Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

09 ноября 2021

Полет на ракете

Проф. Г. И. ПОКРОВСКИЙ

Мы помещаем четыре живописных рисунка, показывающих возможную картину будущего полета на космической ракете. Картины написаны проф. Г. И. Покровским — автором увлекательных популярных статей по теоретической физике, хорошо известных нашим читателям. Мы с особым удовлетворением отмечаем тот факт, что человек науки для популяризации научно-технических идей прибег не только к словесному описанию, но и к языку живописи.
Пользуемся случаем, чтобы обратиться ко всем, ученым и инженерам с просьбой помочь этому замечательному начинанию. Мы ждем от наших специалистов объемных графических рисунков, художественных фотографий, живописных эскизов, которые смогли бы вместе с кратким популярным объяснением показать лицо вновь созидаемых вещей — машин, станков, аппаратов, заводов, — показать в фантастической форме те заманчивые контуры науки и техники, которые ожидают нас в будущем.

Язык чертежа, графика, фотографии занимает все большее место в научной, технической и популярной литературе.

Достаточно сравнить любую книгу, изданную лет 30—40 назад, с современными изданиями, чтобы убедиться, как бедно и подчас наивно иллюстрировалась старая научно-техническая литература.

Но чертежи, графики и фото могут передавать только уже осуществленные вещи или во всяком случае достаточно точно разработанные.

Смелая научная фантазия, широчайшие горизонты науки и техники, уже вырисовывающиеся перед нашим умственным взором, не могут быть переданы подобными изобразительными средствами.

Даже схематический чертеж требует полной ясности целого ряда деталей. А именно детали многих заманчивых проблем еще скрываются во мгле будущего.

Иначе обстоит дело, если мы вместо точных методов изображения изберем художественные приемы и постараемся передать пока еще смутно предчувствуемые научные победы будущего языком искусства, языком, для которого не столько важны детали, сколько общее синтетическое содержание и целеустремленность.

Научная фантастика должна в ближайшее же время приковать к себе внимание художников. Здесь перед ними неограниченное поле для применения своих творческих сил и дарований.

Недаром еще за сотни лет до нашего времени лучшие и наиболее культурные художники своей эпохи, как Леонардо да-Винчи или Альбрехт Дюрер, дали много рисунков и гравюр, посвященных технической фантастике.

Чтобы все сказанное не было отвлеченным рассуждением, я позволил себе иллюстрировать высказанные мысли несколькими эскизами, репродукции которых здесь приводятся.

Данная серия посвящена межпланетному путешествию на ракете — вопросу, не раз уже освещавшемуся как в научной, так и популярной литературе.

Таким образом здесь не выдвигается никакой новой идеи ни в целом, ни в деталях, и все внимание обращено на форму, в которой преподносится научная фантастика.

1
Космическая ракета готова к полету. Отдаются последние приказания. Летчик прощается с товарищами перед посадкой в ракету. Она укреплена на стартовой тележке. Двигаясь по соответствующему пути, тележка дает ракете начальную скорость. Уже после этого начнут действовать реактивные двигатели самой ракеты. Вы видите более подробно хвостовую часть ракеты, представляющую собой два концентрических сопла очень большого диаметра. Из этих сопел при полете выбрасываются газы, в результате чего ракета приобретает соответствующий импульс вперед. Около сопел видны рули, действующие на выбрасываемую струю газов, такам образом они позволяют менять направление полета. Внутреннее сопло является по существу рабочим, внешнее же служит для выпуска газов, охлаждающих внутреннее сопло и внешнюю оболочку ракеты. Оболочка может нагреваться от большой скорости ракеты в атмосфере Земля и других планет.

Стартовая тележка имеет кроме нижних колес еще и верхние, которые при больших скоростях движения упираются в особые верхние добавочные рельсы. На рисунке этих верхних рельсов нет, так как в начале стартовой дорожки скорости малы и устойчивость обеспечивается обычным способом.

Ракета на стартовой тележке стоит среди зданий соответствующих мастерских. Следует обратить внимание, что архитектурному оформлению этих утилитарных построек уделено должное внимание, как этого и следует ожидать в высококультурном обществе будущего. Несколько странным может показаться подчеркнуто военный характер самой сцены прощания. Но этим отмечается, что чем совершеннее техника, тем более четкой и выдержанной дисциплины требует она от человека.
2
Старт дан. Вглубь картины направлена стартовая дорожка, частично идущая по стальному мосту. Вдали, на вершине горы, дорожка переходит на высокую башню и получает почтя вертикальное направление. Тележка с ракетой получает свой разбег с помощью системы кольцевых электромагнитов, соединенных вверху фермами, несущими верхние направляющие рельсы.

На переднем плане виден центральный пост управления. Здесь установлена модель стартовой дорожки. Контрольные приборы показывают ускоренно ракеты на разных участках пути. Специальная аппаратура регулирует работу электромагнитов. Возле центрального поста, внизу находятся тяжелые электросиловые установки (не видные на рисунке). Для их обслуживания устроен мостовой кран, одна из колонн и блок которого видны около поста управления.

В изображаемый момент ракета только что отделилась от стартовой башни и, выбрасывая облака конденсирующего водяного пара» уходит вертикально вверх, в космическое пространство.

Следует обратить внимание, что все действие происходит в южных широтах. На это указывают пальмы под мостом слева. Расположение места старта на юге имеет то преимущество, что к скорости ракеты, полученной ею при старте, прибавляется еще и скорость вращательного движения Земли. Выигрыш хотя и не велик, но в технике будущего, возможно, будут учитываться и такие тонкости.
3
Ракета ушла в космическое пространство. Теперь особенное значение приобретает связь с нею. Для этого предназначаются специальные высокогорные станции — обсерватории.

Здесь можно видеть три различных установки. Средняя представляет собой мощную радиопеленгаторную установку. На башне станции видны три взаимно перпендикулярных кольца, внутри которых расположены рамочные антенны. Сопоставляя силу сигналов, принимаемых на всех трех антеннах, можно установить направление, откуда идет сигнал; следовательно, в данном случае можно установить астрономические координаты ракеты, — если она посылает какие-либо радиосигналы.

Слева вдали видна обычная астрономическая башня с телескопом, которым в темное время суток можно взять точный прицел на ракету, если область неба, где она находится, установлена радиопеленгированием.

Наконец, справа расположено громадное параболическое зеркало направленной радиопередачи ультракороткими волнами для связи с ракетой. Установка отличается большой мощностью, ибо расстояние до ракеты может быть очень велико.

В ущелье видны мачты высоковольтной электропередачи, подводящей энергию к мощному радиопередатчику.
4
Ракета возвращается на Землю. Она повернута теперь хвостовым кольцом вперед, из него выпускаются облака пара, тормозящие падение ракеты. Так как полное и точное торможение таким путем осуществить трудно, то для дальнейшего ослабления удара ракета спускается в море.

Между спустившейся в море ракетой и берегом устанавливается связь. Небольшая пушка перебрасывает на ракету крепкий трос, с помощью которого ракета подтягивается к берегу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.