догнали автопоезд и идем рядом с ним; посмотрев на спидометр, я увидел, что стрелка показывает 140 километров в час. Несмотря на такую скорость, не было никакого шума и сотрясений, впечатление было такое, будто бы автомобиль катится под гору, а не двигатель его везет. Спидометр показывал уже 160 километров в час.

Через несколько минут мы свернули с главной дороги, въехали в дачный поселок и направились к воротам одной из дач. В нескольких метрах от ворот автомобиль остановился около столба с небольшим металлическим ящиком. Борис достал ключ, вставил его в замок ящика, открыл дверку и нажал находящуюся там кнопку. Ворота тотчас же открылись, и мы въехали во двор, после чего ворота сами закрылись.

Я попросил Бориса объяснить мне устройство его автомобиля.

— Автомобиль этот электрический. Вот, видишь, здесь у заднего и переднего мостов расположено по электромотору, которые подвешены одним концом к раме. Моторы эти, несмотря на свои малые размеры, развивают до 120 лошадиных сил. Они называются моторами двойного вращения, так как у них вращается и якорь и статор. Моторы этой конструкции существуют очень давно, но применение себе нашли они лишь в последнее время. Только с развитием электрического автомобиля эти моторы были значительно усовершенствованы и облегчены. Они позволили намного упростить общую конструкцию автомобиля. Теперь уже нет надобности в сложной системе сцепления, коробки передач и карданного вала.

— А где же находится батарея аккумуляторов, которые питают током электромоторы, и сколько часов можно ехать, пока не иссякнет заряд аккумуляторов?

— Вот самого главного ты и не приметил. Никакой батареи здесь нет, хотя место для нее имеется. Вот тут, — и Борис открыл заднюю часть автомобиля, — может поместиться небольшая батарея на 4—5 часов езды, но, как видишь, у меня ее нет.

В недоумении я посмотрел вверх, потом на землю, пытаясь найти хотя бы какие-нибудь следы проводов или рельс. Но их тоже не было видно.

— Тогда я не понимаю, как же происходит питание двигателя?

— Вот в этом все и дело, — ответил Борис. —  Одно из самых ценных изобретений последних лет, — это возможность передачи электроэнергии в больших количествах и на большие расстояния без проводов. Ты, наверное, заметил по дороге электростанцию с целой сетью проводов, расположенных над автомобильным шоссе. Такие станции через известные промежутки построены вдоль всех наших дорог. Такие же станции имеются и в городах.

Станции посылают электроэнергию в пространство. Эта энергия направляется, главным образом, вдоль дорог, благодаря специальным проводникам, которые заложены в трех каменных заборах, разделяющих дорогу на четыре линии движения. Теперь смотри сюда, — сказал он, открыв переднюю стенку автомобиля. — Здесь находится приемник-трансформатор.

В передней части автомобиля был расположен приемник-трансформатор. Он состоял из целого рада катушек, ламп, конденсаторов, сопротивлений, —  все это напоминало радиоприемник.

Я увидел прибор, состоящий из целого ряда катушек, ламп, конденсаторов и сопротивлений —  все это напоминало радиоприемник. Прием энергии производился на антенну, которой служила изолированная крыша автомобиля. Уловленная антенной электроэнергия поступала в приемник и трансформировалась в электрический ток нужного напряжения.

— Как же управляется такой автомобиль?

— Вот этот рычаг — это просто механический тормоз на все четыре колеса, так же как и в обычных автомобилях. Для управления двигателем служит педаль. При ее нажатии увеличивается сила тока, поступающего в двигатель, а следовательно и скорость движения автомобиля. Как только педаль отпущена, — двигатель начинает тормозить, при этом он превращается в генератор, вырабатывая электроэнергию. Эта электроэнергия соответствующим образом преобразуется и через антенну поступает обратно в пространство — для питания других автомобилей. Маленькая рукоятка на руле регулирует свет в фарах. Вот эта белая рукоятка на переднем щитке служит для подстройки приемника электроэнергии, что может потребоваться при работе автомобиля на значительном удалении от станции. Подстройка производится вот по этому вольтметру, — надо добиться при этом максимальных показаний его. Красная рукоятка при положении вверх включает антенну, в среднем положении — все выключено. Когда же автомобиль выходит из сферы действия станции, рукоятка переводится вниз, — включается батарея аккумуляторов. Батарея автоматически заряжается, как только автомобиль снова попадет в сферу действия станций. В центральных частях Союза батарея не нужна, так как здесь благодаря широко развитой сети дорог невозможно выйти из сферы влияния какой-либо станции.

*

Мы вошли с приятелем в дом и сели вскоре за обеденный стол. Но и тут я не давал покоя моему другу всякими расспросами.

— Как двигается автомобиль, мне ясно. Но как может электрический автомобиль тянуть целый поезд да еще с такой громадной скоростью, этого я не понимаю.

Усмехнувшись, Борис ответил:

— Начнем не с поезда, а с автобуса. Ты, наверное, уже заметил, что автобусы, как правило, имеют восемь колес. Это сделано не только для уменьшения давления на полотно дороги. Дело в том, что каждая ось такого автомобиля снабжается отдельным электромотором и является ведущей. Такая конструкция позволяет устанавливать более легкие и компактные моторы и имеете с тем значительно увеличивать общую мощность. Например, автобус с четырьмя моторами, такими же, как и на моем автомобиле, обладает мощностью в 240 лошадиных сил. Это позволяет ему двигаться с большой скоростью. Точно так же устроен и поезд. Его головной вагон везет только себя, оси всех остальных вагонов имеют свои электромоторы и тоже являются ведущими. Таким образом поезд приводится в движение 16 электромоторами общей мощностью в 960 лошадиных сил. Управление электромоторами производится с головного вагона, так же как и в железнодорожных электропоездах.

Такая система применения различного числа электромоторов для разных автомобилей дает громадную экономию в производстве. Мы имеем в производстве всего лишь один тип мотора в 60 лошадиных сил, который ты видишь и на моем автомобиле. На малых автомобилях с тремя колесами ставится только один мотор, на больших автомобилях — два мотора и на грузовиках и автобусах — три или четыре. Этот же мотор стоит и на автопоездах.

— Ну, ответь теперь мне на последний вопрос. Что это за двухколесные автомобили и автомобили с воздушным винтом?

— Двухколесный автомобиль — это, попросту говоря, мотоцикл, на который вместо седла установлены сиденье и закрытый кузов. Для устойчивости он снабжается жироскопом, который приводится в движение от отдельного мотора.

Автомобили с воздушным винтом только что появились. По силе тяги они не уступают нашим обычным автомобилям, но зато выгодно отличаются от них более простой и дешевой конструкцией и меньшим весом. Правда, здесь еще не решен вопрос о возможности применения нескольких моторов. Несомненно, что в дальнейшем легкие одномоторные машины будут иметь воздушную тягу.

Я рассказал тебе в общих чертах все о современном безрельсовом транспорте, не сказал только самого главного. Электрификация безрельсового транспорта оказалась под силу только социалистическому государству, где, как ты видел, она проведена полностью. Капиталистические государства не могут и мечтать об электрификации всех своих дорог, их электрические концерны и компании никогда не договорятся о способах взаимных подсчетов и расчетов с потребителями за отпускаемую энергию, так как невозможно установить, кто и какой энергией пользуется и сколько времени. Ведь для бесперебойного движения волна всех станций страны должна быть одинакова.

*

Уже темнело, когда мы окончили нашу беседу. Мы собрались обратно в город.

Подъезжая к главной дороге, я был поражен, увидя ее ярко освещенной, хотя ни одного фонаря не было видно. Только когда мы въехали на нее, я увидел, что свет идет от плафонов, вделанных в боковые заборы на небольшой высоте от земли. Такой свет совершенно не ослеплял и очень хорошо освещал дорогу.

Минут через 15 мы въехали в город, который я не видел уже много лет.

Вид нового города-гиганта при вечернем освещении с его воздушными мостами, многоэтажными улицами, с массой автомобилей, скользящих без всякого шума, поразил меня, так же как и приведет в изумление вас, читатель, описанный здесь автомобиль недалекого будущего.

При вечернем освещении город-гигант с его воздушными мостами, многоэтажными удинами, с массой автомобилей, скользящих без всякого шума, — город этот приводил в изумление.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.